За 25 дней участники «Водометной экспедиции-2020» прошли 2180 км по якутским рекам – от Томмота до озера Большое Токо и обратно. Свой маршрут они посвятили первопроходцам Василию Пояркову, Ерофею Хабарову и Григорию Федосееву.
«Водометная экспедиция-2020» – часть проекта команды «Pro Extreme» под названием «Становой хребет». Он проходит под эгидой спортивно-технической платформы «Эгдэн» («Тайга») и Амурского отделения Русского географического общества.
Первый каскад Муламского порога. Фото: @pavelglushkovykt/ Павел Глушков
18 единомышленников-водометчиков, пеших туристов и авантюристов из Якутска, Нерюнгри, Тынды, Новосибирска и Сковородино отправились в путь 1 июля. Целью экспедиции был «второй Байкал» – озеро Большое Токо на границе Якутии и Хабаровского края. Точка на карте, куда обычно добираются на вездеходах или вертолетах.
«Мы стартовали на девяти специальных лодках из ПВХ, предназначенных для прохождения мелких горных рек. Легкие, но крепкие, они отлично показали себя: за 25 дней ни одна не вышла из строя. Водометная насадка или, как ее называют в народе, «улитка» помогает преодолевать пороги. На обычных винтовых моторах по таким рекам ходить невозможно. Мы замахнулись на довольно сложный маршрут. С Томмота 400 км вниз по реке Алдан до поселка Чагда, оттуда 300 км по реке Учур до Ганама. Затем по реке Алгома до реки Идюм 51 км. По ней поднялись 200 км до легендарного каскадного порога на реке Мулам, а затем на озеро Большое Токо», — рассказывает один из организаторов экспедиции Валерий Бодоев.
Большинство людей, в том числе опытные туристы, раскритиковали замысел экспедиции – были уверены, что миссия невыполнима. Мечта сбылась, потому что выходу на маршрут предшествовала годичная подготовка.
Такие экспедиции – удовольствие не из бюджетных. Самой затратной статьей расходов стал бензин – большую часть из 12 тонн закупали сами. Часть участников отсеялась именно поэтому: весной в списке было 30 человек и 16 лодок. За месяц-полтора до начала похода были даже предпосылки, что он не состоится. Свои коррективы внес коронавирус, который свел на нет большинство попыток найти потенциальных партнеров.
Старт: готовность №1. Фото: АиФ/ Валерий Бодоев
Обычно большую часть топлива забрасывают на маршрут зимой, на снегоходах. Участники «Водометной экспедиции-2020» всё своё везли с собой. До Томмота добирались на машинах, а оттуда каждая из девяти лодок стартовала с более чем тонной груза.
Всю логистику экспедиции, включая расход топлива и необходимое количество продуктов, расписал Андрей Полыгалов по прозвищу Водник.
«За зиму детально изучил маршрут: местность, километраж, дневки, стоянки. В итоге даже навигатор с собой не брал – все расстояния, пороги и изгибы знал наизусть. Многие говорили, что легче добраться до Большого Токо и оттуда спуститься вниз по рекам, но этот вариант давно освоен. Мы же всегда идем вверх – именно это отличает водометчиков от сплавщиков: вода одна, а техника передвижения абсолютно разная. Между собой мы назвали нашу экспедицию межгалактический дальнобой. Межгалактический – потому что побывали в другом мире, а дальнобой – потому что в Якутии даже 1000 км обычно никто не ходит, а мы осилили вдвое больше. И были первыми», — говорит Андрей.
До конечной точки маршрута – озера Большое Токо – добрались 14 из 18 человек на шести лодках. Два плавсредства развернулись на Ганаме, осилив 700 км пути, по техническим причинам. Седьмую лодку, самую большую и тяжелую, а также часть топлива, припасов и кое-какое оборудование оставили на Муламе. Там путь экспедиции преградил легендарный каскадный порог: огромный вал воды, бешеная мощь потока и шахматы из камней. В малую воду там образовался водопад с двухметровой полкой.
«Этот порог и сама река Мулам относятся к 4-6 категории сложности. Я подошел к порогу первым и дожидался остальных – хотел посмотреть на реакцию. Кто-то за голову хватался, у кого-то глаза на лоб полезли, а кто-то сразу начал гуглить, как можно его пройти. Один даже пошутил: «Всё, ребят, приплыли, ждем автобус и домой». Порадовало, что никто не вызвался штурмовать его с ходу, понимая всю сложность затеи. Пробыли там 2,5 дня: отсыпались, рыбачили, изучали местность. В подобных ситуациях многое зависит от опыта прохождения порогов такой сложности – и даже при этом не факт, что получится. Мы штурмовали Муламский порог несколько раз, но взять его не удалось. Потом нашли лазейку – лодки тащили на веревке по левой стороне реки, а пилоты помогали мотором», — рассказывает Валерий.
Сложности путешествия с лихвой компенсировала природа. Нетронутые, дикие леса, чистейшие воды рек, которые кишат рыбой. Переплыть «дорогу» прямо перед лодкой то и дело норовили лоси – приходилось останавливаться, пропускать «пешеходов». Встречали и оленей, и волков, и медведей-хозяев – последние поразили размерами и миролюбивым настроем.
Одним из участников проекта стал фотограф-пейзажист из Якутска Павел Глушков. В развалинах некогда охотничьего или рыбацкого лабаза на реке Идюм он обнаружил «продуктовый запас» – несколько совершенно целых банок консервов «сделано в СССР». Каша из прошлого, изготовленная 21 февраля 1991 года на консервном комбинате «Крымский», оказалась старше одного из участников экспедиции. Попробовать не рискнули, пару банок разобрали на сувениры, остальные вернули на место – вдруг кому-то пригодятся.
«Это моя первая водометная экспедиция, и сразу российского масштаба. Как человек с опытом пеших походов и сплавов, понимал – будет сложно. Это такой отдых, от которого нужно потом отдыхать. Ритм и темп поездки бешеные: мотор заводили утром и глушили вечером. Но я ни о чем не жалею, и с удовольствием вернулся бы в эти места снова. Главное открытие – это, конечно, люди. По пути туда и обратно на метеостанции Чюльбю на реке Учур нас принимал Андрей Солог. Парень был искренне рад нам и помогал, чем мог. А на метеостанции Токо у реки Мулам нас привечали Константин и Михаил. В годы Великой Отечественный на месте станции находился аэродром Подскока – там дозаправлялись самолеты, которые перегоняли по Алсибу. Ребята не видели людей с марта и так обрадовались, что на обратном пути напекли нам в дорогу тазик булочек со сгущенкой. Мне очень повезло, что попал к Андрею – я не умею плавать, но после второго порога в его лодке просто перестаешь напрягаться! А еще я понял, что такое водно-моторный спорт: у ребят горят глаза, они рвутся в бой – преодолеть реку, пороги, себя. Поэтому вдвойне обидно, что столь масштабная экспедиция не нашла поддержки у Якутского отделения РГО», — говорит Павел.
25 дней на этот маршрут было маловато. Успели сделать всего три днёвки – физически это очень тяжело, не каждый выдержит. Коллектив был весьма разношерстным: БАМовцы, студенты, госслужащие, профессиональные туристы – от 18 до 60 лет. Половина участников вживую увиделись непосредственно на маршруте, но под конец стали настоящей командой – помогали друг другу, понимали с полуслова, иногда с полувзгляда. У некоторых это был дебют, что не помешало им прошли маршрут наравне с опытными водниками.
Перед последним рывком, подъемом к озеру, усталость начала брать своё.
«Шли тяжело, но штурман обнадеживал: «Ну всё, ребята, за этим порогом Большое Токо». И так раза 3-4. Но, когда увидели нескончаемую водную гладь в окружении гор, эмоциям не было предела. Наши крики на том конце водоема, наверное, слышали, кото-то даже скупая мужская слеза прошибла. Ведь у нас получилось то, чего раньше никто не делал. Думаю, осмысление придет позже, ведь такое бывает раз в жизни. Я этого до сих пор не осознал – будто наш «первопроход» еще продолжается», — улыбается Андрей.
Членов экспедиции радушно принял старожил озера Большое Токо Иван Николаевич Бутяк. 70-летний мужчина был настолько поражен, что кто-то смог подняться на озеро вверх по реке, что даже ругнулся: «Ну вы безбашенные» (приличный вариант).
Одной из целей экспедиции была установка стелы, посвященной 75-летию Победы и знаменитым первопроходцам: Василию Пояркову, Ерофею Хабарову и Григорию Федосееву. Водометчики планировали взойти на Становой хребет и установить памятник, изготовленный Максимом Ким из «Технопарка Якутск», на вершине пика Скалистый голец. Но реальность внесла свои коррективы.
«В горы мы все-таки пошли – участники проекта, который называется «Становой хребет», не могли туда не подняться. Но не полным составом, а вчетвером. Хотели покорить Скалистый голец (2400 м), чтобы и тут быть первыми – упоминаний о восхождении на этот пик в интернете мы не нашли. Но сроки поджимали, поэтому выбрали ближайшую красивую вершину Станового хребта. Восхождение на безымянную гору высотой 1800 м заняло больше 12 часов. Стелу с собой не взяли – Иван Николаевич предложил установить ее на исторической тропе Федосеева-Улукиткана. Ее назвали так в честь первопроходца и его проводника-эвенка, который сопровождал Федосеева во всех маршрутах на протяжении шести лет. Теперь все туристы, приезжающие на Большое Токо, смогут лицезреть плоды нашего похода – конечно, если туда доберутся», — говорит Андрей.
Проект «Становой хребет» рассчитан на три года. В 2021-м экстремалов ждет водный маршрут «Тимптон: история горной реки», планирование которого уже началось. Увенчает трилогию летом 2022-го «Становой хребет: штурм». Цель проекта – приобщение молодежи к внутреннему туризму и водно-моторному спорту. Красоту дикой природы Якутии должны увидеть как можно больше людей.
Автор: Нинель Гусева
Источник: Аргументы и Факты
Объемы оказания медицинской помощи с использованием высоких технологий в Якутии за последние 15 лет выросли…
Появилось видео инцидента
31% якутян считают, что 11 дней каникул достаточно для полноценного отдыха
Также на фестивале был представлен фильм Лукачевского «Триумф»
Республиканская декада олонхо пройдет с 25 ноября по 5 декабря
Он подчеркнул, что Запад снова продемонстрировал свою бесчеловечную агрессию в отношении России