В Якутию 13 мая прибыл самолет-лаборатория Росгидромета Як-42
В Якутию прибыл самолет-лаборатория Росгидромета Як-42 для выполнения экспериментальных, технологических авиационных работ по активному воздействию с целью искусственного увеличения осадков на территории республики. О возможностях и уникальности самолета-лаборатории Як-24, а также о самой технологии вызывания и увеличения осадков рассказал начальник отдела физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, руководитель экспедиции в Якутии Баграт Данелян, сообщает ЯСИА.
Как сообщил журналистам начальник отдела физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) Росгидромета, руководитель экспедиции в Якутии Баграт Данелян, самолет-лаборатория Як-24 оснащен самым современным оборудованием для проведения очень широкого спектра исследований всех атмосферных процессов и проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы для нужд народного хозяйства.
«Обычно активные воздействия проводятся для сельскохозяйственных целей, гидроэнергетики, улучшения водопользования населением, а также для тушения природных пожаров. Технология разработана в Росгидромете, в том числе и силами нашего института. Однако то, чем мы будем заниматься в рамках работы в Якутии, — мы это будем делать впервые. А именно — наша работа заключается в предварительном увлажнении территорий для предотвращения возникновения пожаров. До этого технологии, связанные с пожарами, были направлены только на тушение», — рассказал он.
Прибывшая в республику команда специалистов ЦАО состоит из 14 человек. В планах у них также провести дополнительно собственное исследование.
«Мы привезли полный состав лаборатории, так как хотим исследовать здесь определенные процессы. Отмечу, что в Якутии еще не было проведено ни одного исследования в этом направлении, поэтому мы параллельно попытаемся исследовать за это время все атмосферные процессы», — добавил он.
По постоянно проводимому мониторингу осадкообразующих процессов и информации от Якутского управления гидрометеорологии самолет-лаборатория будет вылетать в районы, где будут развиваться «благоприятные» облака. Как оказалось, не все облака пригодны для искусственного создания и увеличения осадков, именно поэтому самолет также укомплектован необходимым оборудованием, которое позволяет исследовать широкий спектр величины параметров: от термодинамики до микрофизических процессов. Самолетов, оборудованных подобными возможностями лаборатории, в мире насчитывается всего восемь, а в России такой всего один, и сегодня он находится на территории Якутии. Так, одними из основных параметров для выявления пригодности облаков являются:
— Температура, потому что воздействие на облака для искусственного вызывания и увеличения осадков возможно только при определенной температуре;
— Влажность, чтобы понять, смогут ли дойти осадки до земли, не испарившись в атмосфере;
— Водность, чтобы определить количество воды в облаке.
«Так по полученным данным облачности мы вылетаем в тот или иной район и начинаем исследовать эти облака на предмет их пригодности, как только мы это подтверждаем, мы производим воздействие на них для того, чтобы осадки либо были вызваны либо увеличены на тех территориях, которые предварительно будут нам указаны вашими службами. На завтра планируем вылет в районе юга/юго-востока от Якутска и уже начинаем эти работы», — сообщил Данелян.
Помимо этого в самолете установлены специальные средства выброса с объемом в 1024 ствола — такого количества нет ни у одного самолета в мире.
«Почему делается такое большое количество? Для того, чтобы ему хватило пиротехнических изделий для обработки всего большого массива облаков без посадки, занижений и так далее. Кстати, в мире ни у одного самолёта нет такого количество стволов, даже у Китая, хотя у них очень развито это направление. Самолет с 1024 стволами есть только у нас», — сказал он.
Чтобы понимать, как искусственно вызываются или увеличиваются осадки, для начала нужно понять, как образуются и действуют сами облака. Как объяснил руководитель экспедиции, облако — это как живой организм и в нем постоянно происходят разные процессы: возникают капли, кристаллы, которые начинают взаимодействовать и растут до частиц осадков. Основная задача команды — сделать этот процесс более интенсивным с помощью введения дополнительных ядер кристаллизации или конденсации.
«Вводим мы их для того, чтобы процесс образования капель или кристаллов в облаке происходил более активно и с наименьшими потерями влаги. Если мы ускоряем процесс образования частиц осадка, то мы как раз эти потери снижаем и увеличиваем коэффициент полезного действия», — рассказал он.
Все это делается, потому что коэффициент полезного действия облака не такой большой, то есть не вся имеющаяся в нем влага возвращается назад на землю из-за испарения.
Он также отметил, что спрос на услуги их института очень большой, особенно в весенне-летнее время. Однако, по словам Данеляна, можно проводить работу по этому направлению также осенью и зимой: накапливать снег, чтобы при его таянии также возникали нужные осадки для разных задач.
Специалисты ЦАО также содействуют в создании в Якутии самолета, который бы мог так же вызывать дожди. Ранее сообщалось, что самолет Ан-26 «Полярных авиалиний» оборудуют данной системой.
«Руководство республики одно из первых в стране приняло решение о создании собственного самолета и в его создании очень сильно помогает Росгидромет в лице нашего института. Мы надеемся, что этот самолет будет создан в этом году. Всеми методическими аспектами по этим видам работ мы постараемся обеспечить. Отмечу, что в этом направлении прошел уже большой цикл работ, включая обучение якутских специалистов на нашей базе, которые уже получили сертификаты, прослушали широкий курс этого направления именно по искусственному увеличению и вызыванию осадков», — сообщил Баграт Данелян.
Помимо этого они также будут обучать местных специалистов работать на таких самолетах на практике.
«Отрадно, что руководство республики уделяет огромное внимание этому очень важному и правильному направлению. Мы будем полностью помогать вам для того, чтобы эта служба здесь создалась и работала эффективно и плодотворно», — добавил он.
Самолет Ан-26 «Полярных авиалиний» будет оснащен 512 стволами.
«Хочу сказать, что это достаточно большое количество, потому что другие самолёты, которые летают у нас в России, имеют меньшее количество стволов — до 384. Ваш самолёт будет измерять необходимое количество параметров: температуры, влажности и водности», — рассказал собеседник агентства.
Фото: Мария Васильева, ЯСИА
Образовательная программа собрала около 150 участников
Об этом сообщил первый вице-премьер республики Дмитрий Садовников
Турнир Миндиашвили состоится с 26 по 29 декабря
Участников ожидала высокая конкуренция
Строительство участка до поселка Мастах протяженностью 84 км – один из масштабных газовых проектов на…