Арктика расправляет плечи. Заполярье – в поле пристального внимания

Развитие Арктической зоны определено в качестве одного из приоритетов государственной политики России
09:00, 25 ноября 2019
Читайте нас на
Дзен
afisha.png
Развитие Арктической зоны определено в качестве одного из приоритетов государственной политики России. Для Якутии, большая часть которой в этом году официально получила статус арктической территории, интерес к обеспечению процветания Крайнего Севера естественен и логичен. И на региональном, и на федеральном уровнях в скором времени ожидается принятие целого ряда стратегических документов, призванных определить дальнейшее социально-экономическое развитие Арктики.

Арктика с якутской спецификой

30 декабря 2018 года указом главы Якутии Айсена Николаева на базе государственного комитета по делам Арктики организовано министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я). Его создание было анонсировано в ходе оглашения первого послания Ил Дархана Госсобранию (Ил Тумэн).

«Развитие Арктической зоны требует комплексного подхода. Наскоками, точечными мерами нам ее не поднять. Масштаб задач требует абсолютно нового уровня и качества управления. Понимая это, а также оценивая глубину проблем и значимость благополучия людей, которые испокон веков живут в арктических районах, я принял решение о создании профильного министерства», – подчеркнул Николаев.

Масштаб проблем якутской Арктики вправду огромен. В целом Арктическая зона республики занимает более 52% всей территории региона, при этом на площади размером более 1,6 млн квадратных километров проживает, по данным на 1 января 2019 года, всего 67 714 человек. Численность населения продолжает неуклонно снижаться – в 1990 году там проживало 148,2 тысячи человек.

Среди наиболее тяжелых вопросов – фактическое отсутствие круглогодичного транспортного сообщения при высоких ценах на авиабилеты и огромных расстояниях, слабая экономика с практически нулевыми собственными доходами бюджетов местных муниципалитетов, неудовлетворительное состояние затратного энергообеспечения, обветшавшая социальная инфраструктура советских времен, острая нехватка квалифицированных специалистов при сравнительно высоком уровне безработицы, разрыв в качестве жизни с центральными районами, бедность населения – в арктических улусах 24,3% жителей состоят в персонифицированном реестре особо нуждающихся.

Налоговые послабления для местных жителей

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я) Михаил Погодаев отметил, что в зоне ведения профильного ведомства в качестве единого объекта управления находятся 13 арктических районов Якутии. Он напомнил, что в мае этого года президент России Владимир Путин подписал указ о дополнительном включении в состав Арктической зоны РФ 8 районов республики, которые частично или полностью находятся за Полярным кругом. Получение статуса арктических территорий оказалось очень своевременным событием, так как в данный момент правительством страны разрабатывается пакет документов стратегического значения, одним из ключевых решений которого станет выделение всей Арктики в качестве отдельной экономической зоны, что подразумевает различные преференции и льготы для реализации новых инвестпроектов.

Ранее к арктическим территориям по федеральному законодательству были отнесены только Аллаиховский, Анабарский национальный долгано-эвенкийский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский улусы. С мая 2019 года к ним присоединились Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский улусы.

Как отметил Погодаев, в районах, включенных в Арктическую зону, по инициативе главы республики произошло обнуление ряда налогов для физических лиц, в частности, на имущество, землю и транспорт. При этом выпадающие доходы муниципалитетов компенсируются из регионального бюджета.

Во главе угла – качество жизни

Замминистра также рассказал о региональной Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС(Я) на период до 2030 года, которая на сегодняшний день находится на финальной стадии подготовки:

«Она разрабатывалась по поручению главы республики Айсена Николаева. Весь год велось общественное обсуждение, было несколько крупных дискуссий, в том числе конференций, стратегических сессий, совещаний на самом высоком уровне. Во главе угла Стратегии – качество жизни и человеческий капитал в Арктике. В основном поставлены, конечно, социальные задачи по сокращению существующих разрывов между ключевыми показателями качества жизни в Арктической зоне республики и среднероссийскими значениями».

Михаил Погодаев подчеркнул, что при этом необходимо наращивать экономическую базу, которая может дать ресурсы для социального развития. По его словам, в Стратегии определяются центры экономического роста, в первую очередь сосредоточенные вокруг промышленных проектов по разработке полезных ископаемых. В их числе – Томторское месторождение, Лено-Анабарский прогиб, где находятся перспективные нефтегазовые месторождения, золотоносные участки Усть-Янского, Верхоянского и Момского районов, Краснореченское каменноугольное месторождение. Кроме того, в качестве центров экономического роста рассматриваются и инфраструктурные проекты, такие как морские порты Тикси и Зеленый Мыс.

Он добавил, что в разработке Стратегии использовался бассейновый принцип, благодаря чему лучше прослеживаются межрайонные связи и появляется комплексность при решении определенных задач по более продуманному пространственному развитию.

«По каждому бассейну реки рассматриваются экономически перспективные виды хозяйственной деятельности, которые возможно развить. Конечно, мы не забываем о традиционных отраслях – рыболовстве, оленеводстве, охотпромысле. Их модернизация позволит значительно увеличить производство продукции с перспективой последующего экспорта за пределы республики», – подчеркнул Погодаев, заключив, что обеспечение занятости коренных народов, проживающих в Арктической зоне, даст положительный социальный эффект.

Среди перспективных проектов замминистра выделил дальнейшее развитие Северного морского пути, внедрение атомных электростанций малой мощности для более эффективного энергетического обеспечения труднодоступных территорий, развертывание инфраструктуры связи, в том числе строительство линий высокоскоростного интернета.

«Проект бюджета на 2020 год в целом сложный, поэтому нам не удалось заложить больше средств в госпрограмму развития Арктики. Именно поэтому мы предусмотрели средства на софинансирование федеральных программ, которые на сегодняшний день тоже находятся в разработке», – проинформировал Михаил Погодаев. Он резюмировал, что полный пакет мер, принятый на региональном и федеральном уровнях, должен привести к кардинальному улучшению качества жизни в Арктике.

На федеральной повестке дня

Эксперт Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников в комментарии ЯСИА подчеркнул, что в настоящее время министерством по развитию Арктики и Дальнего Востока готовится пакет документов, который в ближайшее время будет внесен в правительство. Он включает в себя основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».

Помимо этого, в разработке находится закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в АЗРФ», который станет основополагающим документом для взаимодействия предпринимательского сообщества и исполнительной власти.

«Основная цель этих документов – повысить качество жизни населения, создать новые возможности для развития экономики и социальной сферы, сделать жизнь и работу в Арктике привлекательной для нынешних и будущих поколений. В то же время необходимо повысить инвестиционную активность, создать привлекательные условия для ведения предпринимательской деятельности», – подчеркнул Воротников.

Он заключил, что ключевыми драйверами должны стать новые проекты развития в Арктике, а обеспечить их успех должны благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности, включая льготные режимы и преференции. По его словам, под арктические льготы могут в том числе попасть проекты «туризма, транспорта, оленеводства, перерабатывающих заводов, что, несомненно, актуально для агропромышленного комплекса Якутии».

Эксперт обозначил важность того, что базовые документы стратегического планирования фиксируют ключевые количественные и качественные целевые показатели уровня жизни, условия инвестиционной и инфраструктурной деятельности на ближайшую и долгосрочную перспективу, определяют инструменты и источники достижения экономического благополучия, бюджетной обеспеченности арктических регионов и муниципальных образований.

«Важно и то, что в документах выделяется роль государственно-частного партнерства при реализации проектов в АЗРФ. Это дает муниципалитетам, входящим в Арктическую зону РС(Я), большую самостоятельность в выборе приоритетов своего социального развития и привлечении инвесторов для реализации проектов», – добавил Воротников.

«Великий передел Арктики»

Вместе с глобальным потеплением и таянием ледников в Арктике, возрос интерес к этому специфическому макрорегиону. С изменениями климата, зачастую негативно влияющими на окружающую среду, улучшаются условия для судоходства и разработки природных ресурсов. По оценкам экспертов, за Полярным кругом расположено около 22% всех мировых неразведанных ресурсов углеводородов, при этом 84% из них находятся на шельфе Северного Ледовитого океана. Только запасы нефти российской арктической зоны оцениваются в 7,3 млрд тонн, конденсата – 2,7 млрд тонн, природного газа – около 55 трлн кубометров.

Приарктические государства, в том числе Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, продолжают «Великий передел Арктики», в международном правовом поле мирно конкурируя за пространство, коммуникации и арктические ресурсы. Самый лакомый кусочек – континентальный шельф, где сосредоточены основные ресурсы. Свои притязания имеют и другие страны, главным образом Исландия, Швеция, Финляндия. На сегодняшний день отсутствует международный договор, в полной мере регулирующий деятельность в Арктике.

С таянием льдов растет и стратегическая значимость Северного морского пути – краеугольного камня развития российской Арктики. В скором времени Севморпуть должен выйти на круглогодичное использование, став конкурентным транспортным коридором для южного маршрута, проходящего через Суэцкий канал. При этом морской путь через Арктику может стать более выгодным вариантом для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы при доставке грузов из одной части света в другую. Россией поставлена цель по созданию регулярной контейнерной линии, которая будет работать на трассе СМП.

Самый активный интерес к проекту проявляет Китай, желающий пустить «Полярный шелковый путь» через СМП. В этом проекте свою роль могут сыграть Якутия и великая река Лена, которая способна значительно сократить время доставки за счет своей природной мощи. В теории из Китая по железной дороге могут приходить грузы, которые будут перегружаться на суда типа «река-море», выпущенные строящейся сегодня Жатайской судоверфью. Далее они смогут следовать по реке Лене до порта Тикси, а затем переправляться на больших кораблях в европейскую часть России и Европу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
20 апреля 20.04
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: