В горной местности в 60 км от села Улахан-Чистай Момского района в родовой кочевой общине «Магир», что в переводе с эвенского означает «Чистая земля» проживает семья Дьячковых. Члены общины — потомственные оленеводы, которые передают свои знания детям и внукам. Их уклад и образ жизни крайне отличается от традиционного якутского, тем более российского. Мать семейства Екатерина Дьячкова рассказала ЯСИА про историю и воспитание кочевой семьи эвенов-оленеводов.
Про истоки
— Мы с мужем родились в кочевых семьях эвенов. Я появилась на свет в местной больнице нашего населённого пункта, а муж и мои старшие братья — в стаде. Мы не представляем нашу жизнь без оленей. Они являются для нас и едой, и одеждой, мы зарабатываем на жизнь благодаря им.
Кочевая жизнь, которая многих удивляет, а некоторых даже пугает, для нас в порядке вещей. Наши родители, бабушки и дедушки родились и жили в таких условиях. Сейчас уже мы стараемся передавать наши навыки и знания своим детям и внукам, прививаем им любовь к своему народу, оленеводству.
На мой взгляд, человек без знания своих корней — это бедный человек.
Создание семьи Дьячковых
— В 70-х годах прошлого века наши с мужем родители работали оленеводами совхоза «Искра», где ухаживали за 10-ю стадами оленей. Я пятый ребёнок в семье, у меня четверо старших братьев. Муж шестой ребёнок в многодетной семье.
Лето наши семьи проводили в сайылыке, рядом с населённым пунктом Улахан-Чистай, по эвенски Мола. Можно сказать, что летом жили по соседству. Всё наше детство было тесно связано с оленеводством. Учились мы в одной школе, но тем не менее мы тогда были просто знакомыми.
В 80-м году я закончила школу. Однажды летом мне нужно было попасть к своим в стадо из населённого пункта. К счастью, нашла попутчиков, которые на своих лошадях привели меня в стадо моего будущего мужа. Там они спросили, кто может меня проводить до моего стада. Дима вызвался помочь и мы вдвоём поехали на его лошади до моего стада.
Оказывается, я ему приглянулась ещё тогда, но я об этом, конечно, не знала. После этого через несколько дней он на лошади без седла приехал в наше стадо, ещё и с гитарой. Мы всё ещё не разговаривали, но тогда я заметила, что он был очень сильно похож на Виктора Цоя, чьи песни я слушала взахлеб. Он общался с парнями из нашего стада, я видела, как он искусно играет на гитаре и красиво поёт.
С тех пор Дима стал частым гостем у нас в стаде, мы начали общаться, у нас было много общих тем. Мы могли разговаривать часами, он был интересным рассказчиком. Я поняла, что это тот самый человек, с кем я хочу создать семью, встретить старость и вырастить детей. Он был очень внимательным, чутким и ответственным. Позже мы поняли, что нравимся друг другу. Спустя какое-то время решили создать семью и в 1984 году поженились. После женитьбы мы решили продолжить дело наших родителей и занялись оленеводством. Наши взгляды на жизнь полностью совпадали.
Семья — эта наша опора и мотивация
— За семейную жизнь у нас родились четверо детей, сейчас у нас 11 внуков. Старший сын Максим — бригадир и волчатник, по образованию ветеринар. Волки — главные враги оленеводов, поскольку они представляют угрозу стаду.
Старшая дочь Диана работает чумработницей, в зимнее время с детьми живёт в посёлке. Младшая дочь Алёна окончила ЯФЭК, зимой она тоже с семьёй живет в посёлке, вяжет шапки на продажу. Младший сын Христофор председатель общины, параллельно занимается туризмом, окончил автодорожный техникум.
Кочевой уклад жизни
— Мы не задерживаемся на одном месте более двух дней, поскольку оленям нужна свежая еда, так и кочуем всю жизнь.
И зимой, и летом живём в палатках, которые спроектировал отец моего мужа Христофор Дьячков. Он работал рационализатором, в свободное время шил, мастерил и писал сказки и рассказы.
Палатки шьются из брезентового материала, опора устроена таким образом, чтобы можно было много чего повесить и утеплить изнутри.
Зимой палатка, спроектированная отцом моего мужа, топится печкой-буржуйкой.
Вместо пола внутри палатки мы стелим ветки лиственницы. Они сохраняют тепло и намного удобнее бревен при кочевом образе жизни.
Одна палатка зимой и летом выполняет еще и функции бани. Летом для электроэнергии используем солнечные батареи, а зимой генератор. В зимнее время для остановки выбираем места с деревьями на вершине, на низинах очень холодно. Продукты на буранах или вездеходах привозим из деревни, закупаемся в основном оптом в городе. Хлеб и всю еду готовим на нашей печке-буржуйке.
Мясо кушаем только оленину, у нас есть табун лошадей, но мясо жеребятины мы в основном готовим для продажи.
Роль женщины в стаде
— Женщина в стаде должна уметь всё, так меня учили мои мама и бабушка. Никто из них никогда не сидел без дела. Обязанности женщины в кочевой семье не заканчиваются шитьём и готовкой. Все наши женщины умеют ездить верхом, водить снегоходы, рыбачить.
Женщины в любой момент должны уметь подменить мужчин, когда они уезжают на поиски пропавших оленей, на охоту или рыбалку.
Мужчина же в семье не должен заниматься готовкой и домашними делами, он — добытчик и охотник. Моя мать говорила, что если мальчика с детства приучают к домашним делам, он вырастит слабым и немощным. Поэтому мальчики с детства приучены к тяжёлому труду и охоте. Задача женщины — поддерживать своего мужчину и создавать тепло и уют дома.
Вот наставления матери, которым мы следуем по сей день: «Женщина не должна сидеть с мужем за одним столом. Еду всегда нужно готовить вдоволь, чашка чая должна быть наполнена до края. Пустую посуду мы никогда не оставляем на столе». Мама говорила, «пустая посуда на столе, словно человек просящий милостыню».
Семейная реликвия
— Моя мать подарила сестре вьюк, по эвенски — эдьэк. Мы считаем этот вьюк священным.
Сестра рассказывала, что этот вьюк был очень сильно набит чем-то. Мать строго наказала никогда не смотреть, чем он набит и просила передавать его из поколения в поколение. На ощупь он набит чем-то очень мягким, предполагаем, пушниной или шерстью оленей. Больше у нас нет ценных семейных вещей.
Сейчас, прожив достаточно, я поняла, что означает этот вьюк. Самое ценное, что может быть у эвена-оленевода, это его душа, свобода, любовь к оленям и родным бескрайним просторам.
У стада есть душа
— Своих детей и внуков мы приучаем не только навыкам оленеводства, но и традициям. Учим их любить и беречь природу, прислушиваться к стаду, ведь у стада есть душа. Наши олени и лошади разве что только не умеют разговаривать, они всё отлично понимают.
Мы показываем детям, как нужно относиться к стаду, учим их говорить с оленями. Так делали наши родители и их родители. Перед выпасом принято давать наставления своему стаду: «Завтра не отходите от стада далеко, не теряйтесь, наша обувь вся натерлась от ходьбы».
Оленеводство требует полной отдачи, это утомительная и сложная работа, справиться с ней можно только, если ты её любишь. Поэтому мы учим детей любить наше дело. Сейчас наши внучки разговаривают с оленями, делятся с нами, о чём они говорили. Бывает, что иногда они забывают, а на следующий день некоторые олени действительно отделяются от стада.
Это невозможно просто так объяснить, это надо прожить, чтобы понять.
Екатерина как истинная северная женщина-оленевод успевает не только помогать родным на стаде, но и обшивать всю свою свою большую семью национальными нарядами. Она шьёт и зимние, и летние вещи, украшает их бисером. В свободное время фотографирует и снимает на видео красоты северного края, делится этими снимками с родными и друзьями в социальных сетях. Её любовь к малой родине, семье и оленеводству удивляет и восхищает.
«В семье, помимо любви, должно быть взаимопонимание и взаимоуважение. Мы бережно относимся не только к своим родным, но и к животным и природе. Никогда не оставляем мусор после себя, приучаем к этому детей. Экологичное отношение к окружающей среде помогает сохранять доброту и любовь нашей семьи. Ни за какие деньги я бы не поменяла наш образ жизни и семейные ценности», — говорит Екатерина Дьячкова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: