ЯСИА узнало, что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации, а также о том, какие навыки необходимы современным госслужащим
Новый тренд в России — цифровая трансформация. Что это такое, чем она отличается от цифровизации и почему диплом вуза — еще не конец учебы, рассказала ЯСИА директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева.
С 26 по 28 августа якутские государственные и муниципальные служащие проходили программу повышения квалификации по цифровой трансформации. Ее специально для региональных специалистов составили сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
— Цифровизация, цифровая трансформация…Это не одно и то же?
— Цифровая трансформация это такой сейчас тренд, о котором многие говорят, но мало кто действительно понимает, что за этим стоит. Расскажу небольшую предысторию. Несколько лет назад у всех на слуху была автоматизация, потом перешли к цифровизации, а сейчас идет цифровая трансформация. Здесь и начинается путаница, потому что это три разные вещи.
Объясню на примере. Возьмем классический сервис — такси, которое существует десятки лет. Автоматизация — это когда в таксопарке внедряется решение, позволяющее автоматизировать процессы: машинистка берет заказы по телефону, отслеживает, сколько заказов у каждой машины, сдает отчеты в бухгалтерию. Цифровизация — это когда с помощью технологий в эти процессы включаются продвинутые аналитики, используются сквозные технологии. А цифровая трансформация отражается в примерах Uber и Яндекс. Такси. То есть создается некое решение, которое не просто использует технологии, а полностью меняет процессы и экономику — заказы принимаются через приложение, таксопарки уже не нанимают операторов, а таксистом службы может стать любой зарегистрированный в приложении водитель.
— Это частные примеры, а как Россия в целом идет по пути цифровой трансформации?
— Процесс этот сложный и длительный. Здесь недостаточно просто принять один закон. Но значимый шаг на пути к этому — национальный проект “Цифровая экономика”, где и заложены многие принципы тех изменений, которые мы должны осуществить за следующие пять лет, чтобы наша страна совершила большой рывок навстречу цифровой трансформации.
По сравнению с другими странами мы выглядим вполне достойно. Нет такого, что мы находимся где-то в хвосте. У Госуслуг один из самых больших охватов населения по сравнению с другими государствами, где есть такие же сервисы
Сейчас делается еще один шаг в этом направлении. Министерство цифрового развития ведет работу над суперсервисами. Что это такое? Это когда не ты выбираешь на платформе необходимые услуги, а существует некая жизненная ситуация, и под нее на сайте тебе предоставляются все необходимые услуги.
Например, девушка забеременела — теперь ей надо встать на учет в поликлинику, позже получить свидетельство о рождении ребенка и тоже прикрепить его к поликлинике, оформить СНИЛС, еще позже определить его в садик. Сейчас это удобно оформлять благодаря Госуслугам, но при этом человек все равно находит, подписывает и получает все сам. Суперсервис позволяет женщине отметить в своем личном кабинете текущий статус, а во время визита к врачу ей автоматически предложат весь спектр услуг, который нужен во время беременности, родов и после них. То же самое касается и социальных выплат — по статусу на сайте могут назначать выплаты без вороха документов, которые нужно предъявлять в ведомства.
Так называемое проактивное оказание услуг — уже в работе. “Рождение ребенка” как раз заложено в этот суперсервис как одна из ситуаций. В течение ближайших лет мы все сможем воспользоваться этими услугами. Это пример того, что мы довольно стремительно движемся по пути к цифровой трансформации.
— “По статусу на сайте могут назначать выплаты” — звучит отдаленно, как социальный рейтинг в Китае.
— У любого государства есть данные граждан в оцифрованных базах и системах. Социальный рейтинг — это когда государство использует твои данные и некую историю твоих действий для принятия каких-либо решений: дать ли тебе кредит, разрешить ли тебе арендовать автомобиль, можешь ли ты купить билет на самолет. По этому поводу идут дискуссии о равном доступе людей к благам.
Государство, конечно, должно владеть данными о человеке, но насколько человек готов предоставлять эти данные для принятия решений, он должен определять сам. Предоставление данных о себе не должно стать обязанностью для граждан
Нужно понимать, что, не давая государству доступ ко всем своим данным, ты можешь повысить свою безопасность, но при этом лишиться каких-то льгот. Так или иначе, при проектировании такой системы нужно оставлять людям выбор.
— В Китае ведь нет такой свободы?
— Система пока действует только в определенном регионе Китая и не распространена на всю страну. Но там да, это обязательная процедура для всех жителей.
— Как вы думаете, насколько Россия близка к такому шагу?
— У нас пока никто про социальный рейтинг не говорит и на повестку дня не ставит. В государстве, наоборот, стремятся к тому, чтобы услуги были доступны абсолютно для всех — в этом и заключается суть суперсервисов, о которых я уже говорила.
Сегодня вообще много страхов и опасений по поводу цифровизации и технологий. Когда я сама впервые пробовала сервис самостоятельной сдачи багажа, даже мне, человеку, который преподает цифровую трансформацию, было страшно: а вдруг что-то пойдет не так, бирку неправильно наклеила, багаж не туда поедет. Но все прошло хорошо, багаж долетел нормально, я его потом быстро нашла, и в следующий раз уже буду без страха сдавать чемодан самостоятельно. Это, конечно, больше забавная история, но люди на самом деле боятся многих вещей, в основном, беспокоятся, а не украдут ли их данные, а не следят ли за ними, а не подслушивают ли их. Отчасти страхи оправданы, потому что технологии развиваются быстро, и иногда системы безопасности не успевают расти вместе с ними. Но что касается государства, то при разработке новой технологии всегда в первую очередь прорабатывается вопрос безопасности.
Бояться нового и неизвестного нормально, и хорошо, что люди думают о своей безопасности. Единственное решение здесь — просвещение. Нам нужно рассказывать окружающим, как работают технологии и почему они не опасны
— Вы приехали в Якутск с учебной программой для госслужащих. Расскажите, в чем она заключается и чем отличается от множества других курсов повышения квалификации?
— Наша программа разработана специально для государственных и муниципальных служащих и посвящена цифровой трансформации. У нас сейчас есть четыре вида программ: две из них — для федеральных и региональных заместителей министров и руководителей служб, которые проводятся в Москве, две другие — более масштабные, которые организуются в регионах. Благодаря одной из них мы и оказались в Якутии. Ваш регион оказался шестым по счету, где мы проводим курсы. Они рассчитаны на то, чтобы познакомить с сегодняшней цифровой повесткой.
Мы часто сталкиваемся со скепсисом. Многие считают, что цифровая трансформация — это далекая федеральная вещь, и нас это не касается. Это не так. И нам важно донести это до регионов
Раньше повышение квалификации для госслужащих было формальностью, мы видим, что у многих до сих пор нет мотивации и привычки учиться всю жизнь. Но современные процессы цифровой экономики меняются ежедневно и требуют, чтобы мы постоянно учились. В стране надо ускорить процессы, связанные с развитием и использованием технологий, в том числе в госуправлении.
— Чему должны научить ваши курсы? Это ведь не уроки для пенсионеров “Как пользоваться компьютером”? Брали ли вы за основу какую-нибудь успешную программу?
— Нет. Это абсолютно новая тема, по которой все еще нет устоявшихся стандартов образования, их сложно выработать однажды и потом следовать только им. У нас есть свои принципы формирования программы. Один из них — это налаженная обратная связь со слушателями курсов: мы собираем их комментарии о том, как прошел отдельный учебный день и вся программа в целом — что понравилось, где было непонятно, чем дополнить. Так, мы можем на следующий день уже с учетом замечаний менять программу, понятно, что не кардинально, но по мере возможности.
На курсах с государственными служащими мы часто работаем над soft skills — умением быть открытым, общаться, доносить идею правильно и работать в команде. Цифровая трансформация — это про данные и технологии, но гораздо больше про людей, которые делают ее. Про важность обучения таким навыкам мы тоже узнали, пока выступали с курсами в других регионах.
Можно сколько угодно развивать технологии и копить данные, но если нет людей, которые понимают, что это и как это грамотно применять, то ничего не будет
— А в каких регионах вы уже побывали с программой?
— Тула, Мурманск, Подмосковье, Белгород и Ростов. После Якутии едем на Сахалин.
— Якутия оказалась среди первых регионов, куда вы приехали. Почему?
— По инициативе самого региона. По всем субъектам было разослано письмо от министерства цифрового развития о проведении таких курсов. Якутия оказалась одной из первых, кто активно поддержал предложение. Нам интереснее приезжать туда, где уже осознали “неизбежность” цифровой трансформации.
— Какими в итоге должны выйти специалисты после прохождения курсов?
— Прежде всего мы стараемся вдохновлять и направлять наших студентов на пути обучения, но нужно помнить, что за три дня, которые длится наша программа, невозможно кардинально изменить человека. 1-2 дня уходят обычно только на то, чтобы “разогреть” слушателя, чтобы он перестал воспринимать информацию через “сито” скепсиса. Наши три дня уходят на то, чтобы дать базовые знания и направить людей на дальнейшее обучение. Если мы вдохновим кого-то изменить хотя бы свои повседневные действия, то это уже можно считать успешным результатом.
— IT и «цифра» довольно активно развиваются в республике, однако по большей части это касается отрасли бизнеса. Почему на госслужбе эти же процессы происходят намного медленнее?
— Вы правы, что бизнесмены перенимают эти знания куда быстрее, но и мотивация у них другая. Если внедрять новые решения в бизнесе, результат ощутим сразу — на величине прибыли, на росте или снижении издержек, а то, что не внедрил ты, внедрил кто-то другой, и всю выгоду получит он.
Государство же — монополист, ему не с кем конкурировать. Для него использование новых технологий — вопрос не прибыли, а удобства для граждан, соответственно, нет стимула делать что-то максимально быстро. Плюс ко всему сказанному: в государстве очень медленно принимаются решения, так как каждое из них проходит целую цепочку согласований, ведь многие инструменты управления устаревают. Хотя движение в положительную сторону, несомненно, уже идет.
— Наверняка в разных регионах цифровая трансформация идет с разной скоростью?
— Верно. Есть регионы, которые получают много денег за счет нецифровых решений, поэтому там нет заинтересованности развивать технологии. Еще есть те субъекты, у кого просто руки не доходят, потому что у них другие социально-экономические проблемы, решение которых действительно повысит качество жизни людей. В России все еще достаточно территорий, которые вообще отодвигают цифровую трансформацию в сторону. Но есть и лидеры — они сами входят в процесс изменений, включая губернатора.
— На ваш взгляд, как в Якутии с этой трансформацией?
— Якутии повезло в этом плане. Важно, чтобы глава региона всегда поддерживал эти процессы. Айсен Николаев понимает, зачем нужна цифровая трансформация и какие возможности она создает. Республика уже является лидером цифровых решений. Мы побывали в вашем IT-парке, и проекты, которыми занимаются его резиденты, впечатляют! Насколько мне известно, сейчас в Москве идут обсуждения по созданию национального рейтинга цифровизации субъектов, его публикация запланирована на конец года. Думаю, Якутия должна войти в топ-3.
— Так, а когда все-таки Россия станет полностью цифровой?
— Мне сложно прогнозировать. Это очень непредсказуемое событие. Еще 10 лет назад мы не могли представить, на что станут способны телефоны. Но я надеюсь, что мы будем наращивать скорость с каждым годом.
Зрителям завязали глаза и дали ощутить концерт в принципиально новом жанре
В спортзале Алданской гимназии занимаются пятью видами спорта. Сегодня зал используется для проведения школьных уроков по…
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы