Categories: Основное Транспорт Экономика

Александр Кугаевский: Малый Севморпуть – жизнеобеспечивающая артерия Якутии

Эксперты обсуждают возможности Малого Севморпути обеспечить устойчивость развития приморских районов Якутии

В Якутске в рамках III Северного форума по устойчивому развитию эксперты обсудят возможности Малого Севморпути обеспечить устойчивость развития приморских районов Якутии. Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский считает Малый Севморпуть жизнеобеспечивающей артерией республики, роль которой только возрастет при промышленном освоении Арктики, сообщили ЯСИА в пресс-службе вуза.

Сегодня понятие «Северный морской путь» в массовом понимании означает трассу морских маршрутов от Мурманска до Берингового пролива, которая проходит в так называемых «высоких широтах». Они хороши тем, что там много «открытой воды», чем в прибрежной зоне, ледовые массивы менее прочные, чем в береговой части. Малый Севморпуть представляет традиционную трассу Северного морского пути, объясняет замректора по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский.

«Якутия, как и Чукотский округ, относится к восточному сектору Арктики. Испокон веков якутяне пользовались Северным морским путем – морской дорогой жизни для Арктики. До 90-х годов в Арктику исключительно по нему – с Владивостока и из Мурманска – завозилось до 400 тысяч тонн разных продуктов, в том числе дизельное топливо, продовольствие, продукция производственного назначения, строительные материалы. Сегодня этот объем меньше в два раза», – рассказывает Александр Кугаевский.

В 70-е годы Александр Кугаевский вместе с коллегами доказывал эффективность авиационной доставки продовольствия в арктические районы Якутии – в то время авиация применялась как пожарная команда. Исследователи пришли ко мнению, что авиационные перевозки экономически оправданны по сравнению с доставкой грузов водным транспортом за счет отсутствия необходимости создавать базы хранения.

Эксперт СВФУ обращает внимание, что устойчивое транспортное обеспечение влияет на устойчивое социально-экономическое развитие территории в целом.

«Важность Малого Севморпути останется велика на долгие годы. Также стоит отметить, с завершением строительства автодороги Колыма проявится эффективность и зимних автоперевозок в арктические районы за счет того же фактора – снижения потребности в сезонных хранилищах, уменьшения затрат и потерь», – говорит он.

Отметим, III Северный форум по устойчивому развитию проходит под эгидой председательства России в Арктическом совете и посвящен изменениям климата и реакции на них многолетней мерзлоты. Главная тема председательства России – ответственное управление для устойчивой Арктики.

Recent Posts

  • Главное
  • Природа

Сильные дожди вызвали повышение уровня рек в Якутии

На трех реках уровень воды подходит к опасной отметке

13.07.2025
  • Общество

Иван Яковлев рассказал, как меняется рыбалка с годами

День рыбака – это не просто праздник, а особое состояние души, когда сливаются воедино азарт,…

13.07.2025
  • Главное
  • Природа

В Якутии за сутки ликвидированы два лесных пожара

На 13 июля запланировано авиапатрулирование с привлечением 15 воздушных судов

13.07.2025
  • Основное

Топ-10 новостей. Новый Герой России из Якутии, Игры Манчаары и новые объекты

Чем запомнилась уходящая неделя — в обзоре ЯСИА

13.07.2025
  • Основное
  • Происшествия

Кража велосипеда, пьяное вождение, ребенок получил ожоги: обзор происшествий в Якутии за сутки

За сутки зарегистрированы три сообщения о преступлениях

13.07.2025
  • Главное
  • Общество

Новый выпуск передачи «Вместе с Айсеном Николаевым» покажут 13 июля

В новом выпуске расскажут о подвиге якутского бойца, Героя России Алексея Петрова

13.07.2025