Более трехсот лет назад в Якутии, да и на всем Дальнем Востоке не было ни одной школы. Долгий путь к знаниям и грамотности местного населения начался только в середине XVIII века. Специально ко Дню учителя ЯСИА подготовило материал о становлении образования в республике.
Церковно-приходские школы
Просвещение якутян, что общеизвестно, началось с распространения православной веры и крещения. В 1735 году при Спасском монастыре в Якутске открылась низшая духовная школа по предписанию Иннокентия II, епископа Иркутского и Нерчинского. В первый год в школе обучалось 10 мальчиков от семи до 15 лет, в том числе шесть якутов. Дети изучали Закон Божий, грамматику, чтение, арифметику. Главной целью была подготовка детей местного духовенства и новокрещенных якутов к миссионерской деятельности.
Затем в Якутске открылась гарнизонная школа, где обучались дети военно-служивого сословия казаков. Через некоторое время гарнизонную школу преобразовали в навигацкую. В XVIII веке навигацкая школа в Якутске являлась единственной на всем Тихоокеанском побережье школой светского образования, выпускающей местные кадры по морской службе. Ученики школы также выполняли отдельные поручения по измерению пространства, производству чертежей, съемке планов, описанию новых земель.
В 1744 году навигацкую школу закрыли. В 1766 году деятельность школы возобновили по настоянию городских жителей. В тот год было набрано 40 учеников, список предметов пополнился тригонометрией, геодезией и астрономией.
В 1789 году в Якутске открылась первая церковно-приходская школа. Учеников было все еще мало, обучение проходило всё так же с упором на церковное учение и грамматику.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования СВФУ Николай Неустроев отмечает, что школы особой распространяемости тогда не добились, потому что родители не хотели отдавать детей на обучение.
“Родители тогда не понимали значения образования, не понимали для чего оно было нужно, ведь грамотей лучше стрелять по белкам не будет. С другой стороны, конечно, кто-то не мог от хозяйства оторвать ребенка, кто-то слишком далеко жил от Якутска. Все-таки условия у всех были разные. Но, действительно, в первое время родители не отдавали детей в школу, затем все поменялось в другую сторону”, — рассказал Николай Неустроев.
Время перемен
В XIX веке город Якутск становится центром образования и просвещения. В 1801 году открывается духовная инородческая (якутская) школа при Спасском монастыре. Из 30 обучающихся, 20 были дети якутской национальности. Первым учителем духовной семинарии стал иеродиакон Иркутской духовной семинарии Капитон. Через некоторое время вторым учителем назначили Анемподиста Винокурова, одного из первых представителей якутского народа, обучавшегося в Иркутской духовной семинарии.
В 1808 году в городе открылось гражданское уездное училище, а затем в 1819 году духовное приходское училище.
Кроме этого, школы начали появляться и в отдаленных улусах. Большую роль в этом сыграли местные жители, которые поддерживали школы личными сбережениями и политссыльные, обучавшие детей.
В 1860 году в Якутской области работало 10 учебных заведений, в которых обучался 361 ученик: гражданское уездное училище на 82 ученика, три гражданских приходских училища на 139 учеников, духовная семинария на 10 учеников, духовное уездное училище на 28 учеников, духовное приходское училище на 27 учеников, три казачьих школы в Якутске, Вилюйске и Среднеколымске на 66 учеников.
Также большое внимание стали уделять и образованию девочек. В 1882 году в Якутске открылась первая женская гимназия, которая готовила домашних учительницы и учительниц начальной школы. В 1888 году открылось Якутское епархиальное женское училище и несколько десятков церковно-приходских школ и школ грамоты.
В 1889 году функционировала якутская шестиклассная классическая мужская прогимназия, впоследствии преобразованная в реальное училище, где преимущество отдавали изучению математики и естественных наук.
Все эти школы были крайне малочисленны и охватывали небольшую долю детей школьного возраста. Грамотность населения Якутской области в 1917 году составляла 2%, в том числе среди якутов – 0,7%, среди представителей коренных народов Севера — 0,2%.
Начало новой эпохи
В начале XX века в Якутске число учащихся в учебных заведениях было: в реальном училище — 119, женской гимназии — 126, духовной семинарии — 58, мужском духовном училище — 117, женском епархиальном училище — 80, образцовой при семинарии школе — 36. В дореволюционный период якутяне также обучались в университетах и институтах в других частях Российской Империи.
Проблема нехватки учителей в школах все еще была острой. Из статистической ведомости инспектора народных училищ в Якутской области в 1906 году насчитывалось 42 учителя, из них с высшим образованием — 0, со специальной подготовкой — 16, со средним и начальных образованием — 5, законоучителей — 16. В 1909 году количество учителей возросло до 87. Количество учителей, как и прежде, оставалось не достаточным.
Значимый вклад в подготовку учителей внесли двухгодичные педагогические курсы при Якутском четырехклассном училище. С 1909 года эти курс были одними из первых учебных заведений, готовящих квалифицированных учителей. Многие выпускники впоследствии стали видными учителями и организаторами просвещения в Якутии: С. А. Донской (Афанасьев), А. М. Дмитриев, В. М. Кондаков и Ю.Ф Колмыкова.
В 1919 году отделу народного образования Якутской области принадлежали четыре средних школы, учительская семинария, сельхозшкола, фельдшерская школа, три библиотеки, музей, воскресная школа, шесть высших начальных училищ, 170 начальных школ, три детских приюта. Количество учащихся в начальных классах достигло 4500 человек.
Общественно-политический деятель Исидор Барахов в 1923 году писал, что состояние народного образования в Якутии находится «в плачевном состоянии». По его словам, учащихся школ насчитывалось примерно шесть тысяч человек, что при общем количестве детей от восьми до 16 лет в 40 тысяч составляет всего 15% от них.
Гражданская война, переход к новой экономической политике, кризис привели к тому, что школы начали закрываться. Введение обучения на якутском языке тормозилось во всех школах из-за нехватки финансов, учителей.
Однако в заключении Исидор Барахов пишет, что несмотря на бедственное положение, разоренное население «неимоверными усилиями» поддерживает сельские школы, снабжает продуктами, нанимает за свой счет персонал, ремонтирует здания и чинит мебель:
«Такое отношение якутов к школе объясняется их стихийной тягой к учению, к свету, в котором они видят единственное средство выйти из состояния нищеты и невежества».
Стремление народа к знаниям сыграло решающую роль в становлении начального образования в Якутии. Если в XVIII веке местные жители не понимали значения образования, то в XX веке классы в школах стали активно заполняться. В 1924-1925 учебном году в Якутии работали 146 школ всех типов, в которых обучалось уже 10620 человек, а через два года количество школ увеличилось до 194, количество учеников достигло 11600. Преподавание основных предметов велось на родном языке, русский язык изучался как самостоятельный учебный предмет. Кроме этого, для коренных народов Севера появлялись первые буквари, учебники, учителя, кочевые школы и школы-интернаты.
За двести лет на территории Якутии сложилась система начального образования, которое затем стало началом великого пути к знаниям. Образование стало обязательным и необходимым, открывалось все больше школ в селах, количество образованных людей с каждым годом росло, а в 1934 году открылся Якутский государственный педагогический институт, который в последующем преобразован в Якутский государственный университет, ставший научно-образовательным центром Северо-Востока России.
Автор: Юлия Шадрина-Джонс, ЯСИА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: