Утром 8 октября 1925 года на Даркылахской переправе возле Якутска наблюдалось большое стечение народа. Все толпились вокруг невиданного доселе устройства – аэроплана. Говорили, что благодаря этому новшеству громадные расстояния, которые преодолевались за дни и недели, теперь могут быть покорены за считаные часы. Вот-вот должна была начаться история авиации Якутии.
Первым самолетом в небе молодой республики стал одномоторный биплан «Сопвич» (полное название – One Half Strutter Sopwith) — подобные машины выпускались Британией в качестве разведывательных самолетов и легких бомбардировщиков для использования на фронтах Первой мировой войны. Далее по лицензии они производились уже на территории Российской империи и возникшей затем РСФСР.
«Сопвич» являлся типичным для своего времени цельнодеревянным бипланом с полотняной обшивкой. Передняя часть фюзеляжа за капотом покрывалась алюминиевыми листами. Съемный капот ротативного мотора также выколачивался из алюминия. Кабины пилота и летнаба были разнесены по фюзеляжу на полтора метра, а между ними помещался топливный бак. В целом «Полуторастоечный Сопвич» представлял из себя наиболее массовый и распространенный самолет первой четверти XX века, после войны превратившийся в рабочую лошадку для связи между обширными регионами Страны Советов.
О необходимости появления воздушного сообщения с первых дней образования Якутской АССР утверждали руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и Степан Аржаков. Якутия остро нуждалась в прорыве транспортной изоляции от центров экономического и культурного развития. Уже 19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил трехлетний ориентировочный план открытия воздушных линий в стране, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.
В рамках этого плана возникла договоренность с Союзом обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (Авиахим) о доставке одного биплана. Самолет привезли в Якутск 4 октября 1925 года на барже из Иркутска. Выгрузкой и сборкой руководили прибывшие вместе с ним механик Иван Михайлов, ответственный инструктор Сибирского общества друзей воздушного флота Борис Масленников и знаменитый летчик Пётр Фадеев. Первый полет назначили на 8-е число.
Взревев двигателем биплан взял разгон на ровной площадке у Даркылахской переправы и взмыл в небо под восторженные крики собравшейся публики. «Тысячи глаз сверлили небо, где, жужжа, летела стальная птица – дорогой гость Якутии, аэроплан Сибавиахима», — написали затем в следующем номере газеты «Автономная Якутия».
Петр Фадеев после нескольких минут полета посадил биплан на Зеленый луг. Здесь так же при большом стечении народа были сделаны известные всем любителям авиации фотографии.
В честь первого полета на Зеленом лугу состоялся митинг, на котором с приветственным словом выступили инструктор Сибавиахима Борис Масленников, а также председатель Якутского ЦИК Платон Ойунский и председатель Совнаркома ЯАССР и Якутского отделения Авиахима Максим Аммосов. Они призвали население активно провести сбор средств на постройку самолета для Якутии.
Помимо прочего, Платон Ойунский стал одним из первых пассажиров биплана. Вместе с ним такую честь разделили участник Гражданской войны в Якутии, кавалер ордена Красного знамени Г. Егоров и крестьянка А. Дмитриева.
«Появление аэроплана знаменует собой слишком много для республики, что в недалеком будущем с помощью самолетов учатся преодолеть изоляцию Якутии от культурных и экономических центров России», — написал Максим Аммосов в газете «Автономная Якутия».
Спустя четыре дня, 12 октября 1925 года, «Сопвич» совершил первый полноценный полет по маршруту Якутск – Покровск – Якутск с одним пассажиром на борту. Первые пассажиры могли выиграть билет на полет на самолете, купив специальные лотерейные билеты. Лотерею организовал Якутский Авиахим.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: