Categories: Основное Транспорт Экономика

Александр Кугаевский: Малый Севморпуть – жизнеобеспечивающая артерия Якутии

Эксперты обсуждают возможности Малого Севморпути обеспечить устойчивость развития приморских районов Якутии

В Якутске в рамках III Северного форума по устойчивому развитию эксперты обсудят возможности Малого Севморпути обеспечить устойчивость развития приморских районов Якутии. Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский считает Малый Севморпуть жизнеобеспечивающей артерией республики, роль которой только возрастет при промышленном освоении Арктики, сообщили ЯСИА в пресс-службе вуза.

Сегодня понятие «Северный морской путь» в массовом понимании означает трассу морских маршрутов от Мурманска до Берингового пролива, которая проходит в так называемых «высоких широтах». Они хороши тем, что там много «открытой воды», чем в прибрежной зоне, ледовые массивы менее прочные, чем в береговой части. Малый Севморпуть представляет традиционную трассу Северного морского пути, объясняет замректора по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский.

«Якутия, как и Чукотский округ, относится к восточному сектору Арктики. Испокон веков якутяне пользовались Северным морским путем – морской дорогой жизни для Арктики. До 90-х годов в Арктику исключительно по нему – с Владивостока и из Мурманска – завозилось до 400 тысяч тонн разных продуктов, в том числе дизельное топливо, продовольствие, продукция производственного назначения, строительные материалы. Сегодня этот объем меньше в два раза», – рассказывает Александр Кугаевский.

В 70-е годы Александр Кугаевский вместе с коллегами доказывал эффективность авиационной доставки продовольствия в арктические районы Якутии – в то время авиация применялась как пожарная команда. Исследователи пришли ко мнению, что авиационные перевозки экономически оправданны по сравнению с доставкой грузов водным транспортом за счет отсутствия необходимости создавать базы хранения.

Эксперт СВФУ обращает внимание, что устойчивое транспортное обеспечение влияет на устойчивое социально-экономическое развитие территории в целом.

«Важность Малого Севморпути останется велика на долгие годы. Также стоит отметить, с завершением строительства автодороги Колыма проявится эффективность и зимних автоперевозок в арктические районы за счет того же фактора – снижения потребности в сезонных хранилищах, уменьшения затрат и потерь», – говорит он.

Отметим, III Северный форум по устойчивому развитию проходит под эгидой председательства России в Арктическом совете и посвящен изменениям климата и реакции на них многолетней мерзлоты. Главная тема председательства России – ответственное управление для устойчивой Арктики.

Recent Posts

  • Общество

Министр молодежи Якутии Петр Шамаев выступит в прямом эфире соцсетей

Трансляция состоится во вторник, 14 октября, на страницах Sakhagov

14.10.2025
  • Общество

В Якутии с начала года зарегистрировано 24 случая утраты оружия

Росгвардия напоминает владельцам гражданского оружия о необходимости строгого соблюдения правил его хранения и ношения

14.10.2025
  • Финансы

Сбер дает бизнесу возможность подать заявку на кредит и получить решение до открытия счета

Теперь предприниматели могут подать заявку и получить решение банка по кредиту онлайн — без открытия…

14.10.2025
  • Происшествия

Спасатели эвакуировали трех мужчин в Ленском районе Якутии

Мужчины уехали на рыбалку в прошлую пятницу и не вернулись в назначенное время

14.10.2025
  • Дайджест

Пока в Якутии была ночь: запрет вейпов, вспышка ветрянки и курс доллара

Обзор событий и происшествий, произошедших в стране и мире

14.10.2025
  • Главное
  • Экономика

Перед Корпорацией развития Якутии поставлены новые задачи

Корпорация должна стать площадкой, где рождаются идеи, созревают проекты и воплощаются решения, которые улучшают качество…

13.10.2025