Фильм Эдуарда Новикова получил «Золотого Георгия» и стал лучшим на 40-м Московском международном кинофестивале. Картина произвела небывалый фурор среди зрителей и кинокритиков. Рецензию на фильм написали известные российские авторы и крупные СМИ.
«Фестивальное кино»: От фильма отдаёт необычайным теплом
Сетевое издание «Фестивальное кино» назвало «Царь-птицу» далеко не рядовым фильмом фестиваля, подчеркнуло её самобытность и особенности подачи.
«Первое – это национальный язык, фильм не на русском, что придаёт ему необычайный шарм, второе – это природа холодного севера, которая весьма органично представлена на экране. Кажется, что от фильма отдаёт необычайным теплом, в чём непосредственная заслуга актёров, сыгравших главные роли», – пишет редакция. Они выразили надежду о том, что скоро кино Якутии попадёт в широкий прокат.
«Кинопритча «Царь-птица», история которой почти фольклорна, выполнена в лучших традициях старого, «олдскульного» кинематографа, и вместе с тем — уникальна. Смысловая многофактурность сюжета позволит каждому зрителю отыскать в этой истории что-то свое – неизвестное, но близкое, пришедшее из якутского бытия и вместе с тем, родное, сказочное и одновременно подлинное», – считает кинопортал Proficinema.
Они назвали фильм кинопритчей, политическим высказыванием и в то же время невероятно красивой историей, соединяющей в себе подлинность бытия с темой единения человека и природы: «Сейчас якутское кино находится на подъеме, и «Царь-птица» — явное тому доказательство».
Антон Долин: «Царь-птица» — лучший. Награждён по заслугам
Известный российский кинокритик Антон Долин написал отзыв о победе «Царь-птица» на своей странице Facebook. «Поздравляю всех болельщиков якутского кино! Понятно, что ММКФ — не Канны. И все-таки это настоящий международный конкурс, настоящее международное жюри. «Царь-птица» — лучший. Награждён по заслугам», – прокомментировал он.
Издательский дом «Коммерсант»: «Царь-птица» – неторопливое камерное кино
Авторы российского издания также написали рецензию на фильм: ««Царь-птица» — неторопливое камерное кино, которое максимально простыми средствами, но в то же время точно и выразительно говорит о таких сложных вещах, как вина человека перед миром природы, покаяние и искупление. Мифологичная иносказательность уживается в нем с бесхитростной человеческой историей так же органично, как в сознании его героев соседствуют православие и древние верования народа саха».
«Коммерсант» отмечает активное развитие якутского кинематографа и считает, что этот тренд заметен по программе нынешнего ММКФ, в которой участвуют сразу три фильма из этого региона. Помимо «Царь-птицы» это короткометражная лента «Счастье» Владимира Мункуева и сенсация конкурса документального кино — «Генезис 2.0», снятый режиссерами Кристианом Фраем из Швейцарии и Максимом Арбугаевым из Якутии.
Автор «Московского комсомольца» Светлана Хохрякова: Слава якутским кинематографистам
Светлана Хохрякова поздравила якутян на своей странице в Facebook. «Молодец, Степан Петров, сотоварищи. Взяли «Золотого Георгия» на ММКФ. Слава якутским кинематографистам, которым местные начальники в этом году выделили 0 рублей. А продюсер «Царь-птицы» — ваще огонь», – написала она. Здесь стоит отметить, что журналистка ошибается: фильм выпущен «Сахафильмом», государственной компанией.
Газета «Комсомольская правда»: «Царь-птица» строгий и лаконичный фильм
«Якутская жизнь, полная анахроничных языческих предрассудков, не могла не заворожить жюри, включавшее в себя режиссера Анну Меликян, восторженную актрису Настасью Кински и исполнителя роли злобного американского тренера в «Движении вверх» Джона Сэвиджа», – написала редакция «Комсомольской правды» в своём материале.
Они назвали «Царь-птицу» лаконичным и строго сделанным фильмом, который рассказывает о аскетичном быте старорежимных якутских стариков перед самым приходом в их суровые края коммунистов и комсомольцев.
Больше всего СМИ поразило внимание к деталям – проработка дома и уклада жизни стариков, переплетение народных поверий, православия и коммунизма. Даже коровы и те аутентичны.
«Пожалуй, главное, что есть в фильме — это совершенно чарующая атмосфера уникального быта якутов: для картины была проделана поистине титаническая работа с поиском нужного места съемки и подбором декораций — так, к примеру, место съемок дома находится в сотне километров от Якутска в практически непроходимом месте, куда съемочная команда добиралась тракторами», – пишет редакция.
Интернет-издание «Медуза»: «Царь-птица» вполне может считаться квинтэссенцией «якутской волны»
Автор портала «Медуза» и кинокритик Антон Долин сравнил фильм, участвующие от России – «Царь-птица» и «Ню» и посчитал, что они неожиданные: «Они выгодно выделяются на фоне всего российского фестивального кино последних лет. Прежде всего, тем, что не пытаются вписаться в европейский или американский контекст, а берут все самое лучшее от своих азиатских корней».
Он отмечает их противоположность по содержанию, но сходство в азиатской спонтанности и бытовом мистицизм. В то время как российский кинематограф пытается вписаться в европейский или американский контекст.
««Царь-птица» вполне может считаться квинтэссенцией «якутской волны» — хотя та уже чересчур разнообразна, чтобы сводить ее к одной формуле. И все же, здесь есть слияние цивилизации с природой, единство прагматизма и магии, скупость художественных средств и естественность актерского существования. Те самые качества, о которых более богатому и профессиональному российскому кино «метрополии» остается только мечтать», – считает Долин.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: