Директор физико-технического лицея Александра Соловьева: В школе не должно быть скучно

13:00, 01 декабря 2017
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Физико-технический лицей имени Ларионова прочно удерживает статус одной из лучших школ не только республики, но и России. Учебное заведение последние пять лет неизменно находится в топе 500 лучших школ страны. Но одно дело стать лучшими, и совсем другое из года в год подтверждать высокий статус. Об этом и многом другом мы беседуем с директором лицея Александрой Соловьевой.


Новые имена

— Недавно ваш ученик Андрей Петров вернулся из Катманду, столицы Непала, где завоевал золотую медаль на VI Азиатско-Тихоокеанской международной конференции молодых ученых в области физики среди школьников.

— Да, и мы очень гордимся нашим учеником! Андрей под руководством учителя информатики Юрия Николаевича Романова подготовил интересный проект по поиску внеземных форм жизни при помощи спутника CanSat.

— И много у вас таких звездочек?

— Лицеисты радуют нас своими достижениями. Среди них есть победители и призеры не только городских, республиканских олимпиад, но и Всероссийской предметной олимпиады, что случается не так часто в республике. Каждый год мы открываем новые имена. В лицее учатся 393 ученика. Это дети, прошедшие отбор и мотивированные на учебу, безусловно, мы создаем им все условия для развития. То, что мы находимся на верном пути, доказывает и наш рейтинг. Вот уже на протяжении пяти лет мы в топе пятиста лучших школ России.

— Как удается оставаться в лидерах, можете раскрыть секреты?

— Ученика формирует учитель. Поэтому самое главное, чтобы была команда ярких, творчески работающих педагогов. Работа с одаренными детьми нелегка. Она требует много знаний, умений и компетенций. Важно увлечь детей, заинтересовать их, а это не так просто в наше время, когда всю информацию можно черпать из Интернета. В школе не должно быть скучно, поэтому мы работаем над этим, создаем совместные проекты, творим, изобретаем. А для этого и нужна команда единомышленников, энтузиастов.

Вечная триада

— Каким должен быть учитель вашего лицея?

— При приеме на работу всегда долго разговариваю с претендентом. Для меня важно, чтобы у человека было свое мнение и горели глаза. Любовь к детям, к работе — обязательное условие, как бы ни банально это звучало. Учителя ведь трудятся и в выходные, и в праздники. Работа с детьми не имеет временных рамок, мы всегда должны быть в эпицентре событий.

Сезонная популярность, когда меня все узнают, когда мой номер телефона становится известным всем

Отлично, когда помогают родители. Ведь школа — вечная триада: учитель — ученик — родитель. Родители в нашем лицее — члены коллектива. Мы все делаем вместе, наши мамы и папы в курсе всех дел. Мало того, они двигатели и участники многих школьных мероприятий.

— Не слишком ли вы опекаете лицеистов?

— Это не опека. Работая над совместными проектами, родители и дети познают друг друга с неизведанной стороны. Это сближает. На днях мы провели интеллектуальную викторину «Колесо истории», где приняли участие семейные команды. 14 классов — 14 команд. И таких совместных мероприятий много. Ежегодно в конце мая всем коллективом ездим в поход. Родители не только накрывают столы, но и участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях.

Увлечённые лицеем

— Какой лицей сегодня?

— У нас учатся дети с пятого класса. Они углубленно изучают математику, физику, английский язык, а с девятого класса делятся на профили: физико-математический и социально-экономический. В последние годы появилось немало детей, увлекающихся химией, мечтающих стать врачами.

Вот почему в социально-экономическом классе ученики делятся еще на подгруппы с углубленным изучением химии, биологии. Так, у нас открылся еще и биолого-химический профиль. Это опять к вопросу об интересных педагогах. Именно с появлением Екатерины Дмитриевны Широких это стало возможным. Она сумела увлечь лицеистов своим предметом.

И таких учителей у нас много. Например, в учебном плане нет урока экологии. Но наши ученики — победители Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Весной под руководством учителя Любови Николаевны Мироновой они выиграли грант фонда «Будущих поколений» и уже осенью презентовали интересный проект — экологическую тропу «Заповедная Кэнкэмэ».

В моей трудовой книжке только две записи – учитель средней школы №16 и работа здесь, в моем родном лицее

Вместе с хореографом Даланой Бичеоловной Хусаевой полюбили танцы абсолютно все. У каждого класса свое хобби. Есть у нас барабанщики, хомусисты, музыканты, интеллектуалы. Не думайте, что наши дети занимаются только наукой. Среди них много спортсменов. И хотя в школе нет спортивного зала, в городе знают, что все лицеисты ФТЛ — футболисты. Ежегодно в декабре проводим турнир среди выпускников. А на нашей футбольной площадке играет детвора со всей округи.

С 2015 года реализуем проект «Инженерная школа», в рамках которой сотрудничаем с Малой академией наук, технопарком «Кванториум», различными вузами. Наши учителя — увлеченные люди. Они умеют удивлять других и не перестают удивляться сами.

— Трудно удержать взятую высоту?

— Когда в 2013‑м впервые оказались в списке лучших, год прошел в эйфории. А в конце учебного года мы поняли, что главное не оказаться в нем, а удержать планку. Держимся! Наши нынешние выпускники, а это 55 человек, поступили в лучшие вузы страны. Причем все учатся на бюджетных местах.

Медаль — не самоцель

— Сколько у вас медалистов?

— У нас крайне сложно получить золотую медаль. Например, в прошлом году медалистов и вовсе не было. И это при том, что есть выпускники, получившие дважды 100 баллов. Возможно, это не самоцель для наших ребят. У них много других увлечений.

Наша задача — открыть в каждом неповторимую личность, раскрыть пытливый интерес к жизни, миру, вселить уверенность в собственные силы. Вот тогда ребенок свернет горы на пути к знаниям. Главное, не упустить время. Безусловно, отличная учеба — великий труд.

— У вас всегда все гладко? Бывают ли конфликты между учителем и учеником?

— Школа — живой организм. Всякое бывает, хотя серьезных конфликтов не припомню. Но считаю, что в любой ситуации, как бы ни был виноват ребенок, он должен знать, что родитель на его стороне, что он всегда его поймет.

Чтобы стать лицеистом

— Все знают, что поступить в ФТЛ сложно. Обращаются ли к вам с личной просьбой помочь в поступлении?

— Да, есть такая сезонная популярность, когда меня все узнают, когда мой номер телефона становится известным всем. Не скрою, не без этого. Но, знаете, после разговора многие родители соглашаются, что не стоит всеми правдами и неправдами стремиться к нам. Ребенку все равно придется сдать вступительные экзамены. Он должен быть готов к нагрузкам, к сложной учебной программе. Учиться-то будет он, а не родители. Осилит ли, хватит ли сил, знаний, здоровья? Подумайте об этом в первую очередь.

— Когда начинаются вступительные испытания?

— Зимой проводим подготовительные курсы. Кстати, после них некоторые родители не приводят детей, убедившись, что ребенок не готов учиться у нас. Непосредственно вступительные испытания проходят в апреле. Отмечу, окончившие курсы не пользуются приоритетом при поступлении. У всех равные права.

— У вас появится новое здание?

— Мы учимся в здании бывшего детского сада. Плюсы — есть своя кухня, пищеблок, столовая. В школе прекрасно кормят полноценным горячим обедом и полдником. Минусы — узкие коридоры. Учителя смеются, зато, мол, чувствуем локоть друг друга. Не хватает кабинетов, нет спортивного зала. Понимаем, в столице ситуация сложная. Наш микрорайон растет, вокруг много многоэтажных новостроек. А школа одна — 16‑я, и та переполненная. И тоже находится в приспособленном помещении.

Конечно, мы в списках нуждающихся в улучшении условий, но когда решится этот вопрос, неизвестно.

Под счастливой звездой

— Что для вас лицей?

— Часть моей жизни, мое детище. Я работаю в нем с первых дней открытия, еще когда он был Саха-турецким анатолийским колледжем. Это было совершенно новое учебное заведение, мы все делали впервые и росли вместе со своими учениками.

Были трудности, радости и горести, но мы справились. И сегодня это подтверждает наш статус, мы узнаваемы, к нам стремятся попасть. Многих учеников и родителей первых выпусков помню по именам, столько пережито вместе!

Мама была партийная, она и меня родила по дороге на партконференцию

— Вы мечтали стать учителем?

— Я 36 лет работаю в школе. В трудовой книжке только две записи — учитель английского языка и организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы № 16 и работа здесь, в моем родном и любимом лицее.

Я из педагогической семьи и выросла в школе. Мама Варвара Петровна Карпова была учительницей начальных классов, потом директором школы, она из поколения тех, кто целиком посвящает себя работе. Партийная, она и меня родила по дороге на партконференцию. Еще учась в начальных классах, я зачитывалась публикациями Александра Сухомлинского «Сердце отдаю детям» в журнале «Начальная школа». Помню, как-то читали с подругой одну книгу на двоих про Александра Матросова и в конце обе заплакали…

Но были и сомнения. Мне еще нравилось лечить. Все-таки выбрала профессию учителя английского языка. Вот почему я оказалась в лицее. Когда он открывался, дети здесь учились на английском и турецком языках. Мне повезло, считаю, что родилась под счастливой звездой. На моем месте мог быть любой. У матери нас двое. Моя сестра Наталья — кандидат педагогических наук, историк, заслуженный работник образования РС(Я). Мы все втроем вошли в «Педагогическую энциклопедию Якутии». Единственный сын Максим — магистрант Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Его будущая профессия — технолог. При этом он очень вкусно готовит. «Будем открывать ресторан!» — смеемся.

— Есть у вас хобби?

— Очень люблю вкусно готовить и петь лирические песни. Пою с детства, и, как говорят, неплохо получается. А еще мне нравится проводить и организовывать праздники. С удовольствием пишу сценарии, сама веду мероприятия. В школе тоже эту часть работы беру на себя. Увлекаюсь техникой. Возможно, если бы родилась позже, выбрала бы техническую специальность. Кстати, в детстве три года занималась спортивной гимнастикой в ДЮСШ, что на улице Дзержинского. По сей день храню удостоверение.

— ФТЛ часто сравнивают с Якутским городским лицеем. И там, и тут учатся дети с высокой мотивацией, и первые места на олимпиадах вы также делите между собой. Есть ли конкуренция между вами?

— С бывшим директором лицея Людмилой Поведской нас связывает дружба. В те годы созданный ею коммерческий лицей был абсолютным инновационным образовательным учреждением. Мы равнялись на них, советовались по многим вопросам. Дружба сохранилась, сейчас обе школы — равные партнеры, мы радуемся успехам учеников. Кстати, во многом мы похожи.

— Какие планы в этом учебном году?

— В следующем году нам исполнится 25 лет. Кроме того, 10 февраля академику Владимиру Ларионову, чье имя мы с гордостью носим, исполнится 80 лет со дня рождения. Планируем открыть школьный музей, посвященный ему: собираем фотографии, документы. Так что впереди насыщенный юбилейный учебный год!

От редакции: Действительно, нет нужды доказывать, что ФТЛ — лучшее учебное заведение. Здесь любят детей, занимаются их развитием, вот почему среди лицеистов много талантливых и увлеченных. Жаль, что такое инновационное учебное заведение не имеет своего здания с современными лабораториями и мастерскими. Ведь одаренные дети талантливы во всем. Даже несмотря на не лучшие условия, они достойно представляют республику на всероссийских и международных олимпиадах и конференциях. А ведь, построив лицею здание, можно убить сразу двух зайцев, обеспечив крышей над головой какой-нибудь детский сад. В конце концов, здание и предназначено для малышей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -14°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: