Врио главы Якутии о финансовых проблемах, отключениях электричества и Ленском мосте
Якутия — самый большой регион России, главный поставщик отечественных алмазов на мировой рынок. Этот суровый северный край стремится стать одним из самых динамично развивающихся регионов Дальнего Востока, привлекая инвестиции и реализуя крупнейшие инфраструктурные проекты. В конце мая на смену возглавлявшему республику с 2010 года Егору Борисову пришел Айсен Николаев, ранее работавший мэром Якутска. В интервью ТАСС он рассказал почему в Якутии невыгодно заниматься мусоропереработкой, сколько чиновников останется без работы и когда будет восстановлен рудник «Мир».
— Какие главные задачи стоят перед руководством региона сейчас?
— У нас сегодня две текущие важные тактические задачи — бюджет и ликвидация последствий наводнения. Лето в Якутии очень короткое. Через месяц на Севере начнется отопительный сезон, а некоторые деревни там еще стоят затопленные, в воде. От наводнения пострадали тысячи домов, десятки поселков. У нас остается всего лишь несколько недель на восстановление, и сделать это будет непросто — на Севере нет стройматериалов, все необходимо завозить. Нам придется принимать достаточно затратные решения, чтобы восстановить все после наводнения.
Перед нами стоят и стратегические задачи — мы должны изменить стратегию развития республики. Причем стратегия должна быть нацелена не только на достижение конкретных макроэкономических показателей или разработку недр. Главная цель — чтобы люди в регионе жили лучше, богаче и счастливее.
Для этого, во-первых, нам нужно модернизировать экономику региона. Во-вторых, повысить долю креативной экономики в ВРП региона. Это те индустрии, которые создаются не за счет наших природных богатств, а за счет того, что мы разрабатываем своим талантом и интеллектом. Это кинематография, туристический бизнес, компьютерный дизайн, ИТ-технологии, традиционные ремесла.
— В ходе этого визита в Москву вы уже успели встретиться с первым заместителем председателя правительства РФ Антоном Силуановым. О чем удалось договориться?
— В первую очередь, обсудили вопросы сбалансированности бюджета Якутии. Бюджет республики в этом году испытывает серьезные проблемы, связанные с тем, что при принятии его в прошлом году были допущены серьезные методологические ошибки. Ряд расходов, которые обязательно должны быть профинансированы, не попали в бюджет, из-за этого возник разрыв порядка 15 млрд рублей. Хотя доходная часть бюджета сейчас исполняется достаточно хорошо, нехватка этих средств уже ощущается. Поэтому мы с Силуановым обсудили меры по обеспечению сбалансированности бюджета республики на конец 2018 года.
Антон Германович обещал поддержать республику по ряду вопросов, по части вопросов считает, что мы сами способны справиться.
— Один из преподавателей в ходе «Прямой линии» пожаловался президенту, что, согласно прошлому майскому указу, с января 2018 года его зарплата выросла до 60 тыс. рублей, однако продлилось это всего три месяца, и с апреля 2018 года зарплата опять снизилась. Чиновники это объяснили неким распоряжением, согласно которому такой размер заработной платы сохранялся только в течение первого квартала 2018 года. Вы были готовы к вопросу из Якутии?
— Вопрос человека оказался несложным. Проблема была в том, что бухгалтерия неправильно ему все разъяснила. Но позже я начал разбираться с системой оплаты труда и нашел там новые проблемы, которые лежат глубже. Например, после решения Конституционного суда России и принятых мер по выравниванию МРОТ с учетом северных надбавок получилась ситуация, когда у нас зарплата младшего персонала в больницах почти не уступает зарплате врачей. Это серьезная проблема. При этом мы понимаем, что нельзя снижать зарплату санитаров, а нужно поднимать зарплату врачей. Это проблема, которая есть во всей стране.
— Вы продолжите реализовывать уже в регионе те проекты, которые вы начали в должности главы Якутска?
— Конечно, в первую очередь это решение проблемы ветхого и аварийного жилья, именно ее назвал одним из приоритетов для всех президент страны Владимир Владимирович Путин. Мы в Якутске одними из первых в стране выполнили программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
К сожалению, по уровню аварийного жилья Якутия является одним из лидеров в стране. Множество людей живет в плохих условиях, поэтому мы должны добиваться продолжения финансирования программы. В этом вопросе ждем решения федерального центра о дальнейшем финансировании в рамках реализации решений президента.
— Какая сумма финансовой помощи вам нужна из федерального бюджета?
— Чтобы снести и аварийное, и ветхое жилье, нам нужны сотни миллиардов рублей. Если говорить о сносе только аварийного жилья, необходима сумма порядка 30–40 млрд рублей.
— А как у вас с выполнением задач по строительству мусороперерабатывающих заводов?
— Я бы поостерегся говорить о мусоропереработке в Якутии. Она теоретически возможна только в городе Якутске, и то не факт. Если говорить про районы, про Арктическую зону, то продукция мусороперерабатывающих заводов, построенных там, будет золотой. Она будет в десятки и сотни раз дороже, чем аналогичная продукция в Центральной России. Я считаю, что нам еще раз нужно подходы по обращению с отходами пересмотреть и на малонаселенных территориях больше внимания уделять технологиям мусоросжигания с соответствующими экологическими требованиями.
— В Якутии на конец прошлой недели действовало более сотни лесных пожаров. Горит площадь порядка 64 тыс. га —это свыше 80% площади лесных пожаров на Дальнем Востоке. Вы предварительно оценили ущерб?
— Мы находимся в ежечасном взаимодействии с силами МЧС. Привлечена их авиация и специалисты из других регионов. В последние дни увеличения зоны пожаров нет, часть удалось потушить, часть локализовать. Свою роль сыграли и природные условия. Пока пожароопасный сезон не окончен, ущерб оценивать рано. Для сравнения могу сказать, что в прошлом году прямые затраты республики на тушение пожаров составили порядка 400 млн рублей — это не считая затрат, которые напрямую несет МЧС России.
— Что необходимо делать, чтобы подобная ситуация с лесными пожарами не повторялась в будущем?
— С начала этого пожароопасного сезона в республике уже сгорело порядка 1 млн га леса. Большинство этих территорий находятся вне зоны контроля авиалесоохраны.
Чтобы принимать превентивные меры, нужно применять космомониторинг и увеличивать расходы на авиалесоохрану. Это, конечно, дорого, но мы должны понимать, что теряем еще больше. При наших огромных расстояниях, не имея возможности использовать авиалесоохрану, о многих пожарах мы узнаем только тогда, когда уже тысячи и десятки тысяч гектаров леса горят.
Сегодня при расчете необходимой авиапомощи при тушении лесных пожаров одним из главных коэффициентов является численность населения. К сожалению, в этом случае такие малонаселенные субъекты, как Якутия и другие регионы Дальнего Востока, имеющие большие лесные фонды, всегда будут в проигрышном состоянии. Сегодня на гектар леса в Якутии выделяется в разы меньше средств, чем в регионах Центральной России.
— Ранее вы сообщили об оптимизации госаппарата республики. Сколько вы планируете сэкономить на этом?
— Проведено сокращение правительства и аппарата главы и правительства республики на 8%. Экономия со следующего года составит порядка полумиллиарда рублей. Это сокращение необходимо компенсировать увеличением эффективности внутриведомственного взаимодействия. Здесь есть где поработать, начиная от электронного документооборота и заканчивая отчетностью.
Мы должны результаты оценивать не по тому, сколько томов отчетов написал чиновник, а по тому, как реально улучшилась жизнь людей в нашей республике. Насколько они удовлетворены качеством работы госслужащих. Насколько они стали лучше учиться. Насколько работники культуры стали доступнее для сельского жителя. По каждому направлению и по каждому министру мы сделаем отдельный KPI и по конкретным цифрам будем смотреть на его результат.
— Кто войдет с вами в новую команду правительства?
— Я людей всегда выбирал по двум критериям: компетентность и честность. Других критериев у меня нет. Правительство и дальше будет меняться. У нас есть много людей в кадровом резерве. Мы дадим им возможность реализоваться — это раз. Во-вторых, мы должны сделать социальные лифты для наших улусов (районов — прим. ТАСС). Если мы увидим, что у человека в районе жизнь кипит, а в соседнем районе при тех же условиях ничего не происходит, то надо дать этому человеку подняться на уровень выше.
Также мы не исключаем, что будем привлекать специалистов из других регионов.
— Как будете выстраивать отношения с крупными промышленными компаниями, которые работают в регионе?
— С ними будем работать активнее, нежели это было раньше. На сегодняшний день идет активное освоение ряда районов республики, и без постоянного контакта власти и компаний это освоение не будет эффективным. Мы уже встречались с руководством компаний, занимающихся добычей алмазов, золота, угля. Я был на объектах «Транснефти», «Газпрома». Скоро будем встречаться с первыми лицами корпораций здесь, в Москве, и такие договоренности уже есть.
— Как строится взаимодействие с компанией «Алроса»?
— С «Алросой» и руководителем компании Сергеем Ивановым мы находимся в постоянном контакте. Это наше бюджетообразующее предприятие, которое сейчас переживает нелегкие времена. Они проходят через реструктуризацию и в постоянном режиме сталкиваются с теми вызовами, которые существуют у компаний такого масштаба.
— Обсуждается ли возможность дальнейшей продажи акций компании «Алроса»?
— У Якутии 33% акций этой корпорации. Мы их продавать не будем, таких намерений у нас нет.
— Обсуждаете ли вы с «Алросой» планы совместной работы и обязательств компании перед регионом на 2019 год?
— Сумма помощи от «Алросы» зависит от продаж компании. В этом году ситуация на рынке положительная. Если 2019 год будет хоть немного напоминать текущий, то это будет замечательно, и мы надеемся, что компания выполнит обязательства.
— Известны ли уже сроки восстановления рудника «Мир», где в этом году произошла трагедия?
— Мы очень надеемся, что проект восстановления рудника «Мир» появится у нас в течение двух лет — до конца 2019 года, и надеемся, что за пять лет все работы по восстановлению будут выполнены.
— Как вы работаете с «Русгидро» и какие меры принимаются, чтобы нормализовать энергоснабжение в регионе?
— Мы контактируем постоянно. Одним из тех руководителей федеральных корпораций, с которыми я встретился первым, был руководитель «Русгидро» Николай Григорьевич Шульгинов, который специально прилетел в Якутию, и мы с ним провели встречу по всем аспектам наших взаимоотношений.
Конечно же, вопросы стабильного энергоснабжения для Якутии — это вопрос абсолютно другого уровня, нежели для центральной части страны. Потому что от этого, в особенности в зимний период, напрямую зависит наша жизнь.
У нас сейчас вызывает много вопросов надежность нашего энергоснабжения с точки зрения аварийных отключений, происходящих в центральном энергорайоне, в который входит Якутск. Они связаны с работой Якутской ГРЭС-2. Но при этом энергетики все как один говорят, что идет процесс наладки оборудования и при любом запуске такого крупного энергообъекта такие вещи бывают. Энергетики уверяют, что к началу отопительного сезона вся эта работа полностью будет выстроена и форс-мажоров больше не будет.
Кроме центрального энергорайона меня также очень смущают вопросы энергоснабжения районов, где у нас расположены основные алмазодобывающие производства. На некоторых линиях идут постоянные аварийные отключения, которые приводят к остановке работы рудников. А это прямые потери сначала для акционерной компании «Алроса», а потом и для нашего бюджета. И эти вопросы должны быть решены, потому что нужно обеспечить стабильность энергоснабжения на основных направлениях.
Мы дальше будем работать с нашими компаниями, в том числе с «Якутскэнерго», в части дальнейшего строительства новых линий. Вилюйская зона не может дальше развиваться, потому что у них уже достигнут предел энергоснабжения, а новые объекты мы просто физически не можем подключать. При этом аварийность старых линий там зашкаливает. Поэтому линия ВЛ-110, которая должна дойти до Нюрбы на западе Якутии — это еще один важный вопрос.
Надеюсь, что мы с исполнителями в ближайшие месяцы примем реальный план строительства электролинии ВЛ-110 на Нюрбу и начнем его реализовывать.
— Есть ли у вас планы по развитию альтернативной энергетики в республике?
— Если говорить об экологической энергии, то у нас в Верхоянском районе находится самая крупная в стране солнечная электростанция. Сейчас по ветроэнергетике мы работаем с японской компанией Komai Haltec и строим в Тикси ветряную электростанцию. Ранее мы ставили немецкие и другие европейские ветряки в Арктической зоне. Они все ломаются на морозе, а в Тикси зимой минус 30–40 градусов и очень сильные ветра. Конструктивные элементы любой техники при столь низких температурах ведут себя по-другому, нежели в обычной ситуации. Поэтому мы надеемся, что японцы это смогут решить эту проблему.
— Якутия, как и многие дальневосточные регионы, имеет проблемы с транспортной инфраструктурой. Как планируете их решать?
— Я встретился с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом. Мы рассмотрели ряд вопросов, и в первую очередь это строительство моста через реку Лена.
Важный вопрос, который еще предстоит обсудить, — это взаимодействие по компании «Аэропорты Севера», которое включает в себя все аэропорты Якутии, кроме аэропорта Якутска. Нам требуется очень серьезная модернизация взлетно-посадочных полос и зданий аэровокзалов многих аэропортов, в том числе и северных.
Мы видим, что сегодня уже очень требует ремонта взлетно-посадочная полоса в аэропорту Нерюнгри (Южная Якутия), Мирного (Западная Якутия), Удачного — центра алмазодобычи.
По десяти аэропортам у нас проектно-экспертная документация с госэкспертизой уже готова. Мы надеемся, что Минтранс в ближайшие годы включит развитие транспортной системы Якутии в программу финансирования.
Еще один важный транспортный вопрос касается не Минтранса, а Минпромторга. Я говорю о замене наших самолетов — Ан-2 и Ан-24. Тот вариант, который сегодня продвигается как внутрирегиональный, — это воздушное судно Ил-114, не очень нам подходит. Во-первых, оно рассчитано на 68 человек, и это достаточно много для внутрирегиональных перевозок, особенно для таких регионов, как Дальний Восток.
Во-вторых, у предлагаемого судна высокие требования к состоянию взлетно-посадочной полосы. То есть обязательно потребуется очень серьезная реконструкция аэропортов, чтобы эти самолеты вообще могли взлетать из этих аэропортов.
Вопрос требует скорейшего решения, потому с 2021–2022 года начнется процесс замены Ан-24, и тогда встанет вопрос: а на чем мы будем летать на Север? Альтернативой могут быть только самолеты иностранного производства. Это серьезнейший вопрос, и он требует скорейшего решения.
— Планируется ли запускать новые рейсы в другие регионы страны?
— Мы пока об этом не говорим, потому что через два года начнется большая реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск», будут серьезные ограничения в части видов судов, которые может принимать аэропорт. О появлении новых маршрутов мы будем говорить после 2020 года.
— В ходе разговора мы уже упоминали мост через реку Лену. В одном из интервью вы говорили, что Крымский мост уже построили, а теперь пора и ленский мост строить. Какие планы существуют относительно этого проекта?
— Во-первых, решение по мосту через Лену появилось десять лет назад. В 2008 году уже была подготовлена проектно-сметная документация совмещенного моста, которая прошла госэкспертизу. Потом начались долгие препирания: строить мост или тоннель. В итоге все затянулось, а после появились другие государственные приоритеты.
В итоге мост до сих пор не построили, а он республике очень необходим. Его проект сегодня на самом деле относительно недорогой по сравнению с тем же сахалинским, который оценивается под 1 трлн рублей. Проект строительства моста через Лену уже достаточно проработан, и мы считаем, что он решил бы практически все те проблемы транспортной доступности, которые сегодня есть в регионе.
Строительство моста позволит соединить три федеральные дороги: «Колыма», «Лена», «Вилюй», также соединить речной порт и международный аэропорт в Якутске.
Административный центр республики и поселок Нижний Бестях тогда превратятся в большую агломерацию, стоящую на разных берегах реки Лены.
Сегодня Россия по Лене соединена только узкой полосой Транссиба, БАМа и автодороги Чита — Хабаровск недалеко от границы, внизу. А если посмотреть на север, на несколько тысяч километров, страна у нас разделена. Тот же Якутск почти шесть месяцев в году имеет лишь авиационное сообщение с другими частями страны.
Самое главное, что геостратегически мы соединим восток и запад нашей страны по центру реки Лены.
Сейчас в Минфине нам постоянно говорят, что у нас большие затраты на северный завоз. Если бы мы смогли обеспечить строительство моста, то могли бы завозить грузы на Север в разы дешевле.
Мы будем разговаривать о строительстве моста с полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрием Петровичем Трутневым, с федеральными министрами, и в итоге ставить вопрос уже на уровне председателя правительства и президента страны.
— В какую сумму оценивается строительство этого моста и предусмотрены ли у вас какие-то резервы на его возведение?
— Мы всегда считали и считаем, что этот проект будет [реализован] полностью за счет федерального центра. Деньги на него по сравнению с аналогичными проектами требуются небольшие — около 50–60 млрд рублей.
— К Восточному экономическому форуму готовитесь?
— Конечно, но в этом году у нас немножко поменяется подход. Мы хотим отказаться от подписания громких декларативных соглашений на огромные суммы, которые в итоге так и остаются ничего не значащими документами. Мы намерены перейти к более практическим соглашениям. Соглашениям, которые будут приносить практические плоды не только в бизнесе, но и, например, в образовании и культуре. С этой точки зрения у нас ряд проектов прорабатывается. Это могут быть документы о взаимодействии с теми или иными институтами развития или организациями.
Также мы надеемся подписать соглашение с японцами. Японские министр экономики и министр инноваций и новых технологий были у нас в регионе в июне. Мы с ними договорились, что отдельно встретимся уже во время ВЭФ — обсудим ряд проектов, который мы им предложили.
К такому выводу пришли специалисты МегаФона, проанализировав обезличенные данные клиентов корпоративного сегмента
В общероссийском голосовании по отбору общественных территорий приняли участие более 125 тысяч жителей Якутии. Всего…
Работы намерены завершить до VIII Игр «Дети Азии»
Стая лебедей пролетела над поселком Зырянка Верхнеколымского района Якутии. Как сообщает улусная газета «Колымские новости»,…
Специалисты работали в Нюрбинском, Нерюнгринском и Мирнинском районах
Евро снизился на 2,75 копейки, до 99,68 рубля