Categories: Новости

Православные верующие отмечают Рождественский сочельник

Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Сочельник — заключительный день Рождественского поста.


Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.

Этот день требует особого смирения и молитв, поэтому не принято вставать из-за стола, много разговаривать и смеяться.

Если в Сочельник придет гость, его приглашают к столу, так как это считается хорошим знаком. Раньше дети носили ужин близким родственникам, а они взамен угощали сладкой кутьей или пряниками, орехами, калачами, пирожками.

Есть также поверье, что души умерших родственников присоединяются к праздничной трапезе с близкими. Для них специально ставили на окна главные блюда Сочельника — кутью и взвар, разбрасывали бобы по углам и оставляли немытыми посуду после ужина. Садясь на стул или на скамейку, сначала дули на место — «чтобы не привалить собой мертвой души».

У славян Сочельником начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения. Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами.

Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Recent Posts

  • Общество

Закрылась первая смена летней площадки «Юные ЖДЯжки»

«Юные ЖДЯжки» — это летняя творческая площадка для детей сотрудников «Железных дорог Якутии»

04.07.2025
  • Главное
  • Культура

Танец эвенков Иенгры признан нематериальным этнокультурным достоянием Якутии

Круговой танец “Манчорай” исполняется исключительно эвенками села Иенгра Нерюнгринского района

04.07.2025
  • Общество

300 детей из 15 регионов России примут участие в смене «Время юных героев» на Дальнем Востоке

Подростки получают не только военно-спортивные навыки, но и учатся ценить подвиг своих отцов и дедов

04.07.2025
  • Гороскоп

Гороскоп для всех знаков зодиака на выходные дни, 5 и 6 июля

В эти дни звёзды располагают к тому, чтобы вы обратили внимание на свои желания и…

04.07.2025
  • Финансы

1000 якутских бизнесменов воспользовались бесплатным инструментом для развития бизнеса

Этот инструмент бесплатный и создан специально для малого и среднего бизнеса

04.07.2025
  • Культура
  • Основное

Ксения Лупанова: «Наша база — это якутская культура со всей её многовековой историей»

Фестиваль якутской культуры впервые пройдет в Музее Востока в Москве

04.07.2025