«Патриотка, спортсменка и просто красавица» – именно так можно перефразировать известную цитату из советского фильма, как нельзя лучше характеризующую бортпроводника авиакомпании «Якутия» Екатерину Гончарову. Во Всемирный день бортпроводника гражданской авиации Екатерина поделилась секретами одной из самых романтичных профессий.
«Буду стюардессой!»
— Моя семья была далека от авиации. В детстве родители отправились со мной на море, тогда я впервые увидела самолет и, глядя на членов экипажа, поняла, что хочу, как и они, работать в небе. Когда меня в шестилетнем возрасте спросили, кем стану в будущем, без колебаний ответила, что буду стюардессой (в то время так называли бортпроводников). В ответ все засмеялись. Но когда в десятом классе мне задали тот же вопрос, и я рассказала о планах связать свою жизнь с авиацией, уже никто не смеялся. Родители отговаривали меня, советовали поступать в педагогический.
Когда они уехали в отпуск, я подала документы в профессионально-техническое училище №11 в г. Якутске на специальность «бортпроводник» и прошла медицинскую комиссию.
Маме с папой, вернувшимся из поездки, оставалось лишь смириться с выбором дочери и поддержать новоиспеченную студентку.
— Мы были единственным выпуском, которым выдали форменную одежду, нам разрешалось совмещать учебу с практикой — в каникулы и выходные дни совершали полеты с экипажем.
Первый стажерский полет — незабываем, он состоялся 26 декабря 1988 года на самолете Як-40 по маршруту Якутск — Олекминск – Ленск — Красноярск – Новосибирск. Несмотря на прекрасный экипаж и моего наставника – инструктора Елену Казакевич, с которой мы теперь коллеги, очень волновалась. Самолет Як-40 не был оборудован микрофоном, все информационные сообщения зачитывала наизусть, и мне нравилось, как пассажиры смотрели на меня, внимательно слушали и выполняли мои рекомендации.
Когда закончила училище, мне было семнадцать лет, а в бортпроводники брали с восемнадцати, поэтому временно устроилась в почтово-грузовую службу. В то время служба бортпроводников и почтово-грузовая служба располагались недалеко, и я каждые понедельник и пятницу забегала к начальнику службы бортпроводников Тамаре Павловне Чуркиной в надежде, что меня возьмут раньше положенного срока. В очередной раз, выйдя из ее кабинета, замешкалась, что-то пытаясь найти в сумочке, и услышала, как бортпроводник Антонина Сундэнбан говорит Чуркиной: «Возьми эту девочку, она придет не на один год, видно же, что из нее выйдет толк». После чего она вышла и пригласила зайти. Мне сказали, чтобы приходила после новогодних праздников с результатами врачебно-летной комиссии. Так, с 1990 года я стала бортпроводником Якутского объединенного авиаотряда, а потом и авиакомпании «Якутия». Со дня стажерского рейса я в полете уже тридцать лет. Ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с авиацией, даже в мыслях никогда не было желания сменить род деятельности, несмотря на кризис 90-х годов, когда были задержки по выплате зарплаты и различные реорганизации. За время работы у меня были допуски на следующие типы воздушных судов: Ан-24, Ан-140, Ту-154Б, Ту-154М, сейчас это — Boeing 757, Boeing 737 и Sukhoi Superjet 100, в составе экипажей совершаю российские и международные рейсы.
Пассажиры и безопасность
В полете бортпроводник обязан обеспечить в первую очередь безопасность пассажиров, быть готовым к нештатным ситуациям и знать, что делать в подобных случаях, обеспечить комфортный сервис пассажиру. Бортпроводники, как и другие члены экипажа, постоянно повторяют и освежают знания. Нас учат быть готовыми к нештатным ситуациям, два раза в год в весенний и осенний период проходим теоретическую и практическую подготовку, а раз в два года — плановые курсы повышения квалификации в Москве на базе авиационной школы «Аэрофлота».
Помимо технологии обслуживания пассажиров, психологии общения, в ходе занятий изучаем основы воздушно-правовой; аварийно-спасательной подготовки, обеспечение авиационной безопасности, авиационной медицины. Особое внимание уделяется охране труда, профессиональному английскому языку, правилам перевозки опасных грузов, специальной подготовке.
Бортпроводники совмещают сразу несколько профессий одновременно: психолога, повара, спасателя, пожарного, официанта, переводчика, помимо этого он должен уметь хорошо плавать — в ходе водной подготовки мы учимся грести в надувном плоту, чтобы в случае нештатной ситуации – посадки на воду, эвакуировать пассажиров. Одна из самых опасных внештатных ситуаций на борту — это пожар, поэтому в самолете курение строго запрещено.
Огорчает отношение самих пассажиров к их собственной безопасности и просьбам бортпроводников при взлете и посадке пристегнуться, привести спинки кресел в вертикальное положение и элементарно — снять наушники. Каждый раз удивляюсь и напоминаю пассажирам, что таковы требования федеральных авиационных правил, разработанных в целях их же безопасности.
Однажды летели в Бергамо, мы с коллегой готовились, чтобы накормить обедом пассажиров, как вдруг самолет попал в воздушную яму, чайники с кипятком, тележки с контейнерами для бортпитания, не пристегнутые пассажиры и мы с коллегой подлетели на несколько сантиметров вверх. Воздушное судно было тут же выровнено, все длилось какие-то доли секунды. Пассажиры, пристегнутые ремнями безопасности, даже не почувствовали этого. До конца полета наши рекомендации выполнялись моментально. На самолете всегда нужно слушать командира воздушного судна и бортпроводников, ведь мы, обращаясь с просьбой к пассажирам, делаем это лишь в целях их безопасности.
Пассажиры из зарубежья в этом плане очень дисциплинированные. Они внимательны к личной безопасности. К примеру, в Токио летят, в основном, американцы и, если табло «пристегните ремни» загорается, мы озвучиваем данную команду, они моментально пристегиваются. У них национальная безопасность общества основывается на личной. И к оставленным вещам у них отношение особое – сразу вызывают экстренные службы. Отрадно, что в последнее время наши соотечественники тоже стали бдительнее в отношении бесхозных вещей.
Пассажиры все разные, у каждого свои предпочтения, характер, настроение, но мы обязаны сделать перелет каждого из них максимально комфортным, предоставить все услуги, заявленные авиакомпанией: питание, имеющуюся систему развлечений. Помимо этого мы стараемся зарядить положительными эмоциями пассажиров. Я патриот своей авиакомпании, если у самолета выявляется неисправность, очень переживаю, ведь это приводит к задержкам, а они, как снежный ком, вызывают ряд изменений в расписании. Помню, выполняли рейс с большой задержкой, люди поднимались на борт недовольные, уставшие, но после полета благодарили нас и уходили с хорошим настроением, улыбками на лицах.
Плюсы и минусы профессии
Несомненно, плюсов в работе бортпроводника много: общение с разными людьми, обширная география полетов, каждый день видишь разные города, страны, это отличная возможность увидеть мир.
И это очень романтично — большая часть нашей жизни проходит в полете. Мы можем утром встретить рассвет в одном городе, а провожать закат – совершенно в другой точке земного шара.
Минус нашей профессии один — мало времени уделяешь своей семье, поэтому, возвращаясь после поездок, все свободное время стараюсь проводить с семьей.
Мне повезло – супруг Олег тоже работает в авиакомпании «Якутия» авиатехником воздушного судна Boeing 737 и понимает меня. Сын Ян перешел в одиннадцатый класс, в будущем планирует связать жизнь с авиацией. Вижу в его глазах страсть к небу, а это много значит. Ведь в авиации случайных людей видно сразу. Кто не любит ее всем сердцем, надолго здесь не задерживается. К примеру, молодежь приходит в нашу профессию за романтикой, но после первой зимы некоторые не выдерживают и увольняются. Потому что наша работа связана и с физическими перегрузками, и сменой часовых поясов, с недосыпом, много времени мы проводим на ногах, с каждым пассажиром должны быть вежливы и тактичны.
«Мчусь, как ветер, я…»
Мое самое большое увлечение, после семьи и работы, — это горные лыжи. Втянула и супруга, теперь катаемся вместе, а сын – сноубордист. В сезон мы все выезжаем в пригородный горнолыжный комплекс, заряжаемся адреналином, скоростью, наслаждаемся чувством полета, свежим воздухом. Когда едешь по склону, а из-под лыж летит снег, а внутри все поет – это непередаваемые ощущения! Зимой катаемся на коньках, благо ледовый дворец недалеко. Летом мой фитнес – это огород, у нас своя дача. Осенью ходим по грибы. Нам некогда скучать, мы с семьей постоянно в движении, любим активный отдых. Также вышиваю картины, как крестиком, так и бисером. Много вкладываю в дополнительное образование сына, он серьезно изучает английский язык, занимается футболом. Семья и родственники для меня – главные люди на земле.
В день профессионального праздника желаю коллегам здоровья, долгих авиационных, летных лет, счастья в семье, надежной опоры, стабильности, чистого неба над головой, нашей авиакомпании желаю поступления новых самолетов. Новичкам раскрою самый главный профессиональный секрет – нужно просто любить свою работу. Недаром Конфуций сказал: «Найди себе занятие по душе — и в твоей жизни не будет будней…»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: