Якутия — самый крупный, динамично развивающийся регион страны. Ровно год назад республику возглавил Айсен Николаев. О том, с какими вызовами пришлось столкнуться за этот период, каких положительных перемен удалось достичь и что предстоит сделать, он рассказал в интервью «Российской газете».
— Айсен Сергеевич, можете ли назвать главное ваше достижение на этом посту за прошедший год и самую обидную неудачу?
— Главное — сформирована, на мой взгляд, хорошая работоспособная команда, мы начали движение вперед.
За этот год определился вектор развития республики по стратегическим направлениям. Мы нашли поддержку и понимание у федеральных властей, у крупных государственных корпораций, работающих на нашей территории, а самое важное — у жителей Якутии. Что же касается неудач, я бы сказал: есть задачи, которые еще не решены.
— В первые дни работы в должности главы Якутии вы издали несколько стратегических указов о развитии сельского хозяйства, образования и других сфер деятельности. Есть результаты?
— Есть. К примеру, указ «Об инновационном и цифровом развитии». Сегодня 99,3 процента жителей Якутии имеют доступ к интернету. Семь тысяч километров волоконно-оптической линии связи дотянулись до 169 населенных пунктов. В планах 2019 года — строительство более тысячи километров ВОЛС. В том числе линия дойдет до арктического Оленекского района — в Арктику! Туда самолеты летают раз в неделю. А мы дали северянам возможность жить в реальном времени вместе со всей страной.
Подписан госконтракт на организацию доступа к интернету для 1221 социально значимого учреждения республики. А в конце прошлого года мы открыли первый на Дальнем Востоке IТ-парк — базу для успешной деятельности 49 компаний-резидентов. Будет еще больше. И планируем открывать IT-центры в районах.
— Этот год принес Якутии серьезное испытание — обмеление рек. Как это повлияло на ход северного завоза?
— Завоз грузов на Север, который называют поставками для жизни, из-за сильного обмеления Лены и арктических рек проходит в очень сложных гидрологических условиях. Суда идут с неполной загрузкой. Требуется больше времени, чтобы все завезти. Но более 90 процентов жизнеобеспечивающих грузов уже доставлено, и до завершения навигации еще есть две-три недели. Существенно повлиять на жизнь в регионе, в том числе в арктических районах, обмеление рек не должно.
— Если даже доставка грузов на якутский Север — серьезное испытание, как развивать эти территории? На ваш взгляд, вписываются ли они в общий тренд планируемого развития Арктики?
— У Арктики должны быть преференции. В этом я убежден абсолютно. Арктический район не может наравне с другими участвовать в распределении бюджетных средств. Именно поэтому я дал распоряжение всем министерствам о выделении отдельного арктического направления во всех госпрограммах, которые реализуются сейчас в Якутии. Мы уже принимаем конкретные меры по поддержке жителей арктических районов. Отменили для них три налога — транспортный, имущественный и земельный.
В этом году произошло событие, которого мы добивались давно. Якутская Арктика расширилась с пяти до тринадцати районов. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Сейчас Якутия имеет самую обширную арктическую зону в стране — 1,6 миллиона квадратных километров. Здесь будет действовать особая поддержка со стороны федерального центра, льготный режим.
Со своей стороны, мы завершаем разработку Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я) на период до 2030 года. До декабря документ будет принят.
— На Восточном экономическом форуме вы подписали соглашение с Фондом содействия развитию ЖКХ, благодаря которому республика получит дополнительно 18 миллиардов рублей на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Значит ли это, что в программу будут включены дома сверх утвержденных прежде?
— Увеличение количества аварийного жилья, включенного в программу, не планируется, но уменьшается доля затрат региона. По предыдущей программе она превышала долю финансовой помощи федерального фонда в два раза. Сейчас софинансирование республики снизится до 30 процентов. На втором этапе реализации программы планируем расселить более 3,5 тысячи многоквартирных аварийных домов общей площадью 1,142 миллиона квадратных метров, в которых проживают более 61 тысячи человек.
— Не могу не спросить про Ленский мост в районе Якутска. Еще год назад многим казалось, что это «мост в никуда», а сегодня его строительство включено в проект Национальной программы развития Дальнего Востока. Как это удалось?
— В программе, над которой мы и другие регионы ДФО работали совместно с федеральными органами власти, большое внимание уделяется строительству дорог и мостовых переходов, модернизации аэропортов и развитию малой авиации — преодолению дальневосточного «транспортного проклятия», как я это называю. Соответственно, там есть и Ленский мост.
Что касается «моста в никуда», предположу, что это говорили те, для кого Дальний Восток и Север — не более чем балласт. Все слышали, как президент назвал их неумными людьми. На деле строительство Ленского моста соединит пространства Дальнего Востока и Арктики, рассеченные великой рекой от Байкала до Ледовитого океана. Мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Откроет круглогодичный доступ к колоссальным месторождениям и повысит транспортную доступность для населения Якутии с 20 до 83 процентов. Рост регионального продукта при этом оценивается специалистами в 1,5-2 процента ежегодно, а прямое сокращение только бюджетных расходов на северный завоз превысит четыре миллиарда рублей в год.
Ожидается, что программа будет подписана президентом в течение ближайших двух месяцев.
«Перед Республикой Саха стоит дилемма: остаться рядовой провинцией или заявить о своих амбициях»
— Республика планировала с 2021 года приступить к закупкам 200 самолетов «Байкал». Но этого самолета не будет, и сроки замены Ан-2 отодвигаются. К чему готовиться жителям отдаленных поселков?
— Будем летать как летали. На Ан-2, Ан-3 и Pilatus PC-6. В 2021 году парк авиакомпании «Полярные авиалинии» пополнится новым вертолетом «Ансат». Всего будет приобретено семь вертолетов по соглашению, подписанному в этом году с компанией «Вертолеты России». Три из них поставят в Якутию с медицинским модулем. Да, планировалось, что на замену легендарным Ан-2 придет «Байкал», производство которого должно было начаться в 2022 году в Улан-Удэ. Но новым разработчиком легкого многоцелевого самолета определен Уральский завод гражданской авиации. Сроки серийного производства еще не определены. Завод предлагает на замену Ан-2 одномоторный 9-местный моноплан.
— При вступлении в должность вы говорили о значительном кассовом разрыве в бюджете. Как сейчас чувствует себя казна республики, и какие прогнозы можете сделать на ближайшие годы?
— Бюджет 2018-го был крайне разбалансирован, была большая кредиторская задолженность еще по 2017 году, достигавшая многих миллиардов рублей. Разрыв мы ликвидировали еще в 2018 году. Было трудно, но справились. Этому способствовала поддержка компании «АЛРОСА», которая изменила политику дивидендов. Привлечь дополнительные средства в бюджет помогли и другие факторы, в том числе сотрудничество с такими крупными налогоплательщиками, как «Сургутнефтегаз» и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».
Бюджет этого года исполняется стабильно. Когда мы планировали его, исходили из того, что доходы и расходы должны представлять реально. На 1 сентября 2019 года поступление доходов составило 64 процента от годового бюджета. Прогнозы на 2020-2022 годы формируем в условиях прогнозируемого замедления темпов роста мировой экономики.
Сегодня Якутия — один из лидеров по основным показателям экономики. Если в целом по стране рост валового регионального продукта составляет примерно 1,5 процента, то у нас — пять, а промышленный рост — 8-9 процентов. Мы намерены сохранить эти темпы.
— Серьезную полемику вызвало ваше заявление о строительстве культурного кластера за 18 миллиардов рублей. Что даст жителям республики этот объект?
— В России уже строятся культурные центры, некоторые из них по стоимости превосходят наш проект «Арктического центра эпоса и искусств». Например, в Приморье, Калининграде, Кемерове, Севастополе. Сумма не предполагает разового перечисления из бюджета, она рассчитана до 2031 года. Хотелось бы подключить к проекту и федеральный центр, чтобы стоимость его для республики уменьшилась.
В центре будут располагаться учреждения, которые составляют славу многонациональной культуры Якутии: Театр Олонхо, Государственная филармония, Саха академический театр. Мы сможем принимать здесь крупнейшие всероссийские и международные саммиты, и это локомотивом потянет за собой туризм, предпринимательство и прочее. Сегодня перед нами стоит дилемма: остаться рядовой провинцией или заявить о своих амбициях даже не на уровне нашей страны, а на мировом уровне. Это в определенной степени философский вопрос — готовы ли мы меняться и расти? Я считаю, что готовы.
Зрителям завязали глаза и дали ощутить концерт в принципиально новом жанре
В спортзале Алданской гимназии занимаются пятью видами спорта. Сегодня зал используется для проведения школьных уроков по…
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы