Художественный руководитель и директор о минувшем театральном сезоне и планах
Русский драмтеатр закрыл 128-й сезон при полном аншлаге музыкальным концертом «От героев былых времен». Зрителю эта мысль понравилась – овации, букеты в финале и крики «Спасибо за сезон». О том, каким он был, каким будет 129-й сезон, мы поговорили с художественным руководителем и директором театра Александром Лобановым.
— Александр Александрович, каковы итоги 128-го сезона Русского театра?
— Итоги даже исторически феноменальные. У нас были две большие поездки. Первая — полноценные обменные гастроли с Благовещенском, а именно с Амурским театром драмы, в сентябре. Мы работали у них на площадке, а они приехали к нам. Практика показала, что театру нужно выезжать на гастроли в начале сезона: в этот период зритель только раскачивается, а приезд другого театра вызывает интерес. Наш театр, работая в Благовещенске, такое любопытство вызвал. Мы всегда стараемся вывозить интересный и проверенный репертуар, который, как правило, выстреливает. Безусловно, это серьезная и кропотливая работа всего коллектива, начиная от администратора, заканчивая техниками, а в каждом выезде 50 с лишним человек. Вторая поездка была в Читу, куда мы отправились передавать эстафету Всероссийского театрального марафона, посвященного Году театра. Пробыть там мы должны были меньше по времени, но поскольку выехали большой командой, нам хотелось показать читинцам как можно больше спектаклей из нашего репертуара. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что мы достойно показались и в Чите, и в Благовещенске.
Самое главное, начала реализовываться идея освоения театром Дальневосточного федерального округа, до этого у нас были дальние поездки в теплые края, мы побывали в Одессе, Ялте, Сочи, сейчас ДФО. Следующий сезон тоже будет насыщенным, в начале осени ожидаются двухнедельные гастроли в Магадан, над которыми мы уже работаем.
— Но в сезоне, все-таки, главное – это премьеры…
— Да, их было много, и однозначных, и неоднозначных в прямом смысле этого слова. Новые проекты в театре всегда зависят от финансовых возможностей, любая постановка требует затрат, когда больше, когда меньше. Приглашаешь — будь любезен создать все условия для работы постановщикам. Если судить по зрительской реакции, в прошедшем сезоне, при всех перипетиях, мы справились с задачей, и это заслуга всего коллектива.
— Да, а в Новый год в театре было выпущено сразу два новых спектакля.
— Да. Во-первых, была сказка «Золушка» в постановке Андрея Габышева, пожалуй, на сегодня это один из лучших спектаклей детского репертуара. Обязательно надо отметить работу режиссера Галины Карасевой — комедию «Без паники, синьоры», потому что сложный был спектакль в плане постановки. По большому счету он окончательно сложился при обкатке на зрителя. На сегодня это одна из самых посещаемых наших комедий.
К весенним каникулам вышла еще одна сказка «Приключения Буратино». Здесь тоже своя история. Всегда интересно: когда сам смотришь — одно восприятие, а когда через реакцию зрителя, ребенка или взрослого, – другое. Главное — результат после просмотра. Если, выходя со спектакля, люди поют песни, пританцовывают, повторяют фразу кого-то из героев, значит, состоялось, получилось.
Потом был спектакль «Мертвые души» — работа с режиссером Сергеем Потаповым. Неоднозначная по восприятию постановка, очень сильно отличающаяся от предыдущей работы Сергея в нашем театре – спектакля «Дни Турбиных», который был более классической его работой.
— «Мертвые души» стал, пожалуй, самой громкой премьерой всего прошлого сезона.
— Ни одного равнодушного зрителя к «Мертвым душам» не останется, только вот чего больше, положительных или отрицательных эмоций, это, конечно, индивидуально. Но скучно никому не будет, это точно! У меня тоже неоднозначное восприятие этого спектакля. Когда я в него только входил (я как актер тоже занят в одной из ролей), для меня было много откровений, по-другому не скажешь. Что-то было не то, как-то не по себе, вызывало вопрос «Как это вообще может быть на сцене»? Но смотришь на эту работу под призмой того же Тима Бертона, исходя из его формы, и понимаешь, почему картина выстраивается именно так, почему у режиссера такое видение, а не иное. Да, у кого-то возникает вопрос, а нужно ли брать классический материал и что-то новое придумывать? Стоит ли это вообще делать? Я думаю, почему бы и нет? Вот если бы весь репертуар был только такой, я думаю, тошнить бы всех начало. На вкус и цвет, как говорится. Как капелька чего-то иного, как своего рода специя, да. Я думаю, это должно быть зрительское решение: воспринимает он этот спектакль или нет. Но пока, как показывает касса и наполняемость зала, интерес у зрителей к этой постановке есть. И интерес есть не только зрительский, но и фестивальный. Нас сейчас в отборочной комиссии Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» специально попросили отправить заявку именно по этому спектаклю. Фестиваль пройдет в третьей декаде мая 2020 года. Но мы отправили заявку не только «Мертвых душ». Есть у нас еще одна премьера – «Барышня-крестьянка» по повести Александра Пушкина – светлый очень спектакль.
— Видимо, «Барышня-крестьянка» должна была такой получиться, чтобы уравновесить «Мертвые души».
— Да! Именно! Они действительно как «инь» и «ян», «Барышня-крестьянка» как-то уравновесила и сразу возникло спокойствие. Самое главное – зрительская реакция. Постановка воспринимается тепло, душевно, эмоционально. И эмоции положительные, это здорово. Это приятно. И приятно то, что в финале люди встают и долго не отпускают наших артистов. Возникает такое чувство, что людям не хватило, хочется встать и начать спектакль по новой. Радует, что актеры с большим интересом и отдачей отработали. Да, спектакль будет жить, добирать, актеры со временем, как и всегда, начнут более уверенно работать в этом материале. Хочется пожелать спектаклю еще многих сезонов.
Мы давно подумывали взять именно эту пушкинскую историю, но ведь если эту повесть прочитать, там все на поверхности, все очень простое. Даже думаешь, Пушкин ли это? Тем не менее, это Пушкин, там что-то заложено, что заставило постановочную команду вместе с актерами пофантазировать, что-то додумать. И получилось интересно, современно.
— Несмотря на ярчайшие премьеры, закрывали сезон вы концертной программой. Как возникла эта идея, ведь театр не музыкальный?
— Эта история была предложена нашими ребятами во главе с режиссером Андреем Габышевым и заведующим музыкальной частью Сергеем Ацегейдой. Идея витала давно. Очень многие наши постановки показали, что актеры в совершенстве владеют вокальными, танцевальными навыками, и главное, им хочется делать что-то новое. Актеры отозвались на эту идею и сделали. Впервые мы показали этот концерт 8 мая, он был бесплатный, пригласили ветеранов, детей войны… Все прошло на эмоциях, зритель принял очень хорошо. И нам понравилось, если уместно сказать, это было вкусно. Бывает так, когда почти спонтанный проект вдруг выстреливает, когда все сходится и складывается. А здесь после просмотра концерта по реакции зрителя, которые были в зале, четко стало понятно, что надо показать его еще раз. Поэтому мы решили повторить этот концерт, правда, были добавлены еще несколько номеров, гостем этого вечера стал бывший артист нашего театра Евгений Стрельцов, который с большим удовольствием принял участие в программе.
— Интерес зрителя мы увидели по вашему аншлагу на закрытии.
— Может быть, в следующем сезоне у нас родится не одна программа в таком же жанре. Возможно, даже с участием не только наших артистов. Наши актеры уже успешно участвовали в проекте «Хиты Бродвея». У зрителя есть интерес. Кроме того, у нашего театра сложился хороший тандем с Филармонией Якутии, был проект, когда к нам приезжал народный артист России Евгений Князев. Но меня радует другое. В театре есть актерский командный интерес делать что-то новое, не стоять на месте, а двигаться. Это видно и по постановкам, что труппа готова к новому, и не работает только в каких-то общепринятых рамках, актерам интересно экспериментировать, пробовать, находить. Такой подход должен привести к новым проектам и новым традициям. Надо чтить, сохранять, приумножать. Находить новое, не перечеркивая при этом старое.
— Я знаю, театр очень ждет реконструкции сценической части, как с этим обстоят сейчас дела?
— Мы в ожидании решения федерального министерства по финансированию капитального ремонта сцены: замены света, звука, всей механики. Проектную документацию мы отправили, сейчас все на рассмотрении.
Также идет работа по проектно-сметной документации для реконструкции наших мастерских, чтобы весь комплекс Русского театра был в едином архитектурном стиле. Кроме того, там же у нас должна появиться малая сцена. Мы хотим, чтобы она была также и учебной, на базе театра мы планируем создать что-то вроде факультатива или театральной студии, и работать с молодыми ребятами 9-11 классов. Так мы будем кадры себе подыскивать, зрителя себе воспитывать. Если будут интересные ребята, они смогут работать у нас, почему нет?
— Поэтому и договорились с Щукинским театральным институтом об особом наборе?
— В следующем сезоне мы будем работать над тем, чтобы найти талантливых ребят и отправить их от театра на учебу в Москву в Щукинский театральный институт. По окончании они пополнят ряды нашей труппы. Но это не означает, что мы не работаем над тем, чтобы пополнить труппу уже сейчас. В следующем сезоне у нас появятся новые имена, у театра будет возможность взять к постановке тот материал, который мы до сегодня не могли себе позволить, я имею ввиду, что это будут артисты определенной фактуры и амплуа.
— Кто-то из артистов в этом сезоне был удостоен какого-нибудь звания?
— В этом сезоне пока только победы на республиканском фестивале «Желанный берег» — Екатерина Зорина и Степан Федоренко получили награды как лучшие артисты второго плана, есть отраслевые поощрения. Но работа в этом направлении идет, и мы надеемся при подведении итогов Года театра получить республиканские звания и, вполне возможно, федерального уровня. Результаты будут в конце года, не забывайте, ведь идет Год театра.
Медоборудование позволяет получать точные результаты и оцифровывать их
Он пожелал в качестве подарка хомус
В этом году свои работы представили 252 школьника из более чем 100 образовательных организаций
Он попросил соседа взять на себя вину за нарушение закона о тишине и покое
Среди наиболее популярных направлений — Санкт-Петербург, Москва, Сочи и Карелия
Учителя будут получать денежное вознаграждение за успехи своих учеников, данную инициативу пропишут в Стратегии развития…