Матрена Егоровна родилась 1 января 1922 году в селе Норагана Мегино-Кангаласского района
Сегодня в селе Норагана Мегино-Канагаласского района состоялось торжественное вручение знака почётного старейшины Якутии «Үйэ саас» ветерану тыла, труда, матери-героине Матрене Егоровне Киренской. Со знаменательным событием ветерана поздравила министр труда и социального развития Елена Волкова.
Матрена Егоровна родилась 1 января 1922 году в селе Норагана Мегино-Кангаласского района. Трудовую деятельность она начала в 17 лет. В 1940 году её отправили учиться на пятимесячные курсы трактористов в Якутск. Так она стала одной из первых трактористок Тюнгюлюнской машинно-тракторной станции. В годы войны все в колхозе работали по призыву «За себя и за фронтовика», перевыполняя планы на 200-230%. Матрена Егоровна наравне с мужчинами работала по освоению новых земель, вспашке полей, сбору зерновых, перевозке деловой древесины.
В 1942 году на озере возле села Тюнгюлю был организован секретный аэродром, выполнявший функцию запасного. Он был предназначен на случай затяжной непогоды в Якутске, где были размещены основные аэродромы, ремонтная база и радиоцентр. Аэродром в любое время суток должен был принимать самолёты. Его обслуживали местные жители, в том числе три девушки – Матрена Киренская, Варвара Кононова и Евдокия Шепелева. Тогда ещё молодые девушки каждый день, невзирая на пятидесятиградусные морозы, на тракторах расчищали лётное поле, участвовали в подготовке и обслуживании взлётной полосы, проводили буксировку вышедших из строя самолётов. Работали в любую погоду, в лютые морозы сами отогревали трактора открытым пламенем, проводили несложный ремонт.
За годы войны 8094 самолёта приземлилось на аэродроме, зачастую в вечернее время, общая протяжённость трассы составляла 6450 километров.
Информации об этой трассе долгие годы нигде не было, лишь совсем недавно в периодической печати и на телевидении стали появляться сведения и сюжеты об одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны – самоотверженной работе советских и американских людей по созданию и эксплуатации арктической авиатрассы «Аляска-Сибирь», представляющей собой воздушный мост из США через Берингов пролив в СССР. Он действовал непрерывно в течение 1942-1945 гг., и по нему на основе соглашения по ленд-лизу перегонялись американские самолёты в Советский Союз.
Воздушная трасса «Аляска-Сибирь», благодаря самоотверженной и слаженной работе таких людей как Матрена Киренская и многих других, приобрела репутацию одной из самых надёжных в мире и стала международной. И можно с уверенностью сказать, что и победа приблизилась благодаря этой дороге мужества.
Матрена Егоровна проработала трактористом до 1947 года. В 1947 году вышла замуж, с мужем родили и воспитали 10 детей. Семеро сыновей с честью прошли военную службу, все стали механизаторами, водителями, общий стаж династии трактористов составляет более 130 лет. Матрена Егоровна имеет 31 внука, 35 правнуков, 1 праправнука.
Елена Волкова поблагодарила Матрену Егоровну за внесённый бесценный вклад в победу и пожелала здоровья, прекрасного настроения и всех благ ей и её семье.
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос