Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Сочельник — заключительный день Рождественского поста.
Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
Этот день требует особого смирения и молитв, поэтому не принято вставать из-за стола, много разговаривать и смеяться.
Если в Сочельник придет гость, его приглашают к столу, так как это считается хорошим знаком. Раньше дети носили ужин близким родственникам, а они взамен угощали сладкой кутьей или пряниками, орехами, калачами, пирожками.
Есть также поверье, что души умерших родственников присоединяются к праздничной трапезе с близкими. Для них специально ставили на окна главные блюда Сочельника — кутью и взвар, разбрасывали бобы по углам и оставляли немытыми посуду после ужина. Садясь на стул или на скамейку, сначала дули на место — «чтобы не привалить собой мертвой души».
У славян Сочельником начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения. Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами.
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы
По последним данным, в Якутию прилетает порядка 40 тысяч лебедей
В эти выходные весь православный христианский мир отмечает Пасху