Акцент на человеческий капитал. Роза Олесова о новой модели взаимодействия социальной и экономической политики

12:52, 02 сентября 2020
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Заместитель Директора по социальным вопросам АУ РС(Я) Республиканского дома-интернат престарелых и инвалидов имени В.П. Решетникова, Общественный Представитель Агентства Стратегических Инициатив по социальному направлению в Республике Саха (Якутия) Роза Олесова написала статью, в которой излагаются её взгляды на преодоление дифференциации экономического и социального развития российских регионов.


Для современной России вопросы регионального развития являются приоритетным стратегическим направлением.

Политика выравнивания социально-экономического развития отдельных регионов  утратила свою эффективность. Прежние инструменты управления с региональным развитием не работают, а их использование часто приводит к негативным результатам и последствиям.

На сегодняшний день разрыв на уровне развития регионов продолжает увеличиваться. Попытки выравнивания, которые осуществляет Минфин России через имеющийся у него инструмент федеральных трансфертов, ведут к выравниванию только бюджетных душевых расходов, а не социально-экономического развития.

При этом резко возрастающая дифференциация экономического и социального развития входящих в состав России территорий создает очевидные риски не только экономическими последствиями, но и политическими негативными проявлениями в силу растущей социальной напряженности в условиях пандемии Covid-19.

С помощью инструментов Агентства Стратегических Инициатив в Республике Саха (Якутия) можно достичь максимально быстрого результата работы и решений поставленных задач из федерального центра.

Новые современные вызовы действительности в социально- экономической сфере  и запросов общества требуют быстрого и системного реагирования.

В национальной программе, согласно Указу Президента России Владимира Путина, должны быть предусмотрены такие направления развития Дальнего Востока, как развитие человеческого капитала и кадрового потенциала, включая принятие дополнительных мер, направленных на рост рождаемости, повышения доступности первичной медико –социальной помощи для населения.

На мой взгляд при детальном рассмотрении вопроса в целом существует ряд острой необходимости трансформации системы социальной защиты населения и создание новой инновационной модели отвечающим всем требованиям с учетом специфики каждого региона в этом срезе ключевой задачи первый шаг сделан именно Агентством стратегических инициатив (далее АСИ).

Президент России Владимир Путин поддержал идею запуска в 2020 году новой общенациональной инициативы в социальной сфере и попросил АСИ учитывать мнение граждан при составлении рейтинга качества жизни в регионах, территориальных особенностей и проблем.

Идею запуска новой инициативы озвучила на заседании наблюдательного совета генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. Она сообщила, что в ближайших планах агентства — описать и систематизировать проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются люди, и под каждую ситуацию предложить набор системных решений в таких сферах как оказание первичной медицинской помощи, организация долговременного ухода.

Безусловно это создаст новые механизмы своевременного реагирования на тенденции к изменениям запросов населения и новым обстоятельствам путем мониторинга и внедрения сквозных современных технологий, что широко применяется в рамках деятельности АСИ и позволит улучшить качество предоставляемых государственных услуг и систему мер поддержки оказания социальной помощи.

Роль Общественного Представителя в Республике Саха (Якутия) по социальному направлению –это прежде всего коммуникация с людьми и организациями, взаимодействие с вовлеченной аудиторией, кто действительно готов работать на результат.

Нам очень важно сейчас выстроить обратную связь устойчивых прямых запросов людей с федеральными ведомствами, с Правительством РФ, высшим руководством республики и АСИ в этом плане –это гибкий механизм, как «мост диалога» между населением с региональными и федеральными органами власти.

Ведь в нашей стране существуют множество барьеров нормативно- правового характера и административные, что является главным тормозом ускоренного развития человеческого потенциала и возможностей.

Продолжающийся процесс существенных изменений российской экономики в связи с Covid-19 предъявляет новые требования к социально –экономической политике проводимой  отдельных регионов. Очевидно, что формируются и открываются новые общественные системы в поисках ответов на современные вызовы.

Глава Якутии Айсен Николаев принял участие в обсуждении состояния рынка труда в дальневосточных регионах на оперативном совещании, которое провел заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев с главами дальневосточных регионов.

На совещании обсудили состояние рынка труда в регионах, комплекс мер, направленных на сокращение уровня безработицы в ДФО, а также профессиональное обучение и переобучение специалистов для компаний – резидентов ТОР.

По итогам совещания Юрий Трутнев дал поручение о разработке предложений по обеспечению стройкомплекса необходимым числом специалистов, а также предложений по обучению и переобучению граждан для их дальнейшего трудоустройства по имеющимся вакансиям.

Пересматривая и обновляя устоявшиеся ранее представление о моделях экономического и социального развития и формах взаимодействия должна быть сформирована новая устойчивая экономика республики. Основанная на современном технологическом базисе, рынка труда конкурентно способной рабочей силы, формирующий человеческий капитал, способный обеспечить экономические преимущества на  долгосрочную перспективу развития.

Существуют несколько основных экономических  факторов развития: экономическая креативность; активизация инвестиционных процессов; усиление инновационной экономики; внедрение современных технологий; формирование современной финансовой, банковской и других рыночных институтов в социальные сферы, создание единой финансовой структуры; стратегически обоснованная интеграция в сельское хозяйство, что позволило бы максимально ускорить темпы развития.

Необходимо объединить с помощью инструментов и технологий АСИ усилия не только всех  экономических факторов, но и позиции исполнительных органов власти, бизнеса и научного сообщества. Прежде всего, должна быть разработана четкая согласованная политика, основанная на максимально эффективном использовании существующего ресурса и создании новых стратегий,  способных существенно повысить конкурентноспособность экономики региона, укрепить ее позиции на российском и международном рынке.

Особенностью инновационной модели экономического развития является существенное возрастание роли человеческого капитала и социального капитала и соответственно новые требования по социально –трудовым отношениям. Вложения в человеческий капитал становятся ключевым фактором экономической динамики и повышения конкурентноспособности региональных экономик.

Социальная политика и социальная сфера перестают быть просто бюджетным обременением, они призваны играть активную роль и обеспечивать дополнительный потенциал экономического роста республики.

На мой взгляд, должна быть сформирована новая модель взаимодействия экономической и социальной политики –это прежде всего система- образующие факторы экономического развития связанные с человеком, что соответствует основной повестке АСИ.

Измерения инновационной экономики включает в себя: инновационные системы; развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии и деловая среда; под которой понимается не только предпринимательское поведение; но также экономическая и правовая политика взаимодействии с правительством; содействующая инновационной деятельности.

Становление новой системы социально- экономической модели должно быть ориентировано на обеспечение качества и повышения конкуретноспособности региональной экономики основанная на инвестициях в человеческий капитал.

Человек, как самостоятельный фактор экономического развития, реализуя креативные и синергетические функции человеческого капитала. Его многомерность существенно обогащают характер взаимосвязи экономических и социальных отношений, наделяют внешнеэкономические факторы экономическим содержанием, включают в систему социально- экономических отношений этические категории.

Бюджет в условиях внедрения инновационных стратегий или реализации обязательств социального государства может стать фактором социального развития.

Появление в системе социально –экономических отношений, как гражданин, способный индентифицировать себя как представителя демократического общества и носителя потенциала экономического развития, предопределяет совершенно новое отношение этого субъекта к государству, бизнесу, да и к себе самому. Понимание того, что он активный социально –экономический элемент в государственной системе.

Осознание и позиционирование индивида всегда опирается на определенные этические нормы, роль которых в экономических системах в той или иной степени признавалась всегда, однако современное состояние общественного развития предъявляет к этическим нормам особые требования, преобразуя их в своего рода правила экономического социального поведения. Причем правила, от исполнения которых зависит как экономические, так и социальное развитие.

Наша республика по праву считается одним из лидеров по развитию промышленного комплекса страны и при разработке промышленной политики, ориентированной на устойчивое развитие и повышение конкурентноспособности экономики важно учитывать изменение роли традиционных и новых факторов экономического роста и необходимость обоснования оптимального соотношения между этими факторами.

Причем стратегической целью является не просто увеличение человеческого капитала, а формирование его в качестве фактора экономического развития.

Проводимый курс на устойчивое развитие социально-экономического благополучия жителей республики Главой Якутии Айсен Николаевым четко определяется рядом определенных стратегических соглашений, в том числе с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) в республике в сфере развития промышленного туризма. Проекты по промышленному туризму в Якутии могут быть представлены процессом добычи алмазов и традиционными народными промыслами.

Важнейшим условием преобразования региональной экономики в современную эффективную конкуретноспособную систему является долгосрочное научно- обоснованное встраивание инновационной экономики, человеческого капитала, новых отношений экономических субъектов, как по формам собственности, административной вертикали, так и по основным принципам региональной политики, в существующую экономическую систему.

Это позволит, с одной стороны, определить на практике жизнеспособность действующих экономических механизмов, а с другой –обеспечит переход потенциальных возможностей инновационных ресурсов в реальное национальное богатство страны.

Абсолютно любая национальная экономика представляет собой сложнейшую систему связей и взаимозависимостей, обслуживается общими рыночными институтами на основе единых правовых норм и этических принципов. Поэтому нельзя построить отдельно сегмент современной подающуюся современному менеджменту экономическую систему.

Политическая воля, четкость работы законодательной и исполнительной власти всех уровней, эффективное взаимодействие с бизнесом, использование финансовых инструментов, в частности, консолидированного бюджета необходимые условия успешного перехода экономики в состояние адекватное современного развития.

Это условия необходимые, но недостаточные. Столь серьезные комплексные, затрагивающие все общество перемены требуют активности и высокой степени доверия со стороны населения республики.

АСИ и Фонд Росконгресс выступили инициаторами проведения форума «Сильные идеи для нового времени». Председателем организационного комитета форума стал первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов. 

Целью которого является: сформировать содружество инициативных людей и собрать 100 сильных идей, которые помогут развить экономику, социальную и технологическую сферы, что позволит организовать команды и приступить к реализации сильных идей и проектов, способных обеспечить устойчивое развитие России. Помимо идей от аудитории будут приниматься запросы от регионов на решение практических задач.

Нужны лидеры и эксперты в сфере экономики, технологического и социального развития, НКО, образования, городской среды, представителей государства и просто неравнодушных граждан. 

В рамках подготовки к форуму на специально созданной крауд-платформе будет проходить сбор идей, решений и практик, их оценка, общественное и экспертное голосование в их поддержку.

Работа охватит семь тематических направлений: новая экономическая политика, новая социальная политика, новая технологическая политика, новые компетенции, новая городская политика, новые идеи для бизнеса, новая молодежная повестка. Платформа уже работает и доступна по адресу: idea.asi.ru.

Тем самым мы делаем первые шаги для становления новой эффективной экономической модели, которая должна включать в себя –абсолютно четкие, публично заявленные, стратегически выверенные обязательства и действия.

Действия, основанные на долгосрочных стратегиях развития, ответственности всех экономических субъектов, открытости и контроле со стороны общества.

Глава Якутии Айсен Николаев объявил 2020 год — Годом Патриотизма в Республике Саха (Якутия). В этом контексте особое значение для достижения высоких показателей результативности деятельности, ориентированной на преобразования в регионе и, связанное с ними, повышение качества жизни населения, приобретают консолидированные решения. В том числе те решения, которые касаются старшего поколения.

Усиление и контроль за исполнением реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года признаны прерогативой регионов России.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) одной из ключевых социально-экономических задач является повышение качества и продолжительности жизни людей старшего поколения.

В соответствии с Посланием Главы Якутии Айсена Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и внесенного им проекта «Стратегии социально–экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года» требуется обеспечение комплексного подхода к оказанию медико-социальной помощи гражданам старшего поколения, а также к разработке новой медико-социальной единой системы предоставления социальных услуг.

Безусловно сегодня очень важно отметить поправки Президента Российской Федерации Владимира Путина в Конституцию, ведь они наполняют норму о социальных обязательствах государства с конкретным содержанием в сложное время для нашей страны.

Сегодня с учётом вызова «нового времени» в связи Covid 19, очевидны неизбежные глобальные процессы и становления новой социальной системы защиты населения: переквалификации социальных работников для повышения качества предоставляемых социальных услуг, в том числе созданием новых научных технологий, обеспечением передовых материально -технических условий для реализации федеральной повестки регионам ДФО.

21 мая 2020г. подписан Указ Главы Якутии Айсена Николаева об установлении стимулирующих выплат сотрудникам социальных учреждений Якутии. 

В системе социальной защиты Республики Саха (Якутия) трудятся более 5 тысяч специалистов, оказывая различные виды помощи и поддержки жителям республики: Ветеранам Войны и труда, инвалидам, людям старшего поколения, малообеспеченным семьям, взрослым и детям, находящимся в трудной  жизненной ситуации. 

Наша республика одним из первых отреагировала оперативно и были приняты быстрые системные решения: на сегодняшний день по поручению Заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Председателя Оперативного штаба Правительства Республики Саха (Якутия) Ольги  Балабкиной по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в Якутии в режим изоляции переведены 38 государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, в которых проживает более 3 тысяч граждан и трудится 800 работников одномоментно. 

Эта огромный труд и работа, которая требует милосердия и терпения, ответственности и высокого профессионализма  и дает понимание того, что трансформация таких учреждений жизненно необходима. Нужно разработать четкий алгоритм и единый стандарт таких учреждений. Иными словами, если можно так выразиться, как «франшиза» и ниже высоких критериев показателей оценки быть не должно. Каждый человек достоин лучших условий проживания и особенно, если это человек с ограниченными возможностями здоровья или люди старшего поколения.

Целью создания единой системы социальной государственной политики требует устойчивого развития и трансформации в совершенствовании управления в сфере ее применения,  обусловленная новыми требованиями современными реалиями, что в процессе запуска создаст возможность объединить все сферы социальной направленности в взаимосвязанную отлаженную функцию, которая последовательно стабилизирует качество и уровень жизни населения.

Пришло время активных действий для разработки и реализации социальных инновационных проектов, ориентированных на высокотехнологические продукты для таких важных блоков социальной направленности как образование, социальная защита населения, преобразования здравоохранения, усиление поддержки материнства и детства, социокультурное развитие молодежи. И сегодня от каждого из нас с Вами зависит, наше будущее и выбор, которые определят принимаемые решения сейчас.

Заместитель Директора по социальным вопросам АУ РС(Я) Республиканского дома-интернат престарелых и инвалидов имени В.П. Решетникова, Общественный Представитель Агентства Стратегических Инициатив по социальному направлению в Республике Саха (Якутия) Роза Олесова

                                     

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
20 апреля 20.04
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: