Categories: Инфраструктура

Айсен Николаев обозначил пути расширения Северного морского пути в Якутии

Глава республики выразил уверенность, что развитие Севморпути означает новые перспективы для Якутии и всей Восточной Арктики

О развитии транспортных коридоров «Север — Юг» и возможностях использования внутренних водных путей говорил на сессии по модели развития Северного морского пути (СМП) на долгосрочную перспективу на Международном арктическом форуме глава Якутии Айсен Николаев.

Участники сессии в своих выступлениях отмечали, что современные достижения в Арктике стали возможными благодаря пятисотлетней истории великого Северного морского пути, и на всех этапах этой истории Россия лидировала в вопросах открытия. Развитие Северного морского пути предполагает формирование новой экономической модели, наращивание ледокольного и грузового арктических флотов.

«Эффективность экономической модели Северного морского пути будет способствовать развитию арктических прибрежных территорий только в том случае, если мы будем повышать меридианальную связанность и мультимодальную эффективность. Только тогда мы получим синергический эффект. Иначе это будет просто линия, по которой будут ходить иностранные караваны, а мы будем наблюдать за этим как зрители», — сказал в своем выступлении глава Якутии Айсен Николаев.

Глава Якутии в своем выступлении подчеркнул, что эффективность Северного морского пути должна повышаться за счет развития транспортных коридоров «Север — Юг» и активного использования внутренних водных путей.

Айсен Николаев выразил уверенность, что развитие Северного морского пути означает новые перспективы для Якутии и всей Восточной Арктики. В частности, он отметил важность нового транспортного пути — Северо-Восточного коридора, который свяжет Китай и Амурскую область через переход «Джалинда-Мохэ». Далее грузы по железной дороге могут быть отправлены до Нижнего Бестяха, откуда в период навигации по реке Лене будут доставляться до порта Найба с дальнейшей перевалкой на Севморпуть.

«Эффективность этого проекта высокая, интерес у китайских и российских партнеров большой. Мы активно прорабатываем этот проект совместно с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян. Надеемся, что уже в следующем году начнем тестовый запуск маршрута пока без строительства железнодорожного моста через Амур», — заявил глава Якутии.

Он рассказал о проекте «Восточный Меридиан» — ответвлении от федеральной дороги Колыма в районе Хандыги с выходом через Янскую группу районов республики на Усть-Куйгу, а затем — к порту Найба. «Этот маршрут радикально сокращает внутренние расходы, связанные с северным завозом и развитием месторождений полезных ископаемых в северо-восточной Якутии», — сказал Николаев.

Глава Якутии также акцентировал внимание участников обсуждения на обеспечении мультимодальности перевозок, для чего необходимо широкое вовлечение внутренних водных путей. Он сообщил, что в рамках госпрограммы развития судостроения в Якутии завершается первый этап строительства Жатайской судоверфи. Тем не менее потребность в грузовых судах остается высокой и задача по обновлению речного флота остается приоритетной для страны.

Среди других важнейших вопросов глава республики обозначил проблемы безопасности движения по Севморпути, формирования полноценной спасательной инфраструктуры, в том числе строительства крупного аварийно-спасательного центра в поселке Тикси. «Спасательная служба — это абсолютный приоритет, и с этим нельзя шутить. Это вопрос жизни и безопасности людей», — подчеркнул он.

Напомним, VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» проходит 26–27 марта 2025 года в Мурманске под девизом «На Севере – жить!». МАФ является ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, выработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона. Организатором форума выступает Фонд Росконгресс при поддержке правительства Российской Федерации.

Recent Posts

  • Общество
  • Основное

Правительству Якутии поручено ликвидировать долги перед малым бизнесом

В малом и среднем предпринимательстве в регионе сегодня занято более 134 тысяч человек

23.12.2025
  • Общество

В Якутии меняется способ избрания глав муниципалитетов

Республика находится на чрезвычайно важном этапе укрепления единой системы публичной власти, заявил Айсен Николаев

23.12.2025
  • Главное
  • Инфраструктура

На строительство Ленского моста выделят 40 млрд рублей из федерального бюджета

В 2026 году планируется вывод еще двух коффердамов и начало русловых работ, строительство опор и…

23.12.2025
  • Промышленность

Объем добычи угля в Якутии впервые в истории превысит 50 млн тонн

За последние семь лет объем добычи угля в Якутии увеличился в три раза

23.12.2025
  • Безопасность

В 2025 году площадь лесных пожаров сократилась в десятки раз

Впервые удалось избежать введения режима чрезвычайной ситуации в лесах

23.12.2025
  • Общество

Айсен Николаев: Якутия должна усилить поддержку ветеранов СВО

Необходимо исключить ситуации, когда ветераны боевых действий и их родные не знают все свои права…

23.12.2025