Цифровой диктант: Сергей Гребенников о создании и продвижении онлайн-проекта

0
100

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников рассказал о специфике продвижения больших онлайн-проектов, подготовке сложного контента и уровене цифровой грамотности в России, а также пригласил всех принять участие в Цифровом диктанте-2020.


Сергей Гребенников — директор регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). Руководитель всероссийского национального проекта «Цифровой диктант».

В 2020 году Цифровой диктант пройдет с 28 марта по 11 апреля. Все желающие смогут пройти онлайн-тестирование на сайте акции: цифровойдиктант.рф.

Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 — Сразу к делу. Представим, что кто-то из наших читателей решит взять на себя похожий проект — проверять знания большого пласта людей во всех регионах России прямо в онлайне. Какую самую сложную задачу — на ваш взгляд — ему предстоит решить?

За проведением таких масштабных акций, как «Цифровой диктант», всегда стоит большая работа: от разработки глобальной методологии тестирований до продумывания каждого краткого уведомления в личном кабинете. Но самая сложная задача, конечно, сделать проект действительно полезным для людей, чтобы он отвечал их потребностям и они хотели принять в нём участие.

— Расскажите, пожалуйста, о технической специфике подготовки к Цифровому диктанту: чем этот запуск отличается, например, от запуска интернет-магазина?

Принципиальное отличие социальных проектов от коммерческих в том, что в них нет цели продать что-то пользователю. Мне кажется, что именно это усложняет задачу. Наша цель: вовлечь, заинтересовать и объяснить, почему цифровая грамотность важна для каждого пользователя в его повседневной жизни. И всё это нужно сделать через, с одной стороны, простой, а другой — продуманный до мелочей сайт.

— Наша любимая часть — про домен. Почему выбрали именно зону .рф и регистрировали ли аналоги в других зонах?

Тут всё просто. Цифровой диктант — всероссийская акция, поэтому мы, ни секунды не сомневаясь, выбрали для своего сайта национальные домены .РФ и .RU. Когда пользователи видят цифровойдиктант.рф и digitaldictation.ru, они сразу понимают масштаб проекта и чувствуют себя частью чего-то большого и глобального.

— Вопрос не на засыпку: что такое SSL? Хорошим ответом считаем первое, что приходит вам в голову. Как бы вы объяснили абсолютному новичку, чем отличается SSL от HTTPS?

Если играть в ассоциации, то в голову приходят слова: надежность и безопасность сайта. И, честно говоря, я убежден, что рядовому пользователю этого достаточно. Человек не обязан знать теорию со сложными аббревиатурами, гораздо важнее понимать, что сайту с https доверять можно, а на сайтах с http нужно быть гипервнимательным и не оставлять там свои данные.

— Профессиональный интерес про контент: как вы готовите и откуда вообще берете содержание цифрового диктанта?

Наши тестирования комплексные и строятся на основе множества показателей: от простых навыков подключения к интернету до совершения финансовых операций онлайн. Чтобы наши вопросы были максимально валидными, помимо наших методистов к их составлению мы привлекаем профильных экспертов. Например, если мы хотим задать вопрос про домены, мы, конечно, обращаемся к экспертам Координационного центра доменов .RU и .РФ.

— А вы сами участвуете в диктанте? Какие у вас результаты? 😉

Конечно! Мне всегда интересно узнать, как обстоят дела с моей цифровой грамотностью. Несмотря на то, что я давно работаю в отрасли, это не делает меня менее подверженным, например, интернет-мошенничеству. Новые схемы появляются каждый день и становятся все более изощренными. Цифровой диктант — отличная возможность проверить без реальной угрозы, правильно бы я поступил в той или иной ситуации и узнать, как нужно было поступить на самом деле.

В прошлом году, я набрал 8 баллов из 10 возможных. Как мне написали в рекомендациях, мне есть к чему стремиться. Проверим, удалось ли мне повысить свой уровень за прошедший год.

— Поделитесь, пожалуйста, статистикой — как в России обстоят дела с цифровой грамотностью?

По итогам Цифрового диктанта 2019 года среднее значение уровня цифровой грамотности всех участников акции составило 7,15 из 10 баллов. Наибольшие сложности у прошедших Диктант вызвали вопросы, касающиеся кибербезопасности (средний балл — 6,7): только 37% пользователей продемонстрировали высокий уровень знаний в этой категории. Вопросы, связанные с цифровыми устройствами, программами и интернет-сервисами, входящие в блок «Цифровое потребление», оказались для участников самыми простыми (средний балл — 7,81).

Но, нужно понимать, что участие в акции добровольное, поэтому мы говорим про средний уровень цифровой грамотности участников Цифрового Диктанта, а не всех россиян. Если же говорить о масштабе, то всего в прошлом году в акции приняли участие около 40 000 чел. из всех субъектов РФ, а в этом, по прогнозам, мы ждем уже в 2,5 раза больше участников.

— «Диктант» для большинства ассоциируется с уроками локального языка — например, русского. При этом в сфере IT основной язык — английский. Может ли человек без знаний английского быть «отличником» в вашем проекте, как думаете?

Безусловно, может. Вот без знания русского языка, пожалуй, будет трудновато. Единственные знания английского, которые могут пригодиться — это знание таких слов, как «хештег», «фишинг» и «фейки» Но, согласитесь, эти слова в наше время знают даже дошкольники.

— Как считаете, может ли очень крутой специалист из диджитала взять и завалить диктант? Например, я всю свою школьную жизнь была звездой русского языка, а вот ЕГЭ почти провалила.

Как я уже говорил, близость к IT-отрасли еще не показатель высокого уровня цифровой грамотности. Тут важно разграничить цифровую грамотность с программированием и другими профильными дисциплинами. Человек может быть высококвалифицированным специалистом, но не знать, как безопасно делать покупки в интернет-магазинах и какие персональные данные не стоит выкладывать в интернет.

— Ваш проект по своей сути уникальный. Это не конференция, не тест на знание определенной рекламной системы, который часто сдают интернет-маркетологи, это не инфопродукт в его классическом понимании и не обязаловка для специалистов. Как вам удается набирать столько участников? Какие маркетинговые форматы для вас оказались самыми эффективными?

Я бы не стал выделять какой-то один формат. Они скорее работают комплексно и позволяют охватить разные целевые аудитории. Мы ведем социальные сети проекта, делаем рассылки и партнерские спецпроекты. Касательно трафика, наиболее успешными я бы назвал как раз последние. Например, в прошлом году особенно «выстрелил» спецпроект с сайтом Пикабу. В этом году у нас тоже припасено несколько таких козырей.

Но дело не только в маркетинговых форматах. Популярность Цифрового диктанта обусловлена еще и тенденцией к обучению. Обладать высоким уровнем цифровой грамотности сейчас не только полезно, но и модно.