Цены на топливо будут зависеть от оптовой цены производителей
С 1 июля истекает срок действия соглашения правительства РФ с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) о сдерживании цен на АЗС. По мнению экспертов, федеральные власти смогут удерживать рост розничных цен на топливо в пределах инфляции до конца года. При этом в Якутии цены на заправках будут зависеть от конъюнктуры оптового рынка.
Напомним, в начале июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку разобраться с информацией о росте цен на бензин на Дальнем Востоке и в Сибири. Глава правительства отметил, что в сообщениях упоминаются заправки «Газпромнефти» и некоторые другие.
По заявлению главы Минэнерго Александра Новака, на АЗС вертикально интегрированных компаний стоимость литра бензина до конца года будет расти в пределах инфляции и такая же динамика будет наблюдаться в 2020 году. Но в ДФО на розничном рынке преобладают частные АЗС. По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олега Чередниченко, в регионах, где большая часть АЗС принадлежит не ВИНК, а небольшим компаниям, которые закупают объемы на бирже у небольших трейдеров, рост может быть и больше. Такой же позиции придерживается ФАС — по оценке службы розничные цены в дальневосточных регионах зависят от конъюнктуры цен оптового рынка, формируемых на биржевых торгах. И Якутия здесь не исключение. По данным Саха(Якутия)стата, в республике с июня 2018 года по май этого года средние потребительские цены на бензин АИ-92 повысились с 49,11 рублей до 54,86 рубля, марки АИ-95 – с 49,65 до 54,86 рубля, дизельное топливо — с 52,79 рублей до 59,83 рубля, газовое моторное топливо – с 21,06 рублей до 23,20 рубля, в среднем за год рост составил 8,5%.
У независимых трейдеров отпускная цена на АЗС прежде всего складывается из оптовой цены завода-изготовителя и последняя составляет 67% цены для конечного потребителя. В остальной части — это расходы по приему, хранению, отпуску нефтепродуктов на перевалочных нефтебазах и доставка. Также на цену влияет снабженческо-сбытовая, торговая надбавки и проценты за банковский кредит под закупку топлива.
В республике, крупнейшим поставщиком на рынке нефтепродуктов, который полностью обеспечивает ресурсом арктические и северные районы республики является АО «Саханефтегазсбыт». Ежегодно предприятие завозит 180 тысяч тонн нефтепродуктов по железной дороге и речным транспортом. В силу объективных причин (северный завоз) основной закуп приходится на период навигации (май-август), когда в стране биржевая цена на топливо достигает максимума. Так, на 9 января этого года оптовая цена АИ-92 на Ангарском заводе составляла 42,2 тысячи рублей за тонну, но уже с начала мая она начала повышаться, и на 25 июня она составила 50,4 тысячи рублей за тонну. Цена бензина этой же марки на Омском НПЗ в январе составляла в среднем 40 рублей за тонну, по данным на 25 июня она выросла до 49,5 рублей.
«Соглашение подписано с ВИНК, которые сами производят топливо и торгуют им, имеют собственные автозаправочные станции, а мы лишь оптовые покупатели. Например, в прошлом году дошло до того, что цена реализации на бирже стала дороже, чем производители торговали на своих АЗС», — сообщил ЯСИА заместитель генерального директора АО «Саханефтегазсбыт» по экономике и финансам Евгений Лемешев.
Как пояснили в компании, с 1 июля 2019 изменений цен на топливо в АО «Саханефтегазсбыт» не планируется, так как цены на топливо в компании утверждаются трижды в год с повышением на 1-2%. В начале года изменения связаны с ростом тарифов на электричество, водоотведение, поправками в налоговое законодательство, изменением законодательства по содержанию имущества и т.д. Второй раз цены меняются перед навигацией, в связи с получением договоров на поставку нефтепродуктов. В дальнейшем изменение цены происходит 1 октября или 1 ноября, и связано оно с получением счетов от перевозчиков за транспортировку, а также итоговых счетов за весь навигационный период. Торговая надбавка к цене закупки экономически обоснована и ежегодно утверждается региональным Госкомцен. Процент снабженческо-сбытовой надбавки устанавливается один раз в год, и за его обоснованностью следит ФАС.
По словам генерального директора «Сибойл» Сергея Черныха, рост цен на нефтепродукты, зафиксированный в ДФО — результат изменения ситуации на оптовом рынке, рост цен на котором составил с начала января от 18 до 20%. В Якутии этот рост пока не ощутили, но рано или поздно это произойдет. При этом будет ли продлено соглашение с нефтяными компаниям большой роли не играет.
«Цены на оптовом рынке выросли, но в Якутии это пока не ощутили, ввиду длинной логистики. На сегодня мы, как и наши коллеги, используем те объемы, которые были завезены ранее, поэтому рост цен не так заметен, как в других регионах. Новые объемы будут закупаться уже по более высокой цене, соответственно это отразится на конечной цене для потребителя», — сказал он, добавив, что сроки зависят от имеющихся у компании запасов. При этом компания заинтересована в сохранении внутреннего рынка и намерена сделать этот процесс максимально щадящим.
Жильцы многоквартирных домов голосуют на портале госуслуг за важные для них решения
Искусственный интеллект применяется для контроля за целевым использованием денежных средств
Центральные электрические сети работают в режиме повышенной готовности
За первую половину мая специалисты отработали порядка 800 новых и повторных обращений от якутян
Большой затор сохраняется на реке Вилюй
В Якутске в здании службы доставки еды из травматического пистолета 16 мая ранили двух 19-летних…