Бортпроводник с 45-летним стажем Вера Трибуль: «В самолете нужно быть сильным, смелым и выносливым»

Вера Ивановна является ветераном труда, почетным работником транспорта, почетным работником авиакомпании «Якутия»
11:36, 18 июня
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Когда мы отправляемся в авиапутешествие, на борту воздушного судна нас встречают бортпроводники, помогая разместить багаж, устроиться в салоне, ведь их главная задача — обеспечить комфорт и безопасность полета для пассажиров. Работа бортпроводника многогранна, как бриллиант, изображенный на законцовках крыльев самолетов «Якутии»: он должен быть и психологом, и специалистом по сервису, и даже спасателем.

Эти люди представляют собой лицо авиакомпании, формируют имидж. Именно самоотверженная работа каждого из них является залогом достижений в развитии авиационной отрасли не только Республики Саха (Якутия), но и всей страны. В мае 2024 года службе бортпроводников Якутии исполнилось 80 лет. Вера Ивановна Трибуль посвятила работе бортпроводником больше половины этой юбилейной даты, а именно 45 лет своей жизни. Ее общий налет составляет более 19 тысяч часов на воздушных судах Як-40, Ан-24, Ту-154, Ан-26, Sukhoi Super Jet 100, Dash 8 Q300/Q400.

Вера Ивановна является ветераном труда, отличником воздушного транспорта, почетным работником транспорта, почетным работником авиакомпании «Якутия».

Вера Ивановна, расскажите о себе, как вы пришли в профессию, был ли это целенаправленный выбор или судьба привела вас в профессию?

— Родилась в Сибири, в глубинке Кемеровской области. О профессии бортпроводника не мечтала, как многие мои коллеги, но, когда мне случалось лететь куда-то пассажиром, ожидая вылета в аэропорту, я всегда с восхищением провожала взглядом экипажи, которые шли на вылет или возвращались с рейса. Эта профессия казалась мне, деревенской девушке, недосягаемой. Красивая форма, выправка, элегантность завораживали. Я и подумать не могла, что когда-нибудь тоже свяжу свою жизнь с авиацией на долгие 45 лет. Но вышло так, что судьба сама привела меня в эту профессию. Первый год работы был испытанием. Ранние вылеты, ночные полеты, смена часовых поясов – было очень сложно, но я выдержала! А когда я привыкла к такому ритму, то стала испытывать наслаждение от работы бортпроводником, почувствовала романтику профессии: разные города, знакомство с их географией, историей, культурой и достопримечательностями и еще много всего интересного!

Чем запомнился первый полет? Какой самолет был у вас первым?

— Я успешно прошла стажировку и получила допуск к полетам. Мой первый самостоятельный полет состоялся на самолете Ан-24 в якутский поселок Усть-Нера. Я очень волновалась перед рейсом, так как впервые без наставника осталась одна с пассажирами. У бортпроводника много обязанностей, с момента явки на рейс и до его окончания он несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, а также за четкое выполнение должностной инструкции и технологии работы. Несмотря на мое волнение, полет прошел спокойно и интересно. Во время снижения самолета любовалась природой Усть-Неры, ведь аэропорт находится в труднодоступной местности, в каменном «мешке», эти каменные изваяния завораживают до сих пор.

2024 год в России объявлен Годом семьи, в Якутии — Годом детства. Сложно ли совмещать профессию бортпроводника и материнство, воспитание детей?

— Сложности в нашей профессии появляются с рождением детей. С мужем Игорем в авиации мы работали вдвоем, и у нас обоих были командировки. Иногда улетали на несколько дней. Вот тогда было трудно. Бабушек и дедушек рядом не было. Такие рейсы и эстафеты проходили напряженно, с переживаниями, тем более мобильных телефонов раньше не было, я постоянно мыслями была дома, беспокойство не покидало меня до возвращения на базу. Но вот когда дети подросли и стали самостоятельными, я уже улетала со спокойной душой в продолжительные командировки: в Сочи, Санкт-Петербург, Москву, Анапу, Краснодар и другие удаленные города, где продолжительность эстафеты могла составлять 5–7 дней. У бортпроводников очень ответственные и самостоятельные дети. Сейчас в авиакомпании «Якутия» 30 женщин – моих коллег из службы находятся в отпуске по уходу за ребенком, одна ожидает рождения малыша.

Что вас больше всего привлекает в профессии, заставляет с горящими глазами идти на работу?

— На работу, в запланированный полет я всегда готовлюсь и настраиваюсь заранее. Со стажем работы эта система укрепилась за мной. После ознакомления с графиком полетов я уже программирую свой предполетный день, чтобы все задуманные дела и планы были выполнены, а после необходимы хороший отдых и настрой на рейс. Тогда на душе спокойно и настроение отличное. Еще в процессе подготовки к вылету, при встрече с коллегами по работе, техническим персоналом, пилотами, пассажирами у меня уже появляется особое бодрое настроение, вдохновение, позитив и энергия! Прилетая из рейса, несмотря на усталость, возвращаясь в семью, важно никогда не терять чувство юмора, сохранять самообладание в любых ситуациях.

Как родные относятся к вашей профессии? Связаны ли они с авиацией?

— Семья с чувством гордости принимает мою профессию. За все годы моей работы в качестве пассажиров со мной летали не только мои дети и супруг, но и родители и сёстры. Папа и мама всегда переживали за меня, зная, что работа бортпроводника сложная, но я уже не представляла свою жизнь без полетов и неба. Наши с мужем дети росли и наблюдали за нашей работой, которая всегда была у них на виду, и уже с детства им было привито чувство любви к авиации. Когда они были маленькими, очень любили меня провожать и встречать, заодно посмотреть на улетающие и прилетающие самолеты. После окончания школы решение дети приняли окончательно – авиация! И, конечно, их выбор был одобрен мною!

Сын Илья и дочь Ксения окончили Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Илья работает сменным начальником центра управления полетами авиакомпании «Якутия», а Ксения – старший диспетчер центра планирования и использования воздушного пространства филиала «Аэронавигации Северо-Восточной Сибири», ее супруг Антон – авиадиспетчер. Вот такая у нас авиационная семья! Авиация нас объединяет, всегда есть о чем поговорить и что обсудить.

Существует стереотип, что женщины-бортпроводники должны быть чуть ли не модельной внешности и высокого роста. Как вы считаете, имеет ли этот стереотип право на жизнь или бортпроводниками могут быть женщины любой комплекции и веса?

— Когда девушки — кандидаты в бортпроводники приходят на собеседование, конечно, комиссия обращает внимание на внешность, фигуру, рост, но очаровать комиссию может и девушка не совсем модельной внешности. Главное, чтобы обладала приятными внешними данными, хорошей дикцией и манерой речи, была уверенной в себе и своем намерении стать бортпроводником, ведь самолет — это не подиум, там обязательно нужно быть сильным, смелым, выносливым, а когда потребуется, то и спасать людей и руководить эвакуацией. Так что модельная внешность в нашем деле важна, но это не главное. Также обязательно положительное заключение медицинской комиссии, что абсолютно здоровы. В процессе работы постоянно приходится работать над собой, вести активный образ жизни, заниматься спортом, следить за тем, как выглядишь. Приятно наблюдать за своими коллегами, когда они идут на вылет, красивые, подтянутые, элегантные, статные, ухоженные и с прекрасным настроением!

Приходилось ли вам применять профессиональные навыки для спасения чьей-либо жизни?

— На борту самолета нередки ситуации, когда пассажиру требуется медицинская помощь. Один раз в два года бортпроводники проходят обязательную медицинскую подготовку на курсах повышения квалификации, а также знания освежаются два раза в год во время сезонной подготовки в службе бортпроводников. Обучение проходит регулярно, отрабатываются навыки оказания первой помощи, непрямого массажа сердца, искусственного дыхания, правила поведения при опасных инфекционных заболеваниях и другое. Были у меня случаи, когда пассажиру требовалась серьезная медицинская помощь в полете, но главное – это не растеряться, постараться помочь, чем только возможно, своевременно выслушать пассажира, проявить внимание к нему, вовремя оказать медицинскую помощь, обязательно сообщить командиру самолета, ведь может потребоваться срочная посадка для спасения жизни человека.

Какое у вас хобби в свободное от работы время?

— Сейчас самая главная радость и счастье в моей жизни — это рождение внука Дмитрия. С его появлением все мои прежние увлечения отошли на второй план. Дочь и зять работают, и нередко нужно посидеть с малышом, что я с удовольствием и делаю в свободное от работы время, работая бабулей (улыбается).

Я — творческий человек и не могу без дела. Задумок очень много, но, к сожалению, мало свободного времени. Если я берусь за что-то, то люблю доводить до конца. С сыном Ильей в летний сезон строим дачу, это тоже занимает много времени. Хотим создать уютный уголок, чтобы в свободное время отдыхать там всей семьей. Люблю выращивать цветы, собирать грибы и ягоды. Нравится путешествовать — в прошлом году отдыхала с семьей дочери на острове Бали. Было здорово! Очень понравились природа, океан, доброжелательные творческие люди. Мы любовалась изделиями ручной работы, очень красиво, и есть чему поучиться.

Влияет ли, на ваш взгляд, работа бортпроводника на женское здоровье?

— На здоровье влияет постоянная смена часовых поясов, физические и эмоциональные нагрузки, стрессы и многое другое. Но наше здоровье в наших руках и следить за ним обязательно. Как правило, бортпроводники очень выносливые люди, но всё же есть моменты, которые нужно знать, и соответственно беречь себя. В основном, страдают ноги, сказывается долгое нахождение в обуви на каблуках. Желательно беречь ноги и не вставать с кресла, пока самолет не наберет высоту и не погаснет табло «пристегните ремни», но ситуации бывают разные. Иногда требуется срочная помощь пассажиру, на что бортпроводник незамедлительно реагирует, даже если самолет только оторвался от земли. Отсюда и последствия.

Есть пассажиры, которых вы помните даже спустя много лет?

— Да, есть пассажиры, которых я помню по каким-либо причинам, и даже сложились какие-то знакомства. Это доброжелательные и позитивные люди. Но сейчас в основном пассажиры помнят меня, когда вновь встречаемся в самолете. Это часто летающие пассажиры. Одни говорят при встрече, что рады видеть меня, а другие — что спокойно себя чувствуют со мной в полете. Это приятно и лестно слышать от них, и я отвечаю им взаимностью. После посадки они покидают самолет с благодарностью, а у меня возникает чувство выполненного долга.

Как изменилась профессия бортпроводника за время вашей карьеры?

— За время моей работы профессия бортпроводника изменилась кардинально. Технологии не стоят на месте, меняется техника, авиапарк, сейчас другие самолеты и совсем другое оборудование. Большие перемены происходят и сфере комфорта и сервиса, совершенствуется обслуживание пассажиров. Многое меняется к лучшему и облегчает труд бортпроводника. Например, ушли в историю сотейники (металлические емкости для разогрева еды, которую бортпроводники потом раскладывали каждому пассажиру на тарелку), компотницы (многоразовые маленькие стаканчики для напитков), многоразовые тройки (металлические столовые приборы). На смену пришли одноразовые тройки (пластмассовые вилка, нож, ложка), ланч-боксы и снек-боксы (пластиковые или бумажные индивидуальные коробочки, куда упакована еда для пассажиров), касалетки (емкости из фольги с горячим блюдом) и одноразовые пластиковые стаканчики. Многоразовое оборудование бортпроводникам приходилось собирать и сдавать в цех бортпитания по счету, а современная одноразовая посуда просто утилизируется, и не требуется раскладка закусок и горячего каждому пассажиру, как это было раньше. Ведь даже консервные банки с рыбой, горошком, компотами бортпроводники открывали сами и раскладывали в многоразовые тарелки и розетки на всех пассажиров во время подготовки к обслуживанию питанием.

А требования в нашей работе, наоборот, возросли. Увеличился необходимый объем знаний в профессии, количество проверок этих знаний и навыков, появилось больше тестирований персонала. Мы постоянно учимся и сдаем экзамены. Конечно, сейчас большая конкуренция в авиации и, для того чтобы наша авиакомпания процветала, нужен высокопрофессиональный персонал. Выбирая авиакомпанию «Якутия», пассажиры должны чувствовать себя безопасно и комфортно!

+1
4
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
22 ноября 22.11
  • -33°
  • $ 100,68
  • 106,08

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: