Глава Якутии акцентировал внимание на необходимости расширения мер финансовой поддержки северного завоза
В рамках Восточного экономического форума глава Якутии Айсен Николаев принял участие в экспертной сессии, посвященной вопросам совершенствования северного завоза. К работе сессии также присоединились представители федеральных органов власти, госкорпораций, руководители северных регионов РФ.
«Северный завоз – это не просто решение транспортно-логистических задач. От каждого завезенного килограмма грузов зависит качество жизни граждан, благополучие их семей. Принятие федерального закона является для республики историческим событием, он означает государственную заботу, прямую гарантию того, что в самых удаленных поселках будет тепло и свет, а в магазинах – товары первой необходимости», — подчеркнул Айсен Николаев.
Глава Якутии акцентировал внимание на необходимости расширения мер финансовой поддержки северного завоза. В 2025 году для завоза 1,8 млн тонн грузов Якутии необходимо мобилизовать 72,8 млрд рублей. Существующих региональных мер поддержки недостаточно, особенно в условиях высокой стоимости коммерческих кредитов и опережающего роста цен на топливо. В качестве системного решения глава региона предложил предоставлять бюджетные кредиты на срок до 3 лет, что соответствует длительному циклу оборачиваемости ресурсов в арктических районах, которая составляет от 220 до 250 дней, а по отдельным арктическим территориям – от 1,5 до 3 лет.
Особое место в своем выступлении Айсен Николаев уделил развитию опорной инфраструктуры, обозначив стратегическую важность строительства нового глубоководного морского порта в селе Найба. Он заполнит критический пробел протяженностью 3,5 тысячи километров между портами Сабетта и Певек, создав ключевой элемент Трансарктического транспортного коридора и обеспечив возможности захода судов как для гражданских, так и для военных нужд.
Он также поддержал идею создания единого морского оператора и распространил ее логику на внутренние водные пути, предложив субсидировать перевозки не только между морскими портами, но и по связанным с ними речным артериям.
Важным инструментом оптимизации северного завоза была названа его цифровизация. Айсен Николаев рассказал об успешном опыте Якутии по запуску системы мониторинга, которая автоматизирует все процессы, связанные с обеспечением снабжения северных территорий.
«В Якутии уже успешно работает „цифровой двойник“ северного завоза, созданный совместно с Востокгоспланом. Система позволяет отслеживать движение грузов, выявлять проблемы и оперативно реагировать на них, оптимизируя расходы», — подчеркнул Айсен Николаев.
С учетом этого опыта было предложено создать на платформе «ГосТех» региональные сегменты федеральной государственной информационной системы «Северный завоз», что позволит всем субъектам в 1,5 раза сократить время и затраты на принятие управленческих решений.
7 сентября 2025 года небо озарит зрелищный небесный феномен — самое продолжительное полное лунное затмение…
Предложение озвучила гендиректор Единого ресурсного центра Якутии Ольга Вешникова на дискуссии ВЭФ-2025
Соглашение о сотрудничестве между Якутией и акционерным обществом «Фонд «Кристалл роста» заключено на полях ВЭФ
Наибольший объем выданных кредитных средств приходится на магаданские предприятия. Кредитный портфель банка в отрасли достиг…
Erid: 2SDnjda5Eqc 4 сентября авиакомпания «Якутия» открывает осенний сезон рейсов по направлению Якутск — Улан-Удэ…
Тело пожилого мужчины обнаружили в протоке в 1 км от села Крест-Кытыл