Глава республики выразил уверенность, что развитие Севморпути означает новые перспективы для Якутии и всей Восточной Арктики
Фото: Андрей Сорокин/ЯСИА
О развитии транспортных коридоров «Север — Юг» и возможностях использования внутренних водных путей говорил на сессии по модели развития Северного морского пути (СМП) на долгосрочную перспективу на Международном арктическом форуме глава Якутии Айсен Николаев.
Участники сессии в своих выступлениях отмечали, что современные достижения в Арктике стали возможными благодаря пятисотлетней истории великого Северного морского пути, и на всех этапах этой истории Россия лидировала в вопросах открытия. Развитие Северного морского пути предполагает формирование новой экономической модели, наращивание ледокольного и грузового арктических флотов.
«Эффективность экономической модели Северного морского пути будет способствовать развитию арктических прибрежных территорий только в том случае, если мы будем повышать меридианальную связанность и мультимодальную эффективность. Только тогда мы получим синергический эффект. Иначе это будет просто линия, по которой будут ходить иностранные караваны, а мы будем наблюдать за этим как зрители», — сказал в своем выступлении глава Якутии Айсен Николаев.
Глава Якутии в своем выступлении подчеркнул, что эффективность Северного морского пути должна повышаться за счет развития транспортных коридоров «Север — Юг» и активного использования внутренних водных путей.
Айсен Николаев выразил уверенность, что развитие Северного морского пути означает новые перспективы для Якутии и всей Восточной Арктики. В частности, он отметил важность нового транспортного пути — Северо-Восточного коридора, который свяжет Китай и Амурскую область через переход «Джалинда-Мохэ». Далее грузы по железной дороге могут быть отправлены до Нижнего Бестяха, откуда в период навигации по реке Лене будут доставляться до порта Найба с дальнейшей перевалкой на Севморпуть.
«Эффективность этого проекта высокая, интерес у китайских и российских партнеров большой. Мы активно прорабатываем этот проект совместно с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян. Надеемся, что уже в следующем году начнем тестовый запуск маршрута пока без строительства железнодорожного моста через Амур», — заявил глава Якутии.
Он рассказал о проекте «Восточный Меридиан» — ответвлении от федеральной дороги Колыма в районе Хандыги с выходом через Янскую группу районов республики на Усть-Куйгу, а затем — к порту Найба. «Этот маршрут радикально сокращает внутренние расходы, связанные с северным завозом и развитием месторождений полезных ископаемых в северо-восточной Якутии», — сказал Николаев.
Глава Якутии также акцентировал внимание участников обсуждения на обеспечении мультимодальности перевозок, для чего необходимо широкое вовлечение внутренних водных путей. Он сообщил, что в рамках госпрограммы развития судостроения в Якутии завершается первый этап строительства Жатайской судоверфи. Тем не менее потребность в грузовых судах остается высокой и задача по обновлению речного флота остается приоритетной для страны.
Среди других важнейших вопросов глава республики обозначил проблемы безопасности движения по Севморпути, формирования полноценной спасательной инфраструктуры, в том числе строительства крупного аварийно-спасательного центра в поселке Тикси. «Спасательная служба — это абсолютный приоритет, и с этим нельзя шутить. Это вопрос жизни и безопасности людей», — подчеркнул он.
Напомним, VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» проходит 26–27 марта 2025 года в Мурманске под девизом «На Севере – жить!». МАФ является ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, выработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона. Организатором форума выступает Фонд Росконгресс при поддержке правительства Российской Федерации.
Семь школьников из Якутии получили сертификаты на бесплатный перелет
Благодаря этому, Минфин передаёт проектный риск банкам, а последние получают необходимую прибавку к капиталу
По ряду адресов электричества не будет семь часов
Из детских садов столицы в этом году выпустятся более 5000 детей
Сборная Якутии завоевала десять из 14 возможных путёвок на чемпионат мира
Огнем повреждены кровля и пристрой магазина