В День российского кино вспоминаем наиболее яркие моменты и факты из истории родного кино и задумываемся о его будущем
В последние годы якутское кино заявило о себе на весь мир в качестве поставщика качественных и наполненных смыслами фильмов. Об этом свидетельствует множество наград и номинаций на престижных кинопремиях. В День российского кино вспоминаем наиболее яркие моменты и факты из истории родного кино, а также задумываемся о его будущем.
Летом текущего года глава Якутии Айсен Николаев в рамках VII Якутского международного кинофестиваля заявил, что в республике уже снято и выпущено более 250 фильмов. Достижение ли это? Тут необходимо отталкиваться от того, что многие якутские кинокартины, в том числе выпущенные и на телеэкраны, снимались за счет большого энтузиазма. Об этом не раз говорили исследователи и сами кинематографисты: кто-то продавал имущество, а кто-то занимал у друзей и знакомых, самые замотивированные – кредиты в банках.
Государственная поддержка при этом оказывалась, но была единичной. Субсидии начали выделять ежегодно с 2020 года. Единично подключалось и Минкультуры России. Помощь оказывали и частные инвестиции, например, «Кинопрайм» и «Синет Сахавуд». Конечно, этому способствовали успехи фильмов на международных и всероссийских кинофестивалях, влияющие на развитие якутского бренда. Теперь регион – не кладовая полезных ископаемых, мамонтов и не ассоциируется только с холодом, но еще и кино.
Успехи региона, впереди которого по производству кино только Москва и Санкт-Петербург, были замечены главой государства Владимиром Путиным. Строительство круглогодичного кинопавильона было им поддержано. С реализацией проекта удастся не зависеть от климатических особенностей региона: лето в Якутии короткое, а зима – длинная и весьма суровая. Помимо этого, не надо будет задумываться над строительством декораций, особенно для съемок исторических кинокартин. Всем необходимым кинопавильон оборудуют, в том числе и техникой, и специалистами. Скромный бюджет можно будет выделить и на другие стороны кинопроизводства. Объект должны ввести в 2026-2027 годах. Вырастет и количество производимых проектов – почти до 30, что, конечно, много для одного региона.
Учитывая вышесказанное, цифра, перевалившая за 250, большая и солидная.
Подавляющее большинство фильмов окупилось за счет внутреннего проката. Этому способствовали поддержка СМИ и зрителей, которых на протяжении многих лет учили смотреть собственное кино на родном языке. И достижение отметок в 25 и 50 млн рублей – только начало.
Не раз от самих же кинематографистов можно было услышать фразу: «Для больших сборов в российском прокате нужны соответствующие затраты». Так ли это? Скорее всего дело в маркетинговой части. Например, фильм «Батя», вышедший в 2021 году, смог заработать более 500 млн рублей. Феноменальный успех для относительно камерной истории за 75 млн рублей. Есть и более громкий пример: «Барбигеймер» позволил истории про легендарную куклу заработать в прокате более 1,4 млрд долларов, как и истории про физика-ядерщика – более миллиарда. А ведь про последний не скажешь, что он снимался для массового зрителя.
И в нашем кино есть довольно яркие примеры. Например, тот же «Пугало» получил Гран-при престижного «Кинотавра». Все это активно обсуждалось в СМИ. Как итог, порядка 12 млн рублей сборов при бюджете в 1,5 млн. Фильм «Карина», вышедший недавно, заработал в прокате рекордные для якутского кино 50 млн рублей (+ российский прокат), солидная часть которого приходится на якутского зрителя. Тут сыграла свою роль реальная история, произошедшая с Кариной Чикитовой: девочка больше 10 дней выживала в якутской тайге.
Если мы заговорили про деньги, то стоит уделить внимание и кинопрокату. Якутский зритель свое кино не просто любит, но и поддерживает рублем, о чем мы уже упомянули. Из года в год якутский кинопрокат фиксирует кассовые рекорды. Так, по итогам 2023 года местные кинокартины заработали 100 миллионов рублей. В текущем же году поставят новый рекорд, что уже факт, учитывая сборы «Карины» в 50 млн рублей и «Там, где танцуют стерхи» в 25 млн. Прошлогодний рекорд уже побит.
На сегодня топ-5 самых кассовых кинокартин выглядит следующим образом:
— «Карина», 51 млн рублей;
— «Айта», 26 млн рублей;
— «Там, где танцуют стерхи», 25 млн рублей;
— «Лоокут и Нюргусун», 21,9 млн рублей;
— «Агент Мамбо», 16,6 млн рублей.
Потенциальным хитом может стать «Триумф» Михаила Лукачевского, который расскажет историю взлета легендарных олимпийцев из Якутии Романа Дмитриева, Павла Пинигина и Александра Иванова в Монреале. Якутяне любят вольную борьбу, спорт в целом. «Карина» доказала, что байопики востребованы. Другой хит – «Чума» Дмитрия Давыдова. Самый титулованный якутский режиссер представит историю двух семей, проблему отцов и детей в черно-белом варианте. Третий хит – фэнтези «Хаар Кынат», за основу которого взяли эпос Олонхо.
Заветные большие сборы и бюджеты могут стать реальностью и при другом стечении обстоятельств, связанных с копродукцией. Первый опыт вышел в 2009 году. Андрей Борисов воплотил для больших экранов «Тайну Чингис Хаана» по произведению Николая Лугинова. Совместный проект России, Монголии и США был амбициозен, но не был успешен в прокате. Заложенные в производство 10 млн долларов не смогли отбить, но зато был наработан опыт в работе с другими специалистами, да и сами якутские кинематографисты улучшили свои навыки. Немаловажно и то, что якутское киносообщество показало свой потенциал для съемок «большого кино».
Но главное во всем этом – сотрудничество с другими регионами и странами. Так, в текущем году «Сахафильм» подписал соглашение о сотрудничестве с «Казахфильмом», наметился путь развития якутского кино в сотрудничестве с Поднебесной, где китайским зрителям уже показали «Там, где танцуют стерхи». Китайская аудитория осталась под большим впечатлением, многие пустили слезу. Отношения с Монголией, начатые более 15 лет назад, также продолжатся. В 2023 году уже проходили Дни якутского кино в стране, скорее всего, не последние. Да и потенциал снять совместный проект все еще не испарился.
В скором времени можно будет насладиться фэнтезийным фильмом «Хаар Кынат» от Art Doydu, в производстве которого принимали участие постановщики трюков и боевых сцен из Nomad Stunts (Казахстан). Компания, например, принимала участие в производстве диснеевской «Мулан» и «47 ронинов» с Киану Ривзом.
У другого якутского фильма – «Легенды вечных снегов», получившего Гран-при международного кинофестиваля в Бишкеке, есть потенциал оказаться в Японии. Желание поработать с якутскими кинематографистами появилось и у западных стран. Вот почему нужны фестивали, если есть те, кто задается вопросом по этому поводу. Награды – часть маркетинга, способствующего небывалому росту интереса.
Если заострить внимание на наградах, то их в копилке у якутского кино довольно много. Тут и упомянутый Гран-при «Кинотавра», главная награда фестиваля авторского кино «Зимний» («Не хороните меня без Ивана», 2022), Гран-при ММКФ («Царь-птица», 2018), Гран-при «Золотого ворона» («Там, где танцуют стерхи», 2024), спецприз жюри кинофестиваля стран ШОС («Не хороните меня без Ивана», 2023), приз за лучший фильм кинофестиваля стран БРИКС («Надо мною солнце не садится», 2021), Гран-при «Окно в Европу» («Черный снег», 2020) и другие. Если все их перечислять, то тут хватит на реферат или курсовую.
Ряд фильмов предлагалось направить и на «Золотой глобус», который по своей значимости не уступает Оскару. Так, ходили разговоры направить «Тайны Чингис Хаана» от России в список номинантов на награду за лучший фильм на иностранном языке, как и «Царь-птицу». «Мой убийца» Костаса Марсаана также входил в длинный список кинонаграды, как и «Надо мною солнце не садится».
Но что бы ни говорили про Оскар, премия все еще остается главной целью любого человека, занятого в сфере кино. Представители якутского кино не станут исключением. Цель была достигнута частично в 2023 году, когда якутян Евгению и Максима Арбугаевых включили в шорт-лист премии за лучший короткометражный документальный фильм. Их работа «Выход», поднимающая тему глобального потепления, была опубликована на официальном YouTube-канале The New Yorker, была представлена в программе Берлинале и других престижных кинофестивалей. Но говорить о том, что это якутское кино – ошибочно. Скорее, подойдет другое определение – арктическое. Но все же Арбугаевы – факт того, что в скором времени на главной кинопремии мира окажется якутское кино, произведенное в Якутии силами якутов.
Недавний успех сиквела «Головоломки», ставшей одной из самых кассовых кинокартин этого года, заставляет упомянуть будущее якутского кино в анимационном направлении. В регионе уже функционирует собственная студия TUNDRA, есть ряд энтузиастов и творческих объединений. Так, новоиспеченная студия уже выпустила мультфильм «Бык холода», получила большое количество положительных отзывов и наград. Впереди выход короткометражки «Мунха».
Но все же до уровня «Мельницы» или «Рики» еще далеко. Масштабы и возможности, как говорится, не те. Ведь анимация – дело, хоть и красивое, но сильно затратное. Так, серия «Смешариков» обходилась в 40 тысяч долларов, а «Маши и Медведя» — до 400 тысяч долларов. Бюджет полнометражного анимационного 3D-фильма в наших реалиях может составить колоссальные несколько миллионов долларов. Но потенциал, конечно, есть. Главное, найти инвесторов, которые поверят в старания якутских аниматоров. Если бы не Стив Джобс и Джон Лассетер, то и не было бы никакой Pixar, а если бы не Фил Найт (основатель Nike) – не было бы Laika Entertainment.
Другая проблема – кадры. Их катастрофически мало, чтобы воплотить в реальность мечту о полнометражной анимации. Группа из более 10 людей может потратить очень много времени на производство даже 30-минутного проекта, не говоря уже о 90- или 120-минутном.
И тут назревает решение давнего вопроса о собственной киношколе. Если киноязык приобретался годами за счет энтузиастов, то теперь должна настать очередь и собственной подготовительной институции. В скором времени откроют кинопавильон, в котором предполагают создать около 1500 рабочих мест, но кем их заполнить? Шаги в эту сторону начал Арктический государственный институт культуры и искусств, открывший направление по кино. Вуз также начал проводить сезонные киношколы под руководством кинопродюсера Сарданы Саввиной. Есть программы «Союзмультфильма» и «Синергии» по анимации. Если порыться в поисковике, то, наверное, можно наткнуться и на другие образовательные учреждения. Но их «мощностей» не хватит для значительных преобразований.
Какие пути тут необходимы? Заключать соглашения с ведущими творческими вузами страны: либо открывать их филиалы (давно пора), либо договариваться о целевых местах и за счет бюджета республики готовить сценаристов, VFX-специалистов, операторов, режиссеров, гримеров и других специалистов в области кино и анимации.
Другой момент – подготовка киноведов, которые смогут структурировать всю разрозненную информацию о якутском кино и в перспективе выпустить большой труд или же киноальманах. В самом «киношном» регионе страны, не считая федеральных центров, все же не хватает высококвалифицированных кадров, способных правильно анализировать и смотреть кино. А ведь оно – мощный инструмент сохранения и развития языка, репрезентации якутской культуры, формирования идентичности и стимулирования социальных преобразований. Такой вот итог.
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос