Он был народным депутатом республики в парламенте Якутии I созыва, был избран и работал вместе с легендарными политиками республики начала 90-х годов. Как тогда работали депутаты, о непростых временах и обстановке тех лет, об отношениях между Ил Тумэном и правительством начала и середины 90-х годов, почему парламент Якутии был двухпалатным – об этом вспоминает экс-вице-спикер палаты представителей Ил Тумэна, народный депутат I созыва парламента республики Александр Власов.
«Верховный Совет ушел в отставку неправомерно»
— Александр Васильевич, в какой политической и экономической ситуации проходили первые выборы в Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики?
— Как многие якутяне помнят, обстановка в те годы была непростая. Только что был разогнан, а по сути, расстрелян Верховный Совет Российской Федерации. В это же время неправовым образом ушел в отставку Верховный Совет нашей республики.
— То есть как это, «неправовым» образом? Сейчас это недопустимо и в это трудно поверить…
— Объясню. Конституционный орган, Верховный Совет республики, должен был внести соответствующие изменения в Конституцию (Основной закон) республики о самороспуске, и решение должно было быть принято конституционным большинством с обоснованием, в связи с чем принято такое решение. Но всего этого сделано не было. Президент республики назначает выборы, было разработано положение о законодательном органе, несмотря на те полномочия, которые были прописаны Верховному Совету нашей республики… Вот в такой непростой политической ситуации прошли выборы в парламент республики.
И получилось так, что многие из тех, кто был депутатом Верховного Совета и считал неправовым роспуск Верховного Совета, выдвинулись на выборы 1993 года. И, самое главное, большинство из них было избрано в Государственное Собрание (Ил Тумэн) I созыва.
Как «узаконили» парламент
— Но в отличие от Верховного Совета тех лет, где было 205 депутатов, в новом Законодательном Собрании республики было только 56. И когда парламент был избран и сформирован, напомню, он тогда был еще и двухпалатным, перед ним стояла важная задача «узаконить», то есть разработать и принять законы в отношении нас, избранных депутатов Ил Тумэна I созыва, и нашей деятельности в строгом соответствии с Конституцией республики, согласно которой избранный парламент должен стать представительным, законодательным и контрольным органом.
В то же время по предложению президента республики Михаила Ефимовича Николаева парламент должен был быть только законодательным органом. Тогда были разработаны и приняты законы о Государственном Собрании (Ил Тумэн) республики, в которых предложенные народными депутатами полномочия и функции были закреплены и, таким образом, сохранены. Отмечу, что соответствующие законы были разработаны без внесения существенных поправок в Конституцию Якутии.
Кстати, именно I созыв парламента республики принял решение о переименовании Законодательного Cобрания в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Считаю это серьезным моментом, когда законодатель нашел в себе силы определить себя тем органом, которым он являлся в Конституции нашей республики.
— Александр Васильевич, какие в те годы были главные проблемы для республики?
— Ограничить и сократить тот массовый развал, влияние негативных моментов для Республики Саха (Якутия), связанных с распадом Советского Союза.
Начиная с 1991 года был принят ряд нормативных правовых актов, которые регулировали возможности и права нашей республики. В те годы я был членом Совета министров республики.
Мы тогда все реально понимали, что в полном абсолютном виде понятия «суверенитет» быть не может. Но учитывая, что центральная власть Российской Федерации была парализована, нужно было каким-то образом решать наши самые острые вопросы: вопросы собственности, пополнения бюджета. Кроме того, многие другие политические и экономические вопросы требовали от нас широких полномочий и большей самостоятельности.
Отмечу, что мы делали всё, чтобы многие экономические проблемы Российской Федерации не сказывались негативно на нашей республике. Хотя избежать этих негативных моментов наша республика как часть России не могла. Но смягчить их мы пытались.
— Александр Васильевич, позитивные перемены в республике многие связывают с деятельностью первого президента республики, Верховного Совета Якутии в отстаивании прав республики в золото- и алмазодобыче…
— Эти решения были приняты еще Советом министров Якутии. Кстати, они были приняты еще до избрания Михаила Ефимовича Николаева. А с его избранием эти решения были закреплены. Считаю, что его роль во всём этом была огромная. Он отстоял самостоятельность нашей республики.
Депутат от Магистрального
— От какого избирательного округа вы были избраны в Ил Тумэн?
— В 1993 году я баллотировался и был избран от Магистрального избирательного округа. В него входили Оймяконский и Томпонский районы. Население обоих районов тогда составляло свыше 55 тысяч человек. А сегодня в них проживает от силы 22 тысячи человек. Это был 1993 год, тогда все были одержимы надеждой. Мы имели свою самостоятельность, наша золотодобывающая промышленность успешно работала, учитывая резкий рост курса доллара. Но в последующие годы золотодобытчики оказались в глубоком кризисе, закрывались артели, из северных районов начался отток населения.
— Предоставление жилищных сертификатов, помощь переселяющимся из районов Крайнего Севера…
— Да, это многопрофильный закон, который давал большие социальные гарантии для людей, проживающих в условиях Крайнего Севера, и благодаря такой поддержке было привлечено большое количество рабочих рук, специалистов из постсоветских республик.
Постоянная палата для оперативных решений
— Объясните, пожалуйста, почему парламент Якутии I созыва был разделен на две палаты: палату республики и палату представителей? Чем это было обусловлено?
— Я баллотировался в народные депутаты, когда все это уже было определено. Это решение рабочей группы, которая занималась организацией деятельности нового законодательного органа. Считаю, что оно сыграло свою роль: у нас была постоянная действующая палата, которая могла принимать большой круг решений.
В то время большинство принятых федеральных законов не действовали, тогда как республиканские законы играли большую роль в политической и экономической жизни Якутии. И в этом плане постоянная действующая палата законодательного органа позволяла разрабатывать и принимать эти законы оперативно и быстро. А финансовые законы – бюджет и другие – принимались палатой республики.
Мы, депутаты палаты представителей, были больше законодательным органом, который принимал соответствующие законы. И здесь я не могу не вспомнить слова председателя палаты представителей Афанасия Петровича Илларионова: «Каждая строчка закона написана нами».
Функции комитетов и комиссий не дублировались
— По какому принципу создавались постоянные комиссии палаты республики и постоянные комитеты палаты представителей?
— Основной принцип был законодательно-отраслевой. Законодательство определяло: какие комитеты будут работать над законами. Отраслевой принцип здесь тоже играл свою роль.
— Не дублировались ли при этом функции комиссий и комитетов двух палат парламента?
— Нет, не дублировались, потому что разграничение было четко прописано в Конституции республики и в законе о Государственном Собрании (Ил Тумэн).
«Иногда бюджет принимался в апреле или в мае…»
— Как складывались отношения парламента I созыва с правительством республики 90-х годов?
— Отношения между законодателями и исполнительными органами были деловые. Но отмечу, что именно из-за принципиальных позиций парламента I созыва часто многие законы принимались довольно долго. Например, иногда было так, что закон о бюджете республики принимался палатой республики в апреле или даже в мае.
Я бы не сказал, что отношения между палатой представителей и правительством республики были кризисными…
Но при внесении депутатами поправок в те или иные законы недопонимания между парламентом и правительством всё же возникали… В поправках к проектам законов мы пытались соблюсти интересы населения нашей республики. Отмечу, что Ил Тумэн I созыва очень серьезно работал над законами.
Где проходили первые заседания Ил Тумэна
— Александр Васильевич, где в 90-е годы проходили заседания парламента I созыва? Ведь нынешнее здание Ил Тумэна построено еще не было?
— Заседания проходили в Доме правительства № 1. Для заседаний Ил Тумэна I созыва на втором этаже были отведены два зала: соответственно для палаты представителей и для палаты республики. А совместные заседания проходили в овальном зале, сейчас он называется зал республики.
«Мы держим связь, общаемся»
— Александр Васильевич, кого из коллег — депутатов первого созыва, членов правительства хотели бы особо отметить, вспомнить?
— В первую очередь, конечно же, председателя нашей палаты представителей Афанасия Петровича Илларионова, хотел бы отметить таких профессионалов, сыгравших серьезнейшую роль в становлении парламентаризма республики, как Варвара Андреевна Петрова, Николай Гаврильевич Захаров, Александр Сергеевич Уаров, Анатолий Абрамович Гольдман, Макар Макарович Яковлев. Из палаты республики – Егора Петровича Ларионова, Вячеслава Антоновича Филатова, Ивана Даниловича Черова и многих других депутатов нашего первого созыва.
— Работа парламента I созыва во многом зависела от работы аппарата. Кого хотели бы отметить?
— По этому вопросу мое мнение такое: не во многом работа депутатов I созыва зависела от работы аппарата. Мы работали самостоятельно, профессионально. В комитетах Ил Тумэна I созыва было всего лишь по одному специалисту!
Другой вопрос – аппарат Ил Тумэна I созыва сделал и приложил много усилий в обеспечении деятельности народных депутатов. Здесь хотел бы отметить Марию Яковлевну Антонову, Михаила Георгиевича Малышева, Юрия Николаевича Бацева, Галину Степановну Москвину и многих других работников аппарата Ил Тумэна и специалистов комитетов.
К сожалению, кто-то уезжает, кого-то уже нет на этом свете, но так или иначе мы держим связь, общаемся.
Автор: Аркадий Лебедев, газета «Ил Тумэн», январь 2024 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: