Долой «Астрал»ьный кинофастфуд, или Как «Иччи» возвращает жанр ужасов к истокам

Получился ли новый фильм кинокомпании Art Doydu страшным и стал ли новым витком развития для якутского кино?
15:57, 28 мая 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Сегодня для любителей кино настал долгожданный с прошлого года день — на большие экраны вышел новый якутский фильм «Иччи», снятый Костасом Марсааном и Марианной Сиэгэн. Почему фильм нельзя назвать ужасом в чистом его виде? Стал ли фильм новой вехой для развития якутского кино? Внушает ли страх история, рассказанная в кинокартине? На эти и другие вопросы корреспондент ЯСИА попытался дать ответы после премьерного показа.

При слове «хоррор» многие сразу могут представить в своих мыслях такие фильмы, как «Астрал», «Паранормальное явление», «Заклятие» и другие. Все больше клонов этих кинокартин начали заполонять большие экраны и «рубили кассу», как это принято говорить. Ведь кино — это часть большого бизнеса индустрии развлечений, а жанр ужасов — настоящая золотая жила для любого продюсера. Низкие бюджеты и феноменальные сборы. К примеру, первая часть «Паранормального явления» обошлась создателям в… 15 тысяч долларов и окупилась почти в 13 тысяч раз (общие сборы порядка 200 млн долларов). 

Мы не утверждаем, что упомянутые фильмы по качеству (содержательно и технически) на низком уровне. Нет, каждый из них внёс свой вклад в жанр ужасов. Особенно первые части: все «явления» пугали зрителей реалистичностью, а «Заклятия» завораживали неплохим сюжетом, прекрасной актерской игрой и вечными вопросами веры, добра и зла. То же самое касается и первых «Астралов». Просто они породили «монстра», который привёл жанр к стагнации. 

Долгий путь к зрителю

Поэтому на новый якутский фильм «Иччи» редакция ЯСИА шла с долей скепсиса, ожидая увидеть что-то похожее. Но как же мы ошибались. Об этом позже. Начнём с предыстории. Фильм начали снимать летом 2017 года. Работа над ним шла довольно долго и в прошлом году новая работа Марианны Сиэгэн и Костаса Марсаана должна была выйти на большие экраны, но случился COVID-19 и премьеру пришлось отложить. Как рассказала в сюжете передачи MOVIE Марианна, идея снять фильм ужасов зрела с 2014 года и было желание работать над ним параллельно с другой кинокартиной — «Мой убийца», который в 2016 году произвёл настоящий фурор в отечественной киноиндустрии. Но решено было сконцентрироваться на одном проекте и начать заниматься разработкой нового позже. И, наверное, создатели «Иччи» не прогадали.

Настоящий страх кроется в другом

По сюжету, который и может ввести в заблуждение, семья из города приезжает в деревню навестить родственников. Земля, на которой они живут, имеет кровавую историю и в один момент прошлое начинает тесно сплетаться с настоящим. Мир мертвых встречается с миром живых. Смогут ли члены семейства остаться в живых?

Согласитесь, что завязка довольно знакома. Да и трейлер внушал то, что параллелей с «Астралами» и «Заклятиями» не избежать. Но создатели, можно сказать, схитрили и смогли удивить многих зрителей, включая и нашего корреспондента. Дело в том, что «Иччи» невозможно назвать хоррором в том смысле, в котором принято его воспринимать. В нем нет обилия крови или внезапно возникающих силуэтов с рогами и клыками, кричащих «МОЕ!». И тут многие могут задаться вопросом: страшный ли фильм? Безусловно. Страх он внушает. Зрители постепенно начинают погружаться в тревожную и гнетущую атмосферу от осознания приближающегося кошмара, который непременно затронет всех персонажей. Зрителям даётся возможность окунуться в историю нелегких отношений между членами семьи, а затем отнимается желание отвлечься и всех окунают в холодную воду с головы до пяток. Шанса сбежать нет. Вся история пропускается через собственное мироощущение и затем наступает принятие каких-то мыслей от просмотренного и их дальнейшее осознание. Все это подкрепляется не менее тревожными композициями Андрея Гурьянова, работавшего на другими именитыми якутскими картинами — «Чёрный снег», «Царь-птица» и другие, и хорошо построенной картинкой, к которой руку приложил оператор Леонид Никифаренко.   

Новшеством для якутского кино станет подводная сцена. Ее для фильма готовил Григорий Яблочников, которого Марианна Сиэгэн описала как «Ива Кусто в российском кино». Снята сцена вкусно. Ее даже не приходится смешивать с чем-то сладким. Послевкусие от неё у зрителей останется только приятное. Техническая сторона фильма, конечно, поражает. Все выполнено на высоком уровне. Учитывая то, что большая часть сцен была снята в ночное время суток, командой проделана колоссальная работа по монтажу, цветокоррекции и звуку. 

Отдельной похвалы должны удостоиться актёры фильма. Напомним, что одну из ролей сыграла Марина Васильева — звезда «Нелюбови» культового Андрея Звягинцева. Казалось, что она то и будет приковывать внимание зрителей и весь сюжет будет крутиться вокруг этой актрисы. Но! Не побоимся сказать, что главной жемчужиной фильма является Борислав Степанов. Да, вас не подводит зрение. До фильма «Иччи» он был известен в качестве КВНщика, вайнера и актера в комедийном фильме «Экспедиция». Амплуа, можно сказать, сложилось. Но каково же было удивление осознать факт того, что Борислав — хороший драматический актёр, игра которого не оставляет сомнений и впереди его ждёт неплохая карьера. Если он отточит свои актерские навыки, то со временем может стоять в одном ряду с именитыми якутскими артистами и актерами. 

Жалко, что итоги своей работы не смогла увидеть Матрена Корнилова, покинувшая нас в 2019 году. В фильме ей досталась роль матриарха семьи, кладезя культуры и традиций предков. Именно ее образ стал воплощением того состояния, в котором находятся большинство из нас: несмотря на то, что многие явления можно объяснить научными методами и ничего сверхъестественного в них нет, жизнь преподносит удивительное и необъяснимое. И ответы приходится искать в мистике.

Что в итоге?

Резюмируя, скажем следующее: фильм, от которого ожидаешь резкого спуска с высоты  по американским горкам, становится новой вехой развития жанра ужасов в якутском кино. Да и не только в якутском, но и в российском, так как жанр особо не развит в нашей стране. Вышедшие ранее «Яга» и «Пиковая дама» все же шли по пути не раз упомянутых творений BlumHouse. А «Иччи» избрал для себя иной путь, на который вступить посмеют только отважные. Тут, наверное, стоит отдать дань уважения скандинавским киноделам с их атмосферными триллерами, а также Роберту Эггерсу с его «Ведьмой» и другим людям, чьи творческие стремления способствуют развитию совершенно другого кино. 

Фильм многогранен, навеян якутским фольклором и заставляет задуматься над хрупкостью жизни, семейными взаимоотношениями, возникновением зла в человеческой душе и его влиянии на окружающее, столкновением рационального мышления с необъяснимым, а также над противостоянием человека перед рядом искушений. В этом и главная особенность «Иччи»: подать сквозь мистику простые человеческие истины. 

В целом, «Иччи» от ArtDoydu невозможно назвать ужасом/хоррором в чистом виде. Одним словом вряд ли можно передать всю его глубину. Мы бы назвали так: магический реализм с элементами всепоглощающего страха. 

Фото: Андрей Сорокин

16+

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
12 декабря 12.12
  • -43°
  • $ 103,27
  • 108,56

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: