«Жизнь в районах»: Сунтарский улус — культурный центр Якутии

1303

Сунтарский улус – самобытная часть Якутии, издревле славящаяся своей культурой, достижениями в области сельского хозяйства, природными богатствами и единением всех её населяющих народов. С самых давних времен эта земля притягивала не только красотой природы, но и особым менталитетом местных жителей. Сунтарцы известны гостеприимством, приверженностью традициям и любовью к творчеству.


suntarskiy_ulus__rayon_Герб утверждён решением Улусного Собрания депутатов муниципального образования «Сунтарский улус (район)» № 06 от 28 февраля 2005 года.

Описание герба: «В зелёном поле три золотых сэргэ (коновязи в виде резных столбов, средняя из которых выше, имеет в середине шесть (три и три) сучьев, отходящих в стороны и вверх наподобие лепестков тюльпана, внизу — два сука, отходящих в стороны и соприкасающихся с другими сэргэ), сопровождённые по сторонам (выше малых сэргэ) шестью серебряными людьми в национальных костюмах (поставленными по три — в центре мужчина, по сторонам от него две женщины — по обе стороны от среднего сэргэ). Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)».

Описание символики гербаИзображённое на гербе «Аар баҕах» — старинная коновязь, представляет символ богатства и благополучия, характеризует воплощение всех идей, побед и достижений народа в своём развитии.

Танцующие осуохай силуэты людей — это символ якутского национального праздника Ысыах, праздника души и единения всех народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия).

Национальный орнамент в виде ромбических фигур — символ воли и твёрдости духа народа в виде кристалла. Она, как вечный символ чистоты и холода северного края, характеризует богатство территории улуса, национальную и самобытную культуру населяющих её народов, её настоящее и будущее.

У якутского народа имеются свои знаковые числа: 3, 7 и 9.  Их можно объяснить так: 3 — начало становления и развития, 7 — устоявшаяся жизнь и возрождение нации, 9 — высшая стадия развития общества и любого этноса. Поэтому в данном случае подходит число 7 к количеству ромбиков и силуэту людей, обрамляющих щит данного герба.

Авторами и разработчиками герба являются: Уаров Иван Николаевич — помощник главы МО «Сунтарский улус (район»), Герасимов Афанасий Афанасьевич — народный депутат улусного Собрания, директор ЧП «Фотошоп», Миронов Александр Николаевич, заместитель главы МО «Сунтарский улус (район)» по социальному развитию.

Исторический экскурс

Трудно сказать, когда на территории Сунтарского улуса появились древние люди. Из материалов, собранных археологами, установлено, что 35 тыс. лет назад бассейн Вилюя был заселен позднепалеолитическими племенами дюктайцев. Они были охотниками на мамонтов и других плейстоценовых животных. В местности Куокуну была открыта стоянка людей позднего палеолита и раннего неолита, датированная примерно 8,5 тыс. – 4,9 тыс. лет до нашей эры.

Керамика и немногочисленные орудия из камня, найденные на стоянке у озера Бэрэ, свидетельствуют, что люди белькачинской культуры заселили территорию Сунтарского улуса примерно 5200-4100 лет назад и продолжали жить до раннего железного века.

Железный век начался с приходом древних тунгусов, пришедших на среднее течение Вилюя в течение I тысячелетия н.э. Они встретили аборигенное население, идентифицированное исследователями как юкагир­ское. В дальнейшем автохтонное население было ассимилировано тунгусами. Основным хозяйственным новшеством тунгусов было распространение олене­водства. Это событие открывает эру производящего хозяйства, заменившего присваивающее хозяйство охотников, рыболовов и собирателей.

Оленные тунгусы. Из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год.
Оленные тунгусы. Из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год.

Тунгусы разводили оленей довольно долго, пока на территорию улуса не стали массово проникать представители народа саха. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, когда это случилось. Скорее всего, это произошло во второй половине XVII века, так как по свидетельствам русских первопроходцев еще в 1630-х годах на территории Сунтарского улуса не было якутов.

С другой стороны, сохранившиеся предания говорят о более раннем прибытии якутских переселенцев. Причём, согласно этим легендам, они отнюдь не были мирно настроены по отношению к тунгусам. Связаны эти предания непосредственно с происхождением названия Сунтар.

46-4
Надземное захоронение удаганки. Участок Бэс-Шея. Фото Розалии Бравиной.

Так, по наиболее раннему варианту, записанному в середине XIX века, события происходили во времена Тыгына. Якуты, бежавшие от русских, прибыли к озеру, где встретили тунгусов во главе с шаманом Сунтаром. Якуты потребовали уступить им озеро. Однако Сунтар отказал. Якуты убили Сунтара, перебили и прогнали его соплеменников. Озеру «в память победы осталось имя прежнего владельца».

Согласно другому варианту легенды, записанному в 1925 г. Г.В. Ксенофонтовым, название селения Сунтар происходит от имени тунгусской шаманки: «Её дух до сих пор известен местному населению. По вечерам остерегаются произносить её имя».

Иваном Матвеевым в 2001 г. была издана книга «Былое и разду­мья о якутском селе». В ней он приводит пересказ исторического предания о Сунтаре. В нем Сунтар – шаман, глава эвенкийского рода. Они враждовали с туматами, прихо­дившими с севера. В неравном бою с ними и погиб Сунтар. В подтверждение боев на озере Сунтар Матвеев приводит факт, что при раскорчевке деревьев на острове в серд­цевине нескольких стволов были обнаружены железные стрелы.

Как бы то ни было, первым прибывшим в Сунтар русским землепроходцем был Ерофей Хабаров приблизительно в 1632-1636 г. За ним приехал Воин Шахов, занимавшийся разработкой Кемпендяйской соли с 1640 года. Так что можно сказать, что с первых лет освоения Якутии плодородная сунтарская долина притягивала к себе служилых людей. Особую ценность представляли меха и кемпендяйская соль. В 1736 году для изучения соляных источников приезжал Степан Крашенинников.

Ритуальная коновязь, поставленная шаманом при испрашивании кут ребенка бездетными супругами. Местность Кыыл муоhа, Кутанинский наслег. Фото Вильяма Яковлева.
Ритуальная коновязь, поставленная шаманом при испрашивании кут ребенка бездетными супругами. Местность Кыыл муоhа, Кутанинский наслег. Фото Вильяма Яковлева.

С середины XVIII века начинается история административно-территориального деления Сунтарского улуса. Также примерно в это время среди местных жителей активно проповедуется христианство. Первая церковь была построена в 1764 году в селе Сунтар протоиереем Василием Поповым.

С этим событием связано одно из преданий. Протоиерей был особо набожным человеком и всегда мечтал возвести в Сунтаре церковь, но средств на реализацию мечты у него не было. Однажды он увидел у местного ребёнка серебряные монеты, которыми он играл, думая что это игрушки. Выяснив, где были найдены монетки, Василий Попов раскопал с женой это место и нашёл клад с большим количеством серебра. На эти деньги и была построена церковь, простоявшая затем аж до революционных лет.

В 1801 году был официально образован Сунтарский улус. В его состав входили 8 наслегов: Жархан, Бордон, Нахара, Тойбохой и другие, носившие имена реально существовавших людей.

В 1854 году в улусе работала экспедиция Ричарда Маака, собравшая богатейший материал о культуре и традициях вилюйских якутов, а также о растительном и животном мире, географических и метеорологических условиях.

Часовня-склеп головы Сунтарского улуса Арынгах. Село Эльгяй. Из материалов Розалии Бравиной
Часовня-склеп головы Сунтарского улуса Арынгах. Село Эльгяй. Из материалов Розалии Бравиной

В апреле 1899 года из Сунтарского улуса выделяется Хочинский улус с центром в наслеге Тойбохой.

В 1910 г. в ходе реформы самоуправления русскоязычного населения Якутии во­лости были упразднены, в том числе и Нюрбинская. Она была разделена на Нюрбинскую и Сунтарскую сельские общества. В Сунтарское сельское общество вошли селе­ния Сунтарское и Ново-Александровское.

Самым знаменитым уроженцем Сунтарского улуса дореволюционного периода считается купец Георгий Терешкин. Он три срока избирался головой Сунтарского улуса. За время его правления укрепились хозяйственные связи с Олекминским округом, Сунтарский улус был подключен к телеграфной сети Восточной Сибири. Открытием почтовых контор в улусе голова способствовал развитию почтовой связи в Западной Якутии. Он, в качестве представителя от якутского народа, в 1900 году принимал участие во Всемирной выставке в Париже.

Терешкин на свои средства построил Шеинскую школу, здания Ботомойской Казанской и Шеинской Георгиевской церквей. Пожертвовал значительную сумму денег и имущества в Сунтарскую школу, Вилюйскую гражданскую больницу, Якутскую женскую гимназию, Спасский мужской монастырь, Хатын-Аринскую богадельню и др.

Гражданская война затронула и Сунтарский улус, однако больших кровопролитных стычек здесь не наблюдалось. Во многом это было заслугой легендарного в Якутии красного командира Ивана Строда. Будучи не только храбрым солдатом, но и искусным переговорщиком, он смог убедить местных повстанцев сложить оружие. Население оценило его поступок и отряд Строда, передислоцировавшийся затем к Олекминску, провожало большое количество жителей Сунтар.

В 1930 г. в результате районирования Якутской АССР были упразднены округа и укрупнены существующие улусы с преобразованием их в районы. В русле этих преоб­разований произошло объединение Хочинского и Сунтарского улусов в Сунтарский район. Административным центром вновь образованного района было определено село Сунтар.

В 1934 г. было проведено реформирование административно-территориального деления Сунтарского района с целью упразднения существующей чересполосицы на­слегов. В результате этого Сунтарский наслег был переименован в Аллагинский, а на­селение, проживающее вокруг села Сунтар было передано в состав Сунтарского сель­ского Совета. В результате всех этих изменений территория Сунтарского сельского Со­вета объединяло не только весь современный Сунтарский наслег, но и территорию Устьинского и Кемпендяйского наслегов.

В 1930-е годы в улусе проводилась коллективизация. Рассыпанные по местностям хозяйства концентрировали в поселковых зонах.

В годы войны из Сунтарского улуса в ряды Красной Армии было призвано около 1800 мужчин. Многие отличились в боях и получили награды различной степени.

План села Сунтар, 1959 год.
План села Сунтар, 1959 год.

В связи с очередной реформой административно-территориального деления Якут­ской АССР Сунтарский район с 1963 г. по 1965 г. входил в состав укрупненного Ле­нинского сельского района с центром в рабочем поселке Нюрба. Соответственно село Сунтар вернул себе статус административного центра района только в 1965 году.

3
0