Жизнь в одном окне: рождение и смерть зарегистрируют автоматически

0
68

Россиянам не придется подавать заявление на регистрацию и заполнять большое количество бланков при рождении ребенка или смерти члена семьи. Минэкономразвития изучило возможность предоставления ряда государственных услуг в проактивном режиме — то есть автоматически, без отдельных заявок с стороны граждан.


Как сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, в ближайшем будущем в такой режим переведут только две госуслуги, но позже их перечень могут расширить. Минкомсвязи совместно с Минэкономразвития уже начали подготовительную работу.

Обе услуги — регистрация рождения ребенка или смерть человека — были введены правительством в перечень государственных в декабре 2018 года. Они оказываются в центрах госуслуг (МФЦ) по принципу «одного окна» и через сайт. Сейчас для регистрации рождения ребенка заявителю необходимо оформить специальное заявление и приложить к нему ряд документов, которые затем передаются в МФЦ или в один из отделов ЗАГСа. Ситуация с регистрацией смерти аналогичная. Она оформляется в управлении актов гражданского состояния по месту жительства.

«В настоящее время обсуждаются возможные подходы к переводу указанных услуг в проактивный режим, в том числе в целях разработки необходимых нормативных правовых актов, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития. — В качестве пилотных были определены наиболее массовые и социально значимые услуги, процедура предоставления которых позволяет исключить участие заявителя для принятия органами власти необходимых решений».

Дальнейшее расширение перечня госуслуг, которые могут быть переведены в проактивный режим, будет рассматриваться после апробации двух вышеназванных. Как сообщил «Известиям» замглавы Минкомсвязи Максим Паршин, по каждой услуге будет подготовлена «дорожная карта».

«Мы выделяем 25 жизненных ситуаций (рождение ребенка, получение льгот, старт и развитие бизнеса и тому подобное), которые называем суперсервисами. Они объединяют около 200 отдельных услуг и в совокупности покрывают не менее 90% взаимодействий граждан и предпринимателей с государством. Мы сформулировали целевое состояние таких суперсервисов: онлайн, автоматически, без участия чиновника, проактивно, без бумаги (по реестровой модели), через привычный канал (веб, мобильное приложение или соцсеть)», — сказал замминистра.

Он добавил, что перечень суперсервисов разослан по федеральным органам исполнительной власти.

По мнению директора Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрея Покиды, подобную схему возможно организовать при условии налаживания межведомственного взаимодействия.

«Если мы говорим про регистрацию при рождении ребенка, то технически это возможно. В роддоме хранятся все необходимые сведения о матери новорожденного. Всё зависит от согласования обмена данными между ведомствами, чтобы они автоматически поступали в службу ЗАГСа и другие необходимые органы, — считает эксперт. — Более сложным является вопрос регистрации смерти, ведь здесь врачам придется собирать больше данных об умершем и передавать их далее».

Популярность получения государственных услуг в электронной форме с каждым годом возрастает. Согласно данным Росстата, по итогам 2017 года 64,3% граждан использовали электронные государственные и муниципальные услуги. Показатель на 4,3% превысил план на 2017 год. Лидерами стали Московская область (86% респондентов из числа получавших государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев указали, что делали это через интернет), Ямало-Ненецкий автономный округ (86%), Республика Татарстан (81%), Красноярский край (80%) и Республика Тыва (79%). Данные за 2018 год пока не собраны.