«Жизнь в районах»: Усть-алданский маэстро Василий Парников и прославленный детский хор «Кэнчээри»

    0
    42

    Когда-то Василий Парников, слушая по радио песню в исполнении Большого детского хора СССР, подумал: «А разве наши дети  так не смогут?». И доказал потом всем своим творчеством – могут! Подробности — в продолжении «Паспорта Усть-Алданского улуса».


    Мы застали Василия Парникова за работой: в День музыки шла торжественная линейка во второй школе села Борогонцы. Вначале все ученики спели гимн Якутии. Потом каждый класс исполнил по отдельной песне. Правда, среди выступающих не было шестиклассников. Оказалось, они много шалили и «не заслужили своими поведением чести спеть». В этом весь Василий Степанович: ругаться не будет, но накажет так, что в следующий раз будет повадно. 

    «Кэнчээри»… Так называется образцовый детский ансамбль Российской Федерации, созданный Василием Парниковым, самородком-хормейстером, как отзываются о нем коллеги. Кто бы мог подумать, что наш герой кроме музыки преподавал историю, физкультуру и труд.

    В родной Наяхе

    Родился Василий Степанович в селе Наяха в мае 1945 года, когда вся страна ликовала после победы над фашистской Германией. Отец рано умер, а мать всю жизнь работала на ферме. Встать на ноги деятельному и талантливому пареньку помог интернат. Музыкальной школы не было, Василий заочно выучился на историка.

    В жизни самого маэстро тоже был великий учитель. Семен Васильев, хормейстер-самоучка, который вывел якутскую самодеятельность на уровень искусства. В 1963 году он создал хор в селе Наяха, который исполнял классические произведения, разбиваясь на шесть голосов. В 1967 году, то есть через четыре года после создания, наяхинский хор стал лауреатом Всероссийского музыкального конкурса, который проходил полвека назад в Иркутске.

    Это был первый успех якутян на всесоюзном уровне. Кто бы знал, что один из певцов коллектива добьется еще большего успеха и признания со своим детским хором на международном уровне. Теперь становится понятно, почему Усть-Алдан называют «Италией Якутии».

    Всегда есть свое мнение

    Выдающиеся люди не были бы такими, если бы всем вокруг нравились. Василий Степанович из тех, про кого говорят — «с характером». Не всем нравилось его «правдорубство», он не мог и по сей день не умеет льстить власть имущим. В советские годы не раз подвергался гонениям, потому что думал не как все. К примеру, он отрицал полезность «культурного употребления спиртных напитков». И даже спорил с разными докладчиками, которые продвигали эту пагубную идею в жизнь. Противоборствовал он так рьяно, что был уволен с работы, будучи отцом двоих маленьких детей. Дело дошло даже до выселения. Три месяца ходил без работы, пока не предложили должность во второй школе.

    Коллектив «Кэнчээри» 23 года существовал без своего репетиционного зала. Дети собирались в фойе, в коридорах. Первые девять лет за руководство хором Василий Степанович денег не получал. Только когда в 80-х получили звание «народного» хора, ему дали полагающуюся ставку.

    Я работал и работаю за идею, — говорит педагог.

    «У наших детей уникальные голоса»

    Василий Степанович может научить петь любого человека. К тому же он утверждает, что у якутских детей с рождения три голоса! Он доказал свои доводы, создав авторскую программу, по которой можно их выявить и натренировать.

    Это вы про кылысах? – спрашиваю.
    Про третий голос, который можно использовать и в фольклоре, и в академическом пении, — отвечает собеседник.

    — Что бы вы назвали самым трудным в вашей работе?
    — Поставить академический вокал не так уж сложно. Гораздо сложнее создавать большой коллектив, который бы стал единым целым организмом.

    Ему это удалось. «Кэнчээри», что означает в переводе с якутского «Отава», прогремел на весь Советский Союз.

    Заслуженная слава

    Первый крупный успех пришел к «Кэнчээри» в 1979 году, когда в Перми состоялся  Всероссийский детский музыкальный праздник. Якутяне – усть-алданский хор «Кэнчээри» и юные таттинские танцоры из ансамбля «Дружба», создали там большой ажиотаж. Пение гостей из северного края назвали академическим, а танцы «на классической основе»  удивили уважаемое жюри.

    Тогда детский хор впервые записали на радио, позвали на центральное телевидение в передачу «Веселые нотки». Потом был фестиваль в «Артеке» во время международной смены. За 40 дней «Кэнчээри» дал 14 концертов, привез 60 медалей. В 1985 году ансамбль попал в «Энциклопедию юного музыканта», выступал с концертом в Останкинском зале. 

    Своего кумира – хормейстера Большого детского хора Виктора Попова — Василий Степанович встретил на берегу Черного моря в 1989 году. Общение с известным хормейстером, обмен опытом – о чем еще мог мечтать простой сельский энтузиаст?

    Успехи у коллектива были не только в советские годы. Хор пел в Храме Христа Спасителя во время проведения Дней Якутии в Москве, выступали дети и в Санкт-Петербурге, а 2007 году добились признания на Международном фестивале «Хрустальная лира» во Франции. Заслуг и наград сельского коллектива не счесть.

    Мой собеседник вскользь упоминает о пережитом инфаркте, четырех операциях на сердце. Невозможно творить, если беречь главный орган от эмоций, переживаний и нагрузок. Но когда звучит музыка, все мирское отходит на второй план. Он посвятил ей свою жизнь, отдал ей свое любящее большое сердце.


    Проект «Жизнь в районах» рассказывает о людях, проживающих в улусах нашей республики. Именно они своими победами и проблемами создают жизнь на селе. Смотришь на них и веришь, что Якутия — бескрайняя, и ты сможешь жить, трудиться и развиваться где угодно. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Но они продолжают жить с любовью к своей малой родине — так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом.