Проблемы финансовой доступности клиентов Сбербанка в Булунском районе

588

Как сообщил для газеты «Маяк Арктики» первый заместитель главы Булунского района Николай Асаев, запланирован прилёт в Тикси с рабочим визитом управляющего Якутским Отделением ПАО «Сбербанк» А. Зезюлина и руководителя отдела по развитию системы дополнительных офисов Якутского Отделения с целью ознакомиться на месте с проблемами обеспечения наличными денежными средствами жителей сел Булунского района и с вопросами по работе Тиксинского дополнительного офиса.


– Николай Нигматулович, как стал возможным приезд в Тикси А. Зезюлина?

– С Якутским Отделе­нием «Сбербанка» мы начали переписку давно – в администрацию ра­йона обращались жи­тели сел в связи с отсутст­вием наличных де­нежных средств. Зимой к руководству района с письмом обратилась тогдашний глава сельского поселения Кюсюр А.Н. Винокурова в связи с тем, что дополнительный офис Якутского Отделения «Сбербанка» в Кюсюре, население которого составляет 1400 человек, работает только два раза в неделю и всего лишь с 9 ч 45 мин до 15.00 ч. Этого времени конечно не хватает, чтобы обслужить всех, кто занимал очередь. А занимать очередь людям приходится с 6 часов утра. Занявшие очередь ожидают открытия офиса на улице, в том числе зимой, в сильный мороз. А потом, отстояв четыре часа в помещении офиса, можно и не дождаться своей очереди на обслуживание, так как в 15.00 часов оно заканчивается. К тому же, работа оператора ведется фактически вручную.

В августе мы еще раз направляли письмо в Якутское Отделение Сбербанка в связи с тем, что оператор офиса в Кюсюре находилась до начала сентября в отпуске. В письме руководства администрации Кюсюра сообщалось, что жители села возмущены тем, что Якутским Отделением «Сбербанка» не принимается решения по обеспечению работы дополнительного офиса в селе.

Во втором письме нами была поставлена проблема с обеспечением наличными денежными средствами по селам района в целом, так как дополнительные офисы Отделения «Сбербанка» есть только в двух из шести сел района – в Кюсюре и Таймылыре. Когда операторы этих филиалов уходят в отпуск, замену им подобрать практически невозможно, потому что кандидаты должны пройти сложное тестирование, тем более – заочно.

В письме в адрес А.В. Зезюлина была затронута еще одна очень важная проблема: в Тикси-3 нет дополнительного офиса Сбербанка. К слову: там необходимо также открыть почтовое отделение. По этому поводу мы направили обращение в компанию «Почта России» с предложением предоставить для отделения помещение и оплачивать его аренду и коммунальные услуги из бюджета района. По проблеме наличных денежных средств в селах письма также были направлены в министерство экономики Якутии и в департамент территориального развития министерства РФ по развитию Дальнего Востока. После чего нам позвонил помощник А.В. Зезюлина и сообщил, что управляющий Якутским Отделением «Сбербанка» запланировал вылет в Тикси, так как обеспокоен сложившейся ситуацией в районе.

Общая проблема федерального округа

– А чем может помочь департамент Минвостокразвития?

– Дело в том, что ранее туда по такой же проблеме, как и у нас, обращался министр экономического развития Камчатского края. По этому же вопросу – о повышении уровня доступности финансовых услуг в отдаленных районах – он направил запросы в районы регионов Дальневосточного федерального округа для предоставления ему информации по этой проблеме с целью формирования единой позиции по ней. В регионы Федерального округа была направлена из Минэкономразвития Камчатского края просьба сообщить информацию об имеющихся аналогичных проблемах с обеспечением денежной наличностью и доступом к банковским услугам жителей отдаленных и малочисленных пунктов, в которых банковское обслуживание отсутствует или с ним есть проблемы, о причинах сложившейся ситуации.

В письме главы Булунского района Игоря Кудряшова директору департамента развития человеческого капитала и территориального развития министерства РФ по развитию Дальнего Востока сообщалось, что в районе проблема в сфере банковского обслуживания и обеспечения населения денежной наличностью сохраняется на протяжении нескольких последних лет. При обращении к руководству «Сбербанка» с просьбой об увеличении продолжительности работы дополнительных офисов, открытии новых, увеличении численности работников офисов всегда приходят ответы, что решением данных проблем будет услуга «Сбербанк Онлайн». Глава района отмечал в своем письме, что это не решит проблемы, так как проходимость интернет-сигнала мобильных операторов слаба или отсутствует полностью. К тому же, в районе действует множество индивидуальных предпринимателей, организаций, аптечных пунктов, перевозчиков между населенными пунктами, расчеты с которыми производятся лишь наличными денежными средствами.

– Выходит, что основные денежные средства в селах – это пенсии и почтовые переводы?

– Почти что так. Люди передают свои банковские кар­­точки знакомым, чтобы те сняли деньги со счета в банкомате в Тикси. То есть жители сел обращаются с такой просьбой к одно­сельчанам, которые вы­летают в Тикси по своим делам. По существующему законодательству устанав­ливать в селах банкоматы, если нет возможности предусмотреть там вооруженную охрану для банковских работников во время осуществления ими инкассации, запрещено. Проблема, подобная той, что была этим летом в Кюсюре в связи с отпуском оператора дополнительного офиса Якутского Отделения «Сбербанка», сложилась и в Таймылыре. Там тоже оператор дополнительного офиса была в отпуске, приступила к работе 17 сентября.

Из Москвы, из Центра корпоративных решений ПАО «Сбербанк», в ответ на наше письмо, отправленное в августе в Якутское Отделение Сбербанка с предложениями по решению проблемы, пришел ответ 8 сентября с сообщением, что открытие Банком дополнительных офисов в Быкове Мысе, Намы, Найбе, Сиктяхе не планируется; офисы Банка в Кюсюре и Таймылыре не обслуживаются в связи с ежегодными отпусками сотрудников и отсутствием кандидатов для их замещения.

Дополнительно в ответе Центра корпоративных решений нам сообщили, что в настоящее время ряд услуг Сбербанка позволяют не посещать офис Банка. В качестве примеров информировалось, что для юридических лиц работа в автоматизированной системе «Сбербанк Бизнес Онлайн» позволяет клиентам самостоятельно формировать выписки по расчетному счету организации, совершать платежи и контролировать движение средств по счету, находясь в любом месте зоны доступности Интернет.

Для физических лиц использование сервисов «Мобильный банк», «Сбербанк Онлайн», «Автоплатеж» позволяет открывать вклады, осуществлять переводы, покупать иностранную валюту, оплачивать коммунальные платежи и т.д.

Вопросы для руководителя Отделения

– То есть, из Москвы кажется, что проблемы наши легко решаемы…

– К сожалению, даже в Якутске не везде можно проводить расчеты по безналичной оплате с помощью банковской карты. Тем более – в селах Булунского района, к тому же, там, как известно, Интернет практически отсутствует.

Предыдущая главный специалист Новосибирского подразделения централь­ного подчинения Операционный центр ПАО «Сбербанк» О.В. Вольф (в ответ на письмо руководства администрации Булунского района в Якутское Отделение ПАО «Сбербанк») также рекомендовала использовать возможности систем «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», «Автоплатеж» и не исключала модернизации в будущем системы спутниковой связи для обеспечения финансовой доступности жителей отдаленных арктических населенных пунктов через Интернет.

В ходе встречи с А.В. Зезюлиным, во время его рабочего визита в Тикси, руководством Булунского района будет подниматься вопрос о технической модернизации офисов Якутского Отделения ПАО «Сбербанк» в Тикси, Кюсюре, Таймылыре — оснащение современной оргтехникой (в том числе офиса, который необходимо открыть в Тикси-3, где проживают 550 человек), открытии новых офисов, а также модернизации системы связи и обеспечения персоналом офисов «Сбербанка» в Тикси и селах района.

Кроме того, в Тиксинском офисе Якутского Отделения нет кредитного эксперта. Этот вопрос волнует не только предпринимателей, но и всех жителей Тикси и сел. Для оформления кредита приходится лететь в Якутск, но гарантии, что кредит будет оформлен нет.

В отчетах ПАО «Сбербанк» об итогах работы за 2016 год сообщалось, что развивая филиальную сеть, в целях обеспечения доступности финансовых услуг, «Сбербанк» стремится достичь удобного расположения офисов для максимального числа клиентов. С помощью технологии геомаркетинга выявляются места концентрации клиентов и открываются точки обслуживания вблизи мест их проживания, работы, учебы.
При проектировании сети «Сбербанка» учитывается необходимость обеспечить равный доступ к услугам для клиентов по всей территории России, включая малонаселенные и экономически слаборазвитые регионы, где ведение бизнеса может быть менее успешным с экономической точки зрения. На фоне общего сокращения точек обслуживания доля отделений в таких регионах увеличилась в 2014 году на один процентный пункт и составила 27 процентов.
«Сбербанк» старается сохранить доступность своих услуг для клиентов, проживающих в сельской местности. Для этого развиваются различные каналы банковского обслуживания: открываются передвижные банковские подразделения, устанавливаются устройства самообслуживания и совершенствуются удаленные каналы – «Мобильный банк», «Сбербанк Онлайн».
Для сохранения доступности услуг в малых селах на отдаленных территориях реализуется пилотный проект «Электронная деревня», в рамках которого устанавливаются интернет-киоски для свободного пользования. Сельские жители, не выезжая в райцентры, могут погасить кредит, оплатить услуги связи и комуслуги, внести налоговые платежи.