В послевоенные годы в СССР началось небывалое промышленное освоение просторов страны. Одна за одной начинались крупные промышленные стройки. Возводились фабрики, заводы, города. Все строилось не просто быстро, а в кратчайшие сроки. Сдать объект раньше намеченной даты, перевыполнить план становилось делом чести. Для этих целей требовались огромные человеческие ресурсы. Одной из форм их мобилизации стали ударные комсомольские стройки, на которые призывалась молодежь со всех уголков огромной страны. Стройки были разных масштабов - от городских, до региональных. Самым значимым присваивался статус Всесоюзных. Они не только давали молодежи возможность заработать, но и проверить себя на прочность, получить профессиональный опыт и просто почувствовать себя частью большого дела.
О наиболее крупных комсомольских стройках, проходивших на территории Якутии - в спецпроекте ЯСИА.
21 августа 1954 года геологом Ларисой Попугаевой в Якутии было открыто первое в СССР коренное месторождение алмазов - кимберлитовая трубка «Зарница». 13 июня 1955 года была открыта трубка «Мир», затем еще несколько месторождений алмазов, ставших основой отечественной алмазодобывающей промышленности.
Первые дома Мирного
4 января 1957 года коллегия Министерства цветной металлургии СССР приняла постановление «О промышленном освоении вилюйских алмазных месторождений», в котором было записано: «Строительство промышленных предприятий по добыче алмазов и связанных с ним объектов сосредоточить на трубке «Мир» и россыпях лога Хабардина и реки Ирелях».

На сооружение объектов алмазодобывающей промышленности было выделено более 70 миллионов рублей. Надо было построить за год 2500 квадратных метров жилья, столовую, магазин, амбулаторию, баню, пекарню, возвести обогатительные фабрики, электростанцию, плотину на реке Ирелях, создать строительные базы в Мирном и Мухтуе и приступить к опытной добыче алмазов из кимберлитов трубки «Мир». В этом же году на месте будущего карьера «Мир» и города Мирный появились ряды палаток, в которых жили первостроители алмазного города.

В 1957 году был создан трест «Якуталмаз», тогда же был образован первый комсомольско-молодежный коллектив на обогатительной фабрике №2. Строительство драги № 201 было объявлено городской ударной комсомольской стройкой. В этом же году фабрика дала первые алмазы.
Строительство Мирного
В 1958 году областной комитет ВЛКСМ выступил с призывом: «Молодежь – на алмазы!» Сотни юношей и девушек из разных уголков страны и Якутии откликнулись на него. В начале 1958 года в Мирный приехали более двухсот комсомольцев и просто молодых людей со всех уголков Советского Союза.

Это отражено в топонимике города. К примеру, Московскую улицу строили москвичи, Ленинградскую, ныне Ленинградский проспект - посланцы из Ленинграда. Одна из первых улиц, появившихся в городе Мирном - улица «Комсомольская» - названа в честь первых строителей города, приехавших по комсомольским путевкам.

В начале 1959 года XXI съезд КПСС утвердил семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы. Была поставлена задача создать в Якутии крупный центр алмазодобывающей промышленности. 13 марта 1959 года состоялся VI пленум обкома ВЛКСМ, который определил основные направления участия комсомольцев и молодежи в борьбе за выполнение семилетнего плана.


Строительство Мирнинского горно-обогатительного комбината было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой: 60 % работающих там составляла молодежь, приехавшая по комсомольским путевкам.
Обогатительная фабрика
В 1967 году в 60 километрах от поселка Айхал, на трубке «Удачная» был создан прииск «Удачный». Сначала здесь построили фабрику №11, которая в августе 1967 года дала первые алмазы. Затем развернулось масштабное строительство самого крупного алмазодобывающего предприятия страны – фабрики №12
Удачнинского горно-обогатительного комбината.

Комсомольская организация республики взяла шефство и над строительством Удачнинского ГОКа. В 1970 году решением ЦК ВЛКСМ возведение фабрики № 12 Удачнинского ГОКа было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Свой призыв объявил и Якутский обком ВЛКСМ.

Стройка длилась всего шесть лет – небывалые по тем временам темпы. В 1976 году комсомол Якутии отрапортовал XXV съезду КПСС о том, что на на Всесоюзной ударной комсомольской стройке - фабрике № 12 Удачнинского ГОКа получены первые алмазы.
Решение о строительстве гидроэлектростанции на реке Вилюй для освоения алмазных месторождений Якутии было принято в 1958 году, тогда же создано специализированное строительно-монтажное управление «Вилюйгэсстрой».
Начало строительства Вилюйской ГЭС
В марте же появились первые строители на створе Вилюйской ГЭС — из самолета АН-2 вышли четверо плотников во главе с прорабом П.В. Горбуновым, посланцем «Ангаргэсстроя». Будущий поселок нарекли Чернышевским.

В 1960 году начато строительство Вилюйской ГЭС на реке Вилюй, объявленной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Со всех республик Советского Союза в Якутию устремилась молодежь. Возглавлял строительство Евгений Батенчук. Народу было много, одних строительно-монтажных управлений было восемь. Костяк рабочих и специалистов составляли люди, прибывшие из Иркутской области и с Украины, имевшие опыт строительства Абаканской и Кременчугской ГЭС.
Когда началось строительство Вилюйской ГЭС, Якутский обком комсомола обратился к молодежи с призывом поехать на строительство первенца якутской гидроэнергетики. с первым отрядом на стройку прибыли Пятьдесят комсомольцев.
Строительство ГЭС
Всего на этой грандиозной стройке работали более трёх тысяч человек. Было много комсомольцев и молодежи, парней и девчат. Здесь зародилось и начиналось движение комсомольско-молодежных коллективов среди экскаваторщиков, бульдозеристов, водителей самосвалов, бригад бетонщиков. Между ними было налажено социалистическое соревнование. Жили поначалу в бараках и в огромных палатках по 50 человек. По мере того, как Чернышевский строился и становился все больше похожим на поселок, переселялись в новые дома. К 1964 году в поселке стояло несколько кварталов жилых домов, куда переселились строители. Приехавшие на стройку комсомольцы вспоминали, что в это время все бараки и ПДУ были благоустроенными с центральным отоплением и холодной водой.
Строительство Вилюйской ГЭС происходило в зоне вечной мерзлоты, в суровых климатических условиях. Работали по 12 часов в сутки без выходных и праздников.
Автоколонна на строительстве ВГЭС
Несмотря на невероятную сложность проекта и отсутствие опыта возведения гидросооружений в подобных условиях, стройка велась с беспрецедентной скоростью: всего 7 лет понадобилось специалистам, чтобы пустить первый энергоблок.

Даже для Советского Союза, где перевыполнение плана было делом чести, это были рекордно короткие сроки. Чтобы в них уложиться, потребовались героические усилия строителей.

К концу 1968 года первая очередь Вилюйской ГЭС была сдана в эксплуатацию. Появление мощной электростанции навсегда изменило Якутию: стало возможным развитие алмазной индустрии, золотодобычи, работа фабрик, рудников. Кроме того, строительство Каскада ВГЭС дало стране и всему миру неоценимый опыт строительства мощнейших гидросооружений в зоне вечной мерзлоты.
Начало Всесоюзной ударной стройке дал прошедший в 1974 году XVII съезд ВЛКСМ. По комсомольским путевкам на строительство БАМа ехала молодежь со всей страны: каждый хотел поучаствовать в самом масштабном проекте тех лет.
Путевка одного из бойцов "Якутского комсомольца"
Параллельно с большим БАМом строился Малый – так принято называть железнодорожную линию Тында – Беркакит (Нерюнгри), соединяющую основную линию БАМа с Транссибом и угледобывающим районом Якутии. Сегодня он является южным участком АЯМа, связывающим Якутию с БАМом и Транссибом.
В строительстве принимали участие молодые люди со всего Советского Союза, в том числе и комсомольцы Якутии. Головной якутский отряд проводили из Якутска 15 мая 1974 года. Через несколько месяцев сформировали еще один. Позже они объединились, и славное имя «Якутский комсомолец» стало неотъемлемой частью истории великой стройки.

Поначалу якутяне были заняты на самых простых работах, но потом отряд дал республике первых профессиональных путейцев из числа местного населения.
На строительстве станции "Беленькая"
БАМовская эпопея якутян началась на месте будущей станции «Беленькая» летом 1974 года – с двух десятиместных палаток да пары вагончиков посреди моря тайги. Здесь первый якутский отряд возводил мостовые переходы под производственную автодорогу до Тынды, по которой должны были завозиться материалы для строительства железной дороги. В сентябре-октябре якутян перебросили в Тынду, затем в Могот.

Тем временем в Якутске был сформирован второй якутский отряд «Сарыал». В ноябре его направили в город Шимановск Амурской области. Позже, в феврале, в Нагорном два якутских отряда объединились в один – «Якутский комсомолец». Якутяне рубили лес под просеку от Лапри до Нагорного, затем работали на строительстве нового поселка.
Весной 1976 года просека до Нагорного была закончена. И тогда бойцам «Якутского комсомольца» объявили, что с их плотницким прошлым покончено: руководство республики посчитало, что Якутии нужны свои железнодорожные строители, и приняло решение направить их в Тынду учиться специальности «монтер пути».
Укладка "золотого звена" на разъезде "Якутский"
Спустя три месяца, в мае 1976-го, всем отрядом сдавали экзамен. Сдали на «отлично» и в августе приступили к укладке путей.

Чтобы новоиспеченные путейцы набрались опыта, их прикрепили к бригаде под руководством заслуженного строителя РСФСР Карена Гараева, которой было поручено вести железнодорожные пути до разъезда «Якутский».

«Золотое звено» на границе Амурской области и Якутской АССР (разъезд «Якутский») было уложено 2 ноября 1976 года, но укладку завершили раньше - 29 октября в день рождения комсомола. За право участвовать в исторической укладке боролись несколько десятков трудовых бригад, получили его только 8 коллективов и 37 победителей в индивидуальном трудовом соревновании. Среди них – бригада Гараева, в которую входил «Якутский комсомолец». Именно они монтировали «золотое звено».
Разъезд "Якутский", 29 октября 1976 года
После этого «Якутский комсомолец» самостоятельно повел железную дорогу дальше, до Беркакита. К 19 декабря 1976 года привели «железку» до станции «Нагорная», а весной двинулись на «Золотинку» и «Беркакит».
Освоение станции «Беркакит» - конечной точки Малого БАМа - началось в декабре 1975-го. К моменту, когда туда начали тянуть железную дорогу, строительство станций и нового города Нерюнгри вели ударные комсомольские отряды из центральных районов России, Белоруссии, Украины и других союзных республик. В их числе трудился еще один республиканский отряд - «Юность Якутии».

29 октября 1977 года бойцы отряда «Якутский комсомолец» уложили в Беркаките последнее «золотое звено» и завершили строительство северной ветки БАМа. Официально строительство Малого БАМа завершилось 28 декабря 1979 года в день, когда Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию «Тында – Беркакит».
Встреча поезда на станции "Нагорная"
Малый БАМ обеспечил доставку грузов для строительства основной магистрали, сделал реальным строительство АЯМа, появилась возможность вывозить ценный уголь Южной Якутии. С открытием сквозного движения по БАМу открылись новые перспективы индустриального и социального развития региона, прежде всего строящегося Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Линия сыграла ключевую роль в строительстве главной магистрали – соединила ее с Большой землей, обеспечив подвоз необходимых грузов и оборудования.
Южно-Якутский территориально-производственный комплекс начал строиться в середине 70-х в местах разведанных запасов коксующихся углей, железной руды, золота, молибдена, никеля и меди. Толчком к освоению этих, разведанных еще в 60-годы запасов, стал концессионный договор с Японией на поставку угля.
Угольное месторождение в Нерюнгри
В соответствии с соглашением между СССР и Японией, строительство комплекса велось на компенсационной основе. Япония вкладывала в строительство кредит в 450 млн долларов. В счет погашения кредита предусматривалась поставка из Нерюнгриинского угольного разреза 100 млн тонн угольного концентрата Японии, из них – уже в 1985 году – 3,5 млн тонн. Параллельно нерюнгринский уголь должен был поступать на предприятия Якутии и Дальнего Востока.

Поскольку стройка была концессионная, то и сроки ставились жёсткие. Поэтому было принято решение объявить Южно-Якутский ТПК Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В апреле 1974 года в шахтерском поселке Нерюнгри, где тогда жило около тысячи человек, приказом министра угольной промышленности СССР Б. Братченко была создана дирекция строящихся предприятий Южно-Якутского территориально-производственного комплекса и комбината «Углестрой». В Нерюнгри начали прибывать рабочие и специалисты из разных угольных бассейнов страны.

По вопросам строительства Южно-Якутского территориально-производственного комплекса было принято 11 постановлений ЦК КПСС.
На месте будущего разреза "Нерюнгринский"
Основополагающим было совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 апреля 1975 года «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса», в котором был утвержден перечень объектов: угольный разрез на 13 млн тонн угля, обогатительная фабрика на 9 млн тонн, производственная база, железная дорога Тында-Беркакит-Угольная, Нерюнгринская ГРЭС, объекты тепловодоснабжения, очистные сооружения, автодороги, коровник на 800 голов, птицефабрика на 50 тысяч кур-несушек, тепличное хозяйство на 60 га, завод КПДС, нефтебаза, город Нерюнгри на 100 тысяч жителей с необходимым набором объектов социального и бытового обслуживания.


По масштабам аналогов строительству Южно-Якутского ТПК не было не только в Якутии, но и в стране. Это был первый промышленный комплекс в зоне БАМа. На его строительство предусматривалось 3 млрд 695,4 млн рублей, из них – 2 млрд 683, 2 млн – на угольный комплекс, 380,2 млн – на железнодорожную линию Тында – Беркакит, 632 млн – на Нерюнгринскую ГРЭС. Предполагалось, что к 2010 году Южно-Якутский ТПК превратится в крупнейшую Дальневосточную угольно-металлургическую базу, дающую 30 млн тонн угля в год. Для сравнения: в 2017 году во всей Якутии было добыто около 17 млн тонн угля.
Нерюнгринская ГРЭС
В технико-экономическое обоснование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса Министерство угольной промышленности СССР включило ряд дополнительных объектов строительства, в том числе сельхозкомплекс, хлебозавод, молокозавод, колбасный цех, аэропорт. Уже 15 июля 1975 года состоялся торжественный митинг, посвященный началу строительства нового города Нерюнгри.
С первых дней строительства ЦК ВЛКСМ объявил его Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда по комсомольским путевкам направляли строителей из Донецка, Караганды, Кемерово, союзных республик. У каждого отряда был свой участок работ – грузины и украинцы строили Нерюнгринскую ГРЭС, отряд комсомольцев из Белоруссии имени Кедышко – станцию «Золотинка». Якутский отряд «Юность Якутии» - Беркакит. Всего в строительстве Южно-Якутского ТПК участвовали представители более 70 национальностей. Создавались комсомольско-молодежные комитеты, каждый год на стройку приезжали тысячи комсомольцев. К 1985 году там работали уже более 280 стройотрядов.
Одним из крупнейших объектов ТПК стала Нерюнгринская ГРЭС. На стройке трудились 116 комсомольских коллективов. Комсомольцы работали ударно, всегда были на передовых позициях.
Строительство Нерюнгри
Строительство электростанции в поселке Серебряный Бор началось в 1980 году. Главным назначением станции было энергоснабжение Южно-Якутского ТПК с использованием промпродукта – отработки после получения кокса.
23 марта 1981 года на ее строительство прибыл объединенный комсомольский отряд имени XXVI съезда ВЛКСМ, сформированный ЦК ВЛКСМ Грузии и Украины в составе Всесоюзного комсомольского отряда имени XXVII съезда КПСС. Первый энергоблок был запущен в 1983 году, с пуском третьего энергоблока в 1985 году мощность станции составила 570/630 МВт.
В 1981 году ввели первую очередь обогатительной фабрики, в 1983 был получен первый угольный концентрат. 1984 году начала работать обогатительная фабрика коксующегося угля.
Встреча первого поезда в Беркаките
Параллельно шло строительство Малого БАМа, который должен был открыть путь к нерюнгринскому углю.

В 1977 году отряд «Якутский комсомолец» досрочно завершил строительство железнодорожной линии Тында- Беркакит, началось строительство ветки Беркакит -Томмот, которое положило начало Амуро-Якутской магистрали. В 1983 году по железной дороге отправился первый вагон с угольным концентратом – на 2 года раньше поставленных партией сроков.


С 1978 года в Амгинском улусе начался период возрождения заброшенных сел, освоение целинных земель. В 1980 году по инициативе первого секретаря райкома КПСС Максима Сибирякова был объявлен комсомольский призыв для освоения целинных земель в долине реки Амги для развития сельского хозяйства республики.
Первый республиканский ударный комсомольский отряд первоцелинников
На XXX областной комсомольской конференции освоение долины реки Амги было объявлено республиканской ударной комсомольской стройкой. На освоение целины были привлечены ударные комсомольские отряды, сформированные по инициативе комсомольских комитетов.
По задумке Сибирякова, в Амгинском районе должны были быть построены пять целинных поселков, на базе которых планировалось развивать производство зерновых, мяса, молока и кормовой базы.
Первым из них стало село Мэндиги – именно там 6 апреля 1982 года высадился первый комсомольский десант. На тот момент в селе было только пять жилых домов, в которых жили десять человек. Комсомольцам предстояло вдохнуть жизнь в заброшенное село, превратив его в крепкое колхозное хозяйство.
В составе Первого республиканского ударного комсомольского отряда первоцелинников в Амгу приехали 27 комсомольцев из 17 районов республики, 13 из них были местные, амгинцы. Первоцелинников выстроили в ряд и торжественно вручили им нагрудные ленты и книгу Николая Островского «Как закалялась сталь».
I секретарь Амгинского РК КПСС М.Сибиряков, I секретарь Якутского ОК ВЛКСМ А.Акимов, I секретарь Амгинского РК ВЛКСМ И. Дмитриев в Мэндиги, 1984 год
Далее началась работа – комсомольцы засеивали луга семенами многолетних трав, чтобы сформировать полноценную кормовую базу для крупного рогатого скота, параллельно строили село. В апреле 1983 года в местность Сэргэ-Бэс был направлен второй отряд, составленный из представителей 10 районов ЯАССР. Комсомольские стройки велись в течение пяти лет. За Мэндиги и Сэргэ-Бэс, последовали Олом-Кюель, Лэги и Булун.

Только в 1982 году руками комсомольцев было освоено 600 га залежных земель под зерновые, 280 га – кормовые, 105 га – под многолетние травы и 400 га под чистый пар. В 1983 году силами второго отряда, прибывшего в местность Сэргэ-Бэс было вспахано под зерновые – 700 га, под кормовые – 180 га, под многолетние травы – 105 га и 400 га под чистый пар.

Успешное освоение целинных земель параллельно шло в Алексеевском (ныне Таттинском) районе, где было создано комсомольско-молодежное отделение Дайа-Амга совхоза «Таттинский» из бойцов третьего ударного отряда.

С каждым годом поднимать Амгинскую целину приезжало все больше комсомольцев – в 1984 года в местность Булун прибыл четвертый отряд, созданный из выпускников ПТУ республики, в котором было уже 54 человека.
Перед началом полевых работ
Отделение Мэндиги, куда в 1982 году были направлены первые посланцы, в апреле 1984 года было преобразовано в самостоятельный совхоз – ОПХ «Мэндигинское». Формировались самостоятельные совхозы и на базе других поселков. ОПХ «Мэндигинское» и совхоз «Целинный», созданный на базе Сэргэ-Биэс, занимались зерноводством и разведением кормовой базы. Три филиала «Целинного» в Олом-Кюеле, Лэги и Булуне специализировались на животноводстве.
В 1984 году "Мэндигинское" произвело кормов - 616 тонн, зерновых 355 тонн, мяса – 165 тонн, валовый надой молока составил 204 тонны.

Сегодня по разному оценивают это начинание, есть мнение, что, мол, комсомольцы не привнесли ничего нового, освоением сельхозземель здесь занимались и до них. Но факт остаётся фактом – спустя пять лет после объявления целинного освоения земель, в Мэндиги жило уже порядка 400 человек. Совхозы перевыполняли государственные планы по сдаче мяса и молока. Сегодня из пяти целинных поселков остались два: Мэндиги и Сэргэ-Бэс. Остальные закрылись.
Депутатский ГОК- последняя большая стройка в Якутии. Окончание строительства пришлось на годы перестройки, когда вся страна жила на пороге коренных перемен. Возможно, поэтому ее значение для промышленности страны так и не было оценено до конца.
Прииск "Депутатский"
Строительство будущего флагмана оловодобычи в стране началось не на голом месте. Первые открытия оловянных руд были сделаны еще в 1936 году недалеко от поселка Батагай.

Месторождение "Депутатский" было открыто геологами в 1947 году. В 1951 году на этом месте был основан прииск, старательские работы на котором, вели заключенные сотрудники и заключенные «Дальстроя». В 1977 году прииск "Депутатский" был переименован в предприятие - Депутатский ГОК. Первый ГОК работал на россыпях, олово там добывали старательским способом. С годами все острее ставился вопрос о необходимости государственной добычи олова и снижении старательской доли.

В 1979 году Советом Министров СССР было принято решение о строительстве Депутат­ского оловорудного комбината на базе рудного месторождения. Это стало одной из важных задач одиннадцатой пятилетки. Бюро обкома КПСС постановило: считать строительство Депутатского ГОКа, ввод его пускового комплекса в 1986 году важнейшей задачей всех хозяйственных организаций, партийных, профсоюзных и комсомольских органов республики.
Депутатский ГОК
-Однако, несмотря на это, стройка продвигалась с трудом. Она велась в условиях Заполярья вдали от промышленных комбинатов, где изготавливается оборудование, от магистральных дорог. Материалы и оборудование поступали в Депутатский с 360 предприятий СССР сначала речным и воздушным транспортом, потом - по зимникам. Сказывались и суровые условия, и отсутствие необходимого количества людей. За 1979-1982 годы было произведено 3 тысячи погонных метров выработки по пусковому комплексу рудника Западный, введены в эксплуатацию 46 объектов, в том числе - цех крупнопанельного домостроения, 11 тысяч квадратных метров жилья, автодорога Куйга-Депутатский. Но даже с учетом этого, освоена была лишь 20-я часть выделенных средств.



В 1983 году был поставлен вопрос об ускорении строительства. Строительство Депутатского ГОКа перешло к тресту «Депутатстрой». В сентябре этого же года здесь состоялось выездное заседание Якутского обкома партии.
Коллектив Депутатского ГОКа на первомайской демонстрации
11 сентября в республиканских партийных газетах было опубликовано официальное сообщение обкома КПСС «Ускорить строительство Депутатского ГОКа!», в котором была поставлена задача ввести мощности первой очереди в четвертом квартале 1986 года. Сопутствующей задачей стало ускорение строительства жилья, объектов соцкультбыта, развития производственной базы.

В числе конкретных мер по ускорению строительства ГОКа руководство Якутии в лице тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Юрия Прокопьева поставило вопрос об объявлении стройки ударной. Центральным комитетом ВЛКСМ стройке был присвоен статус Всесоюзной ударной комсомольской.


После выездного заседания обкома КПСС бюро обкома комсомола провело свое. Вскоре был сформирован отряд добровольцев из разных районов Якутии имени 40-летия Победы. Из Казахстана приехал отряд имени XXVII съезда КПСС, приезжали стройотряды из Украины, Белоруссии.
ШСУ Депутатского ГОКа
На въезде в Депутатский появились вывески «Комсомол гарантирует досрочный пуск ГОКа», «Здесь работает ударный отряд имени 40-летия Победы». В летний сезон также работали строительные отряды. На строительстве оловорудного комбината трудились комсомольцы из Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Прибалтики, всего там работали представители 40 национальностей. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, в данном случае объявление стройки ударной комсомольской себя не оправдало – многие из приехавших комсомольцев вскоре уехали.

Значительную помощь оказало объединение «Якутзолото» – в строительстве участвовали представители всех отделений – «Алданзолото», «Индигирзолото», «Джугджурзолото», «Куларзолото». К концу 1985 года строительство вышло на запланированные ускоренные показатели. Было решено построить вторую мощность, которой изначально не было в проекте. Появились новые цели: пуск половинной мощности первой очереди оловорудного комбината, первая очередь, вторая очередь.
23 октября 1986 года газета «Социалистическая Якутия писала: «На строительстве Депутатского ГОКа развернуто социалистическое соревнование под девизом «Получить концентрат установленной кондиции к 25 декабря 1986 года!». В нем участвуют 50 бригад из всех строительных и монтажных управлений, занятых возведением Депутатского ГОКа".
Депутатский ГОК
В конце 1986 года была пущена половинная мощность первой очереди Депутатского оловорудного комбината, на год раньше установленного срока. С вводом Депутатского ГОКа, Якутия стала основным поставщиком олова в СССР, а страна перестала импортировать олово.

В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986- 1990 годы и на период до 2000 года, принятым XXVII съездом КПСС появилась строка: "Завершить строительство Депутатского ГОКа в Якутской АССР".
На 1986-87 годы пришелся расцвет поселка. Работали три оловодобывающих прииска, на каждом по два-три промприбора, Центральная обогатительная фабрика и Цех обжига извести - вспомогательные предприятия Депутатского ГОКа. В поселке проживало около 15 тысяч человек.
Первая мощность Депутатского ГОКа была введена в 1989 году
1987 год был объявлен Годом усиленного социального благоустройства, увеличены средства на эти цели, были построены многоэтажные дома серии «Арктика», новая школа с бассейном и детский сад, магазины, столовая. В 1990 году закончилось строительство дороги жизни Усть-Куйга – Депутатский, благодаря которой грузы в поселок стали доставляться круглогодично.

К сожалению, вслед за этим началась стремительная стагнация. В 1993 году из-за аварии на электростанции поселок был заморожен. Закрылись несколько микрорайонов. Люди начали покидать Депутатский. Рудник "Западный" - одна из составляющих Депутатского ГОКа - продолжил свою работу. Последовавший затем экономический кризис повлек падение цен на олово и дальнейший отток населения. В поселке осталось жить не более пяти тысяч человек. В конце 90-х закрылся рудник "Западный». Сегодня Депутатский ГОК полностью законсервирован.
С распадом Советского Союза ударные комсомольские стройки ушли в прошлое, как и сам ВЛКСМ. С тех пор их значение не раз переоценивалось, но мало кто будет отрицать, что благодаря массовому участию комсомольцев стало возможным строительство крупнейших объектов и, как следствие - стремительное промышленное развитие Советского Союза. Сегодня ударные стройки возрождаются, но уже в другом качестве. Летом этого года в Якутии стартовала самая крупная в стране студенческая стройка "Север" на Чаяндинском месторождении. А значит, идея ударных строек продолжает жить.
Над проектом работали:
Текст: Галина Мозолевская, Ирина Васильева
Дизайн: Роман Данилов
Верстка: Галина Мозолевская
ЯСИА благодарит за помощь в подготовке материала библиотекаря села Мэндиги Матрену Захарову, жителей поселка Депутатский Владимира Шостака и Светлану Ефремову, пресс-службу "Якутскэнерго".
© ЯСИА, 2018