«Экскаваторщик – это ювелирная работа», — так считает машинист экскаватора Нюрбинской ГОК Александр Потапов. А он знает, о чем говорит, ведь в этой сложнейшей профессии Александр Ильич без малого 35 лет.
Впервые в кабину экскаватора он сел в 1984 году, когда устроился на работу в Кировский угольный разрез. Причем до этого никогда не имел дела со строительной техникой. Был рабочим, слесарем, электриком, но однажды, примерив на себя профессию экскаваторщика, более с ней не расставался.
Александр Ильич признается: «Мне нравится быть экскаваторщиком. Я не представляю себя в другой профессии». Когда впервые увидел подобную технику у себя в родном Кирове Нюрбинского района, он был заворожен мощью машины.
В 2000 году Александр Ильич был принят машинистом экскаватора «САТ-375» в Нюрбинский ГОК АК «АЛРОСА». Тогда в ГОКе только начинали разрабатывать карьер, велось строительство обогатительной фабрики №16 и целого ряда производственных объектов на Накынской производственной площадке.
После прохождения обучения на новый вид техники Александра Ильича перевели машинистом первого в алмазной компании экскаватора «САТ-5130». Эта серьезная машина была в три раза больше по размерам первой – весила 200 тонн.
При этом надо отметить, что в те годы ремонтных площадей для «Катерпилларов» в «АЛРОСА» не было, машинисты и в пятидесятиградусные морозы, и в летнюю жару сами ремонтировали технику.
Несмотря на это экипаж экскаватора «САТ-5130», в составе которого трудился Потапов, успешно выполнял все поставленные задачи. За 10 лет работы производительность экскаватора была увеличена в пять раз — с 500 тыс. кубометров до 2500 тыс. кубометров в год! По данным производителя «Caterpillar», этот показатель по производительности стал лучшим в мире в данной серии экскаваторов. И этот рекорд установили наши, якутские, экскаваторщики!
«Мы просто работали. Даже не думали, что наши показатели будут зафиксированы американской фирмой» («Caterpillar» производится в США. – Прим. авт.), — улыбается Александр Ильич.
В 2010 году в карьере началась программа технического перевооружения и на смену имеющемуся парку погрузочных механизмов были поставлены новые экскаваторы. Экипаж Александра Ильича был закреплен за экскаватором «Liebherr-9350» №6. Это оборудование было еще сложнее и мощнее: машина весит 310 тонн, гидравлическая система состоит из 400 шлангов высокого давления, двигатель, приводивший в движение эту гигантскую конструкцию, по мощности превосходит прежнюю в два раза.
«Ковш этой машины 4 метра шириной и 2,5 метра в высоту, объем — 15 кубов. Несмотря на такие мощные габариты техники, управлять ею не очень сложно, все на электронике», — рассказывает экскаваторщик. В кратчайшие сроки Потапов прошел теоретическое обучение и принял непосредственное участие в сборке и запуске в эксплуатацию данного оборудования.
Буквально рванув с места в карьер, экипаж Александра Ильича в течение полугода повысил сменную производительность по отгрузке горной массы в полтора раза в сравнении с «САТ-5130». За последние пять лет машинистами экскаватора «Liebherr-9350» № 6 было отгружено 12,5 млн кубометров горной массы. Из них около 3 млн 300 тыс. кубометров было отгружено именно Потаповым.
«Главное в нашей работе – придерживаться техники безопасности, а то иногда бывают случаи, когда огромные глыбы повреждают кузов самосвала. Во всем нужна аккуратность и внимательность. Как говорится, работать лучше медленней, так будет вернее», — делится опытом машинист.
Рабочая смена экскаваторщика в Нюрбинском ГОКе длится 12 часов. «Я за это время практически не спускаюсь на землю, — говорит Потапов. – Особо вниз и обратно не набегаешься, все-таки высота машины серьезная — более семи метров. К нагрузкам привык, да и техника современная, комфортная».
Помимо выполнения производственных показателей, Александр Ильич занимается рационализаторской деятельностью. Так, он принимал участие в улучшении воздушной системы на экскаваторе «Liebherr-9350», что привело к сокращению ремонтных работ по воздушной системе и системе смазки.
Смена, в которой работает Александр Ильич, неоднократно становилась победителем трудового соревнования 1-го уровня, проводимого между технологическими сменами. Экипаж Потапова — лучший среди погрузочных средств объёмом ковша свыше 10 кубометров, а сам он неоднократно становился лучшим среди машинистов экскаваторов.
За время работы в компании Александр Потапов неоднократно награждался почетными грамотами и благодарственными письмами комбината, в 2014 году ему объявлена благодарность АК «АЛРОСА».
А на днях нашему герою за многолетний и добросовестный труд в торжественной обстановке присвоили звание «Заслуженный горняк».
Как признается Александр Ильич, новость о получении награды для него стала неожиданностью.
«И подумать не мог, что получу такую высокую награду. Да, работа у нас непростая. Ведь мы не только управляем техникой, но и должны уметь оценить состав и состояние грунта. Все это приходит с опытом. Надо чувствовать землю, а это не расскажешь и не покажешь, и в учебниках это не объясняют, — делится Потапов. – А это звание, считаю, я заслужил благодаря всему нашему коллективу Нюрбинского ГОКа. Ведь работа на карьере зависит от слаженности всех участников, начиная от руководства и заканчивая простыми рабочими».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: