В этом году дочерняя компания АЛРОСА АО «Алмазы Анабара» отмечает 25-летие. Перспективное промышленное предприятие Якутии сегодня находится на пике своего развития. О том, какие проекты сейчас реализуются, а также о планах компании рассказал генеральный директор Алексей Окороков.
Ставка на развитие
Алексей Окороков был назначен генеральным директором АО «Алмазы Анабара» группы АЛРОСА в мае этого года. На должности руководителя компании он сменил Павла Маринычева, возглавившего 17 мая группу АЛРОСА.
До назначения руководителем компании Окороков занимал должность заместителя генерального директора.
«Алексей Алексеевич работает в «Алмазах Анабара» с 2016 года, являлся моим заместителем. За это время он доказал, что является профессионалом высокого уровня, курировал целый ряд важных проектов. Рад, что мы обеспечим преемственность на посту руководителя компании. Желаю Алексею Алексеевичу всяческих успехов», — прокомментировал назначение генеральный директор АЛРОСА Павел Маринычев.
– Алексей Алексеевич, расскажите, как начиналась ваша история в АО «Алмазы Анабара», какие результаты за годы работы вы бы отметили?
— Считаю, что промышленные компании Якутии – это базис, на котором всё строится. Работа на передовом предприятии, таком как АО «Алмазы Анабара», дает возможность получить большой опыт работы на производстве.
Если говорить о результатах работы за последние шесть лет, сразу скажу, что мы достигли максимальных показателей во всех отношениях. И в этом большая заслуга и руководства, и коллектива. Мы нарастили производственные показатели, объемы добычи, расширили свое участие в социально-экономическом развитии республики. Под руководством Павла Алексеевича достигли исторических максимумов в непростые для алмазной отрасли годы по основным показателям производства: за эти шесть лет прибыль АО «Алмазы Анабара» возросла в два раза, а дивиденды – в 12 раз. И сегодня мы с уверенностью продолжаем развивать наше предприятие, наращивать свои мощности.
Тот коллектив, в котором мы работаем, объединен общими целями и задачами, и мы гордимся тем, что уровень вовлеченности работников компании – самый высокий в отрасли. При этом мы делаем ставку на развитие, самореализацию каждого, кто трудится в компании.
Я приверженец того, чтобы люди постоянно учились, повышали уровень квалификации, приобретали и нарабатывали свой опыт. Особенно это касается производственников. С этой целью не первый год в АО «Алмазы Анабара» реализуются образовательные проекты по обучению и переобучению наших ребят. Мы стремимся к тому, чтобы, помимо прохождения базовых курсов повышения квалификации по профилю, люди также расширяли и свой профессиональный кругозор.
У нас есть понимание, что все, кто трудится на производстве, должны знать основы экономики горного производства. Коллеги, которые прошли такие курсы, очень благодарны: они начинают смотреть на свою деятельность с другой стороны.
Помимо экономики, мы знакомим коллег с основами управления персоналом. Например, руководители осваивают такие навыки, как умение общаться с коллективом, решать конфликтные ситуации, правильно расставлять приоритеты, распределять время и т. д. Я бы даже сказал, что мы готовим будущих руководителей – элиту промышленных предприятий. Да, это амбициозная задача. Я уверен, что некоторыми ребятами мы через 10–15 лет будем гордиться!
Из первых уст
– Чувствуется большая забота о коллективе. АО «Алмазы Анабара» славится своими хорошими работниками. В чем секрет?
– В компании молодой коллектив. Он более гибкий, оперативный. Это люди, которые не боятся перемен и готовы к изменениям. АО «Алмазы Анабара» отличается собранностью и мобильностью в принятии решений. Мы оперативно собираемся, сразу принимаем решение и идем реализовывать, у нас так принято. Если видим, что ситуация меняется, мы не теряемся, а наоборот – находим новые решения, определяем цель и достигаем её.
Принципы нашего коллектива – открытость, быстрая обратная связь и справедливость. Мы практикуем встречи руководства с коллективом на производственных участках. Со специалистами регулярно общаемся вживую: узнаем, что происходит из первых уст. Нам важны мнение и экспертиза каждого работника.
Важно чувствовать, что происходит на участках, видеть своими глазами, общаться и получать обратную связь. Вот почему мы постоянно проводим опросы среди коллектива, и это становится основой для принятия управленческих решений.
Самое главное – нам важна эффективность при условии соблюдения человеческих, этических норм. Предприятие должно быть эффективным, но не любой ценой. Мы стараемся следить за балансом.
– А на каких из участков компании вам нравится бывать?
– Я не разделяю наши производственные площадки – мы одно целое, и мне нравится везде. Цель приезда руководства на прииски – не щеки надувать, а заметить недостатки и устранить их. Поэтому «нравится» или «не нравится» – так можно говорить только с точки зрения обустроенности быта и других производственных вопросов.
Когда я приезжаю на участок, то говорю коллегам: «Подходите, у кого какие вопросы. Что могу – решу на месте, остальное запишу и обязательно вернусь с ответом о решении». И такое отношение в целом по компании, у руководителей на всех позициях.
Путёвка в жизнь
– В компании реализуется много проектов. Какими из них вы лично гордитесь?
– Наверное, это проект, который касается развития персонала. Потому что, когда видишь, как люди развиваются, ты понимаешь, что проделал работу не зря. У нас есть программа кадрового резерва, где мы воспитываем именно руководителей. В этом году мы запустили проект «Путевка в жизнь 2.0». Эта программа помогает коллегам, работающим на приисках, без отрыва от производства получать образование. То есть обучение ведется дистанционно, организовываются выездные экзаменационные комиссии. Это позволяет нашим сотрудникам одновременно работать и получать образование и специальность, открывает им возможность профессионального и карьерного роста. Для этого мы создаем все условия: от обеспечения бесперебойной связью, техническими решениями до гарантии трудоустройства по новой специальности.
Теперь коллеги на приисках могут получать среднее или высшее профессиональное образование, а вместе с этим – возможность расти дальше.
В этом году уже порядка 30 коллег получают образование. На площадке АО «Алмазы Анабара» проект будет реализовываться до 2028 года. Таким образом, в течение 5 лет предприятие ежегодно сможет получать мотивированных, опытных инженерно-технических работников, которые впоследствии станут основой развития предприятия, нашим кадровым ресурсом.
Не зря сказано: кадры решают всё. Производство – это прежде всего люди и уже потом – механизмы и другие ресурсы. Поэтому для нас обеспечение кадрами нашего производства – приоритетный вопрос.
Экология и мы
– Алексей Алексеевич, вы говорите, что производство невозможно без людей. Однако, с другой стороны, промышленность – это прежде всего работа с недрами, что накладывает на предприятия особую ответственность за сохранение окружающей среды. Какова экологическая политика компании?
– Мы работаем на своей земле, и для нас важен вопрос экологии, сохранения и восстановления земель после промышленных разработок. Все эти годы мы ведем активную рекультивацию земель. В текущем году она проводится на прииске «Маят» в Анабарском улусе на площади более 60 гектаров и в Булунском районе на прииске «Молодо» на 32 гектарах.
АО «Алмазы Анабара» продолжит заниматься лесовосстановлением на землях лесного фонда родной Якутии. Мы заключили договор с Арктическим государственным агротехнологическим университетом на посадку сеянцев на участках общей площадью более 146 гектаров.
Многопрофильные кадры
– Какие задачи вы решаете в этом году?
– В «Алмазах Анабара» — полный производственный цикл. Мы занимаемся всем, начиная от геологоразведки, добычи, заканчивая завозом грузов, в том числе автозимниками, которые обслуживаем.
Сейчас мы начали реализацию долгосрочной программы развития компании, где будем решать задачи по наращиванию объемов добычи драгоценных металлов как основного вида деятельности, а также по развитию геологоразведки.
Самое главное, как я уже говорил, это развитие персонала. Желательно, чтобы у нас коллеги имели параллельно две-три профессии, чтобы могли спокойно перемещаться между подразделениями в разные сезоны. Думаю, с точки зрения приоритетов, нашему сотруднику важно работать постоянно.
В группе АЛРОСА мы видим перспективы, когда наши ребята развиваются не только внутри АО «Алмазы Анабара», но и перемещаются внутри АЛРОСА в целом, могут расти. И у нас уже есть такие примеры. Это открывает перед коллегами много новых возможностей. Для тех работников, кто задействован в сезонных работах, есть возможность перевода на постоянную основу. Чтобы люди закрепились на предприятии, остались и дальше развивались.
АО «Алмазы Анабара» активно участвует в жизни республики. В постоянном фокусе внимания компании – улусы нашего присутствия. Мы заинтересованы в их устойчивом развитии и добрососедских отношениях. Ежегодно предприятие направляет 109 млн руб. на социально-экономическое развитие районов. Мы осуществляем авиаперевозки жителей улусов нашими чартерными рейсами, попутную доставку грузов для нужд района, закупку продукции у местных товаропроизводителей, оказываем помощь в благоустройстве и строительстве объектов, содержании автодорог, оказываем поддержку по закреплению врачей и учителей Анабарского улуса.
В целом, синергетический эффект от того, что 96% нашего персонала – местные кадры, формируется не только за счет обеспечения рабочими местами жителей республики, но также за счет налогов, доходов, которые остаются в улусах, пополняют бюджет родной Якутии.
Особенно хочу подчеркнуть поддержку, которую оказывают нашей деятельности правительство республики и лично глава Якутии Айсен Сергеевич Николаев. Мы благодарны за постоянное внимание и вовлеченность, за огромную помощь и доверие. Я уверен, что все поставленные перед АО «Алмазы Анабара» задачи будут решены и компания дальше будет развиваться благодаря поддержке руководства республики и АЛРОСА, сплоченности наших сотрудников, их слаженной работе. Мы с уверенностью смотрим в будущее.
Справка:
Родился в 1975 году в с. Бетюнь Амгинского района ЯАССР. В 1998-м — окончил Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова по специальности «юриспруденция». В 2020 году окончил магистратуру Института европейского права МГИМО МИД РФ. В 2016 году прошел обучение по программе «MBA: менеджмент – международный бизнес» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
В 2007–2014 гг. занимал руководящие должности в АО «Республиканская инвестиционная компания». До этого работал в нефтяной компании «Якол», ОАО ННГК «Саханефтегаз». В 2014–2016 гг. Алексей Окороков руководил департаментом по государственно-правовым вопросам в администрации главы и правительства республики. С 2016 г. занимал должность заместителя генерального директора АО «Алмазы Анабара» АЛРОСА.
Награжден грамотой главы РС (Я). Женат, воспитывает четверых детей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: