Беспилотники в МЧС России начали применяться около десяти лет назад
МЧС Якутии в 2023 году ожидает поставку многофункциональной беспилотной авиационной системы, сообщили ЯСИА в пресс-службе ведомства.
Беспилотники в МЧС России начали применяться около десяти лет назад. Сегодня разведка с воздуха существенно облегчает работу спасателей. На примере борьбы с природными стихиями в Якутии с помощью беспилотных технологий рассказал Гавриил Новгородов, начальник группы организации и контроля применения беспилотных авиационных систем Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).
— Гавриил Петрович, когда было создано ваше подразделение? Какие навыки требуются от внешних пилотов? Есть ли специалисты по управлению БАС (беспилотные авиационные системы) в других подразделениях главного управления?
— Новое подразделение в региональном управлении МЧС России было создано в 2020 году. На сегодняшний день функционируют три подразделения беспилотной авиации: группа организации и контроля применения беспилотных авиационных систем самого управления, группа применения БАС в составе Центра управления в кризисных ситуациях, а также группа роботехнических средств и БАС в специализированной пожарно-спасательной части.
С учетом обширных территорий и слаборазвитой дорожной сети Якутии в перспективе штатные группы применения БАС могут появиться в пожарно-спасательных отрядах ФПС ГПС, соответствующее предложение направлено в проект Концепции развития и применения беспилотных авиационных систем в МЧС России до 2033 года.
Личный состав подразделений беспилотной авиации состоит из шести человек. У всех высшее техническое образование. Профессиональную переподготовку по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» мы прошли в Академии гражданской защиты МЧС России. Методическое руководство эксплуатацией и применением БАС в МЧС России осуществляет Управление авиации и авиационно-спасательных технологий.
А в Главном управлении МЧС России по региону нашу работу курирует Алексеев Станислав, заместитель начальника главного управления (по антикризисному управлению).
— Ежегодно 9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Вас можно поздравить с этой датой? С кем из данной отрасли чаще всего взаимодействует ваше подразделение?
— В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, авиация МЧС России, в том числе и беспилотная авиация, относится к государственной авиации специального назначения. В тесном взаимодействии мы работаем с республиканскими авиакомпаниями, такими как АО АК «Полярные авиалинии», ООО ПКАП «Дельта К» и АК «АЛРОСА». Во время весеннего половодья сопровождаем ледоход на реках республики, это воздушная разведка, мониторинг ледовой обстановки, проведение взрывных работ по ликвидации ледовых заторов. Межведомственные оперативные группы летают в Ленский, Олекминский, Алданский, Томпонский, Кобяйский и Колымо-Индигирскую группу районов.
Пользуясь случаем, поздравляю ребят с профессиональным праздником! Желаю, чтобы результаты их тяжелой и по-настоящему рискованной работы оценивались всегда по достоинству!
— Республика отличается резко континентальным климатом и огромной территорией. Якутию то и дело одолевают лесные пожары и половодье. Кроме того, достаточно часто в регионе теряются люди в тайге и акваториях. Расскажите, каково вам пришлось в прошлом году?
— В 2022 году подразделения беспилотной авиации Главного управления выполнили всего около 400 полетов. Наши внешние пилоты выезжали в составе оперативных групп Главного управления на различные ЧС. Весной в период паводка выезжали в улусы в составе оперативных групп «Лена», «Алдан» и «Колыма». В пожароопасный сезон совместно с инспекторами управления надзорной деятельности вылетали на мониторинг пожароопасной обстановки, также были вылеты в составе аэромобильной группировки Главного управления на тушение природных пожаров, в том числе и в село Арылах Мирнинского района, где пожар вплотную подошел к селу. Работали в Верхоянском районе, где дождевым паводком были затоплены несколько населенных пунктов.
— Конечно же, качество работы зависит не только от квалификации специалистов, но и от техники. Какие модели дронов у вас на вооружении? Сколько и чего еще хочется приобрести для «воздушного парка» подразделения?
— В данное время мы пользуемся беспилотными авиационными системами вертолетного типа малого класса (до 30 кг), ближнего действия (до 100 км). Это многофункциональная беспилотная система «Инспаер-1» с тепловизором и видеокамерой, а также «Фантом-4» с видеокамерой. У таких малых аппаратов свои минусы, например по руководству летной эксплуатации их нельзя применять при ветре со скоростью 10 м/с и выше, также при температуре ниже -15 °С. И радиус при практическом применении небольшая. Беспилотников самолетного типа у нас пока нет. Но в этом году мы ожидаем поставку от МЧС России многофункциональной беспилотной авиационной системы на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ, с комплексом беспилотных воздушных судов самолетного типа с радиусом применения до 250 км. Вместе с этим расширится фронт нашей работы – ведь чем дальше летит беспилотник, тем больше возможностей по выполнению оперативных задач, что является неоспоримым плюсом применения БАС.
— Известно, что на базе Якутского колледжа связи и энергетики имени Дудкина здесь будут обучать специалистов в области беспилотной авиации. Что думаете по этому поводу?
— Только положительно, ведь применение беспилотных технологий со временем будет развиваться в самых разных сферах жизни. Мне кажется, чем больше людей обучатся, тем лучше.
Огонь игр преодолел более 26 тысяч километров
По предварительным данным, общая сумма незаконного денежного вознаграждения составляет почти 14 млн рублей
Весь день звезды будут склонять к активным, энергичным действиям
Александр Дегтяренко выступал в составе сборной команды ДФО
Школьники соревновались в различных жанрах и направлениях креативной индустрии
Страстная седмица предшествует Пасхе, которая будт отмечаться 5 мая