Республика (Саха) Якутия с каждым годом наращивает производственные мощности по добыче угля. Однако из-за логистических проблем в стране региону приходится снижать плановые показатели. Об этом, а также о ситуации с алмазным рынком и строительстве Ленского моста в интервью «Интерфаксу» на полях Шестого Восточного экономического форума рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, Якутия планирует в ближайшие годы стать одним из лидеров угольного комплекса. Сообщалось, что к 2024 году объемы добычи угля должны достичь 80 млн тонн. Насколько эта цель реализуема?
— Якутия реализует программу развития угольной промышленности строго с теми поручениями, которые были нам даны президентом страны Владимиром Путиным и вице-премьером, полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым.
Мы везде сообщали, что в 2020 году Якутия выйдет на уровень порядка 20 млн тонн добычи угля. А в 2021 году мы можем выйти на уровень в 40 млн тонн. Могли бы выйти. Но видим, что из-за ограничений, связанных с транспортной логистикой, эта цифра будет порядка 35 млн тонн. Это все равно огромное увеличение по сравнению с прошлым годом. Если мы будем реализовывать все свои производственные планы, то добыть 80 млн тонн угля в 2024 году — это вполне достижимо.
Другой вопрос, что, возможно, кто-то не верил, что Якутия сможет эти объемы нарастить. Оказалось, что транспортная инфраструктура не готова. Конечно, все это произошло в силу разных обстоятельств. Сейчас по решению президента проводится большая работа по увеличению провозных мощностей, по модернизации системы маршрутизации.
Хочу сказать, что с РЖД у нас контакт хороший. Понятно, что наши угли для них выгодны, т.к. они не энергетические, а коксующиеся. Как раз благодаря увеличению мощностей добычи в Якутии страна в ближайшие годы может стать второй в мире державой по коксующимся углям.
— А какая доля углей идет на экспорт?
— Большая часть угля, это в районе 90%, идет на экспорт. Сейчас основной потребитель — это Китай. И вообще впервые в истории якутский коксующийся уголь вытесняет австралийский уголь.
— Уже не в первый раз поднимается вопрос, что железнодорожный участок, через который уголь из Якутии перевозится до Транссиба и БАМа, приближается к предельной загрузке. Есть ли понимание решения этой проблемы?
— Компании начинают уже ставить вопросы по строительству частных железных дорог. Например, «Эльгауголь» вышла с инициативой с проектом Тихоокеанской железной дороги.
Сейчас все угольные производства в республике будут выходить на проектные мощности, но, к сожалению, в чуть-чуть поздние сроки. Вместе с тем, по нашим самым крупным компаниям — по «Эльгауглю» и «Колмару» — мы особо сдвижек по срокам не видим. Думаем, что будет реализовываться все в установленные сроки. Другой вопрос, что кроме «Эльги» и «Колмара» у Якутии есть достаточно много других угольных проектов, которые способны вырабатывать до 10 млн тонн угля. Они тоже высокорентабельные, коксующиеся и идут на мировой и внутренний рынок.
— Какова протяженность частной железной дороги? Кто будет финансировать ее строительство?
— Протяженность составит порядка 500-600 км, в зависимости от маршрута. Акционеры «Эльгаугля» готовы вкладываться (в строительство — ИФ). Готовы профинансировать этот проект самостоятельно. Считают, что могут построить эту дорогу. Но надо решить вопрос гарантированного вывоза угля на период строительства для формирования источника финансирования проекта.
— Республика является одним из основных мировых поставщиков алмазного сырья, драгоценных металлов. Как вы оцениваете сейчас ситуацию на ювелирном рынке? Вернулся ли спрос на изделия, который упал из-за пандемии COVID-19?
— Мы, конечно, видим, что рынок ювелирный, бриллиантовый вернулся и даже превосходит результаты допандемийного 2019 года. Производство ювелирных изделий в целом выросло и в мире, и в России, а также есть рост и в республике.
— А что можно сказать о результатах «АЛРОСА»?
— Сейчас I и II кварталы «АЛРОСА» лучше, чем аналогичный период 2019 года. Компания в этом году показывает блестящие результаты.
В течение 2021 года ожидается, что в бюджет республики может поступить объем дивидендов больше, чем за 2018-2019 годы вместе взятые. Считаем, что это один из лучших годов «АЛРОСЫ» с точки зрения финансовых результатов.
— Что насчет добычи золота?
— В прошлом году чуть-чуть не хватило до 40 тонн. В этом году мы надеемся, что объем добычи золота будет более 40 тонн. Вообще в этом году мы установим рекорд по добыче угля, золота, нефти и газа. Это будет исторический максимум.
— И в завершение вопрос, который мы обсуждаем на каждых встречах, — Ленский мост. На какой сейчас стадии он находится?
— Подготовительные работы по строительству моста ведутся. Проект самого моста сейчас находится на госэкспертизе. Мы надеемся, что до конца года он выйдет с положительным заключением.
Окончательное решение по финансированию строительства было принято на правительственной комиссии у Марата Хуснуллина — это схема 50% на 50%. Источники финансирования частным партнером и республикой определены.
К сожалению, сейчас федеральное правительство до конца с этим вопросом не определилось. Здесь мнение не едино. Считают, что можно было бы долю федерального финансирования на этапе строительства снизить до 33%. Конечно, с этим мы категорически не согласны. Мост имеет огромное значение для всей страны. Труднообъяснимо, почему вообще республика участвует в финансировании проекта. Огромный мост, он будет входить в десятку мостов по величине в стране. Кроме того, это один из крупнейших мостов в мире в условиях вечной мерзлоты. А кто-то считает, что 67% финансирования стройки должен взять на себя регион.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: