Что известно о штрафах за рекламу в запрещенных соцсетях
Россиянам с 1 сентября грозят штрафы вплоть до 500 000 рублей за заказ или размещение рекламы на заблокированных ресурсах
Фото: Мария Васильева/ЯСИА
Россиянам с 1 сентября грозят штрафы вплоть до 500 000 рублей за заказ или размещение рекламы на заблокированных ресурсах, в том числе в запрещенных соцсетях. Адвокат Сергей Жорин по просьбе ТАСС разъяснил, на что распространяется запрет и чем чревато его нарушение.
Что именно будет запрещено с 1 сентября 2025 года?
Согласно федеральному закону № 72 ФЗ от 7 апреля 2025 года, с 1 сентября 2025 года запрещено размещать любую рекламу на интернет ресурсах, которые признаны экстремистскими или нежелательными организациями, а также на ресурсах, заблокированных в РФ, даже если это нативная, скрытая или бесплатная интеграция;
особенно это касается Instagram и Facebook (принадлежат Meta. Организация признана экстремистской и запрещена в России);
важно: даже старые рекламные публикации, если они остаются доступными после 1 сентября, считаются нарушением.
Кто может быть оштрафован и на какие суммы?
Физические лица (включая самозанятых) — от 2000 до 2500 рублей;
индивидуальные предприниматели и должностные лица — от 4000 до 20 000 рублей;
юридические лица — от 100 000 до 500 000 рублей;
санкции предусмотрены по статье 14.3 КоАП РФ (административное нарушение законодательства о рекламе). И заказчик рекламы, и тот, кто ее размещает (исполнитель, распространитель), подпадают под ответственность.
Кого коснется?
Компании (юрлица) и ИП, должностные лица несут наибольшую ответственность: штраф составит до 500 000 рублей или до 20 000 рублей соответственно;
физические лица (включая блогеров-обывателей) также могут быть привлечены к ответственности, если размещают рекламу: штраф до 2500 рублей;
запрет касается всех — как брендов, так и обычных людей. Даже если вы просто упомянете товар, услугу или бренд в посте или сторис (например, человек советует что-то, призывает, показывает как рекомендацию), это может квалифицироваться как реклама и быть наказуемо, если остается доступным после 1 сентября;
реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, согласно п. 1 ст. 3 закона «О рекламе».
Как быть с упоминаниями аккаунтов друзей, родных, своих проектов?
Если вы делаете репост, упоминаете или призываете подписаться, приводите ссылку (в том числе через QR-код) на аккаунт в заблокированной соцсети, это уже может расцениваться как реклама экстремистской организации, то есть это запрещено;
даже если речь идет не о рекламной интеграции, а о простом обмене контентом, есть потенциальный риск. Роскомнадзор предупреждает, что привлечение аудитории к таким платформам расценивается как реклама.
Каковы рекомендации для блогеров и обычных пользователей?
Удалите до 1 сентября все рекламные публикации (посты, сторис, интеграции, упоминания товаров и услуг, ссылки, промокоды и т.п.) на запрещенных ресурсах, даже если они не платные;
избегайте любых ссылок, QR-кодов, упоминаний аккаунтов, привлекающих трафик к запрещенным платформам;
если упоминание аккаунта друга или своего проекта не является рекламой, формулируйте это как информационный контент, без призыва к действию;
блогерам и тем, у кого больше 10 тыс. подписчиков, стоит помнить, что уже действует закон о регистрации, а аккаунты в заблокированных соцсетях не участвуют в реестре;
контролируйте доступность старых публикаций: если они открыты, они считаются активными рекламными размещениями.