Благодаря движению WorldSkills, в Якутии, да и во всей стране, среднее образование вновь начало считаться престижным как среди выпускников, так и их родителей. Какие плюсы движения особенно ценят работодатели? Нужно ли огранщику алмазов знать основы философии? Могут ли предпенсионеры учиться по стандартам WorldSkills? Кто создает задания для соревнований? На эти и другие вопросы ЯСИА ответила заместитель генерального директора по подготовке кадров Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»)» Светлана Крайчинская.


—  Светлана Брониславовна, как бы Вы оценили развитие движения WorldSkills в республике?

— У вас движение достаточно быстро и интенсивно развивается. Это видно и по количеству компетенций, и по масштабу отборочных соревнований, которые сейчас проходят в республике. Видно, что движению и его развитию уделяют внимание. Регион стремится расширить количество компетенций и качество подготовки участников. Поэтому результаты, на мой взгляд, потрясающие.

— Что Вас наиболее впечатляет?

— В первую очередь, масштаб отборочных соревнований. По своему размаху они сопоставимы только с московскими. Ни один регион не проводит такие крупные отборочные соревнования, включающие в себя столько компетенций.

Впечатляет и второй момент, который меня лично поразил: мы провели отбор образовательных организаций для участия в реализации программ обучения по стандартам WorldSkills в рамках федеральных программ. И девять организаций Якутии выиграли этот отбор по 28 компетенциям. Это очень хороший результат. Это значит, что ваши образовательные организации — высокого уровня и способны учить по стандартам компетенций не только студентов, но и взрослых, школьников, то есть самые разные категории населения.

— Известно, что Вы курируете подготовку кадров. На ваш взгляд, каким образом развитие движения скажется на качестве подготовки рабочих специальностей?

— Вы, наверное, знаете, что сейчас движение WorldSkills развивается в своём традиционном направлении – это линия чемпионов и подготовка национальной сборной. Она связана с включением в международное движение и демонстрацией высоких результатов на мировом уровне.

Вторая часть нашей работы – как достигнутые нами высокие результаты перенести в систему массовой подготовки, чтобы в каждом регионе можно было пройти программу, сопоставимую с программой подготовки национального чемпиона. Это высокая планка. Поэтому наша задача — в массовых программах обучения ориентироваться на те же стандарты подготовки, по которым готовят чемпионов. Если в прошлом году по таким программам мы обучали примерно шесть тысяч человек, то в этом году свыше 30 тысяч человек пройдут обучение по программам с учётом стандартов WorldSkills. Мы рассчитываем, что в следующем году это будут уже сотни тысяч человек. Количество людей, подготовленных качественно по нашим стандартам, увеличивается постоянно.

— А чем они отличаются от классического образования?

— Для начала надо понять, что такое обучение по стандартам WorldSkills. В первую очередь это означает на 90% практическое обучение. Второй момент — обучающийся выполняет работу не просто так, а по тому описанию, которое соответствует лучшей мировой практике. И третье — результат обучения обязательно измеряется демонстрационным экзаменом. Студент не просто получает оценку, пишет тест, а действительно демонстрирует, что он умеет это делать. Знания обязательно подтверждаются практически. Эти три пункта, которые действительно отличают нашу программу от действующих сейчас в большинстве своём программ подготовки. Обычно, там либо мало практики, либо человека практически готовили, но не измерили, чему он научился. Каких-то элементов не хватает. У нас всё-таки в основе лежат стандарты.
— Есть мнение, что как раз эти строгие стандарты – попытка отучить человека мыслить самостоятельно, творить. То есть некое превращение человека в «робота»…

— Это глубочайшее заблуждение. Вся человеческая деятельность построена на принципе норм и правил. Если бы их не было, то у нас ничего бы не появилось в этом мире. Люди с детства, включаясь в любую деятельность, осваивают, прежде всего, как это надо делать. Нормы и правила передаются в семье, в системах обучения и подготовки. И за счёт этого у нас существуют все эти объекты деятельности, которые мы видим. Любая деятельность должна быть нормирована и стандартизирована – только так человек может чему-то научиться. Если он не знает правил и на практике не сделает этого раз 500 – он ничему не научится.

Например, простейшая вещь: когда вы учились шить и впервые в руки взяли иголку, то у вас же наверняка не сразу получилось. Потом это повторяете десять раз, двадцать, тридцать – и только тогда получается ровный стежок. И так в любом деле. Может ли человек сразу приготовить вкусное блюдо? Нет. Пока он по правилам и по рецептам не научится готовить, то еда в него не будет вкусной. Поэтому любая деятельность требует стандартизации и тренировки по освоению норм этой деятельности. Никак иначе научиться что-то делать нельзя. И спасибо WorldSkills, что он это подтверждает на уровне множества стран мира.

— На Ваш взгляд, человек, который учится, например, на огранщика алмазов, должен ли слушать лекции по основам философии или культуры?

— Здесь надо различать две вещи. Первое: это подготовка к деятельности, которая может проводиться в формате освоения стандартов WorldSkills. И второе: это общее образование или изучение культуры. Конечно, любой человек должен быть образован. Это значит, что он должен знать, как устроен мир, что есть философия, искусство, науки и много всего прекрасного. Иначе он будет хорошо подготовленным, но при этом ограниченным человеком. Это две составляющие, которые в итоге делают человека целостным. Философия нужна, а иначе он не будет понимать красоты мира.

Потом вот ещё, что интересно – может ли человек, который не разбирается в искусстве и ничего про это не понимает, создать красивое ювелирное изделие? Вряд ли! Он не сможет, потому что он не видит красоты. Или повар, который хорошо освоил приготовление блюд, но не может красиво его подать. Для этого нужно иметь вкус, цветоощущение. И этому тоже надо учиться. Например, когда мы в школе рисуем, мы ведь это делаем не затем, чтобы стать художниками, а для того, чтобы видеть красоту. Зачем мы ходим в музеи, смотрим на картины, музыку слушаем? Мы развиваем в себе художественные способности, которые позволяют нам создавать красивые вещи. Поэтому нужно.

— Но ведь гуманитарные науки не входят в стандарты? 

— Нет. Когда вы обучаетесь, ваше обучение состоит из разных частей. Есть составляющая, которая называется «вхождение в профессиональную деятельность». Это должно быть устроено по стандартам WorldSkills. Например, огранка алмазов. Это же определённая профессия и вы должны её изучать – многократно повторять и выполнять задание, пока не дойдёте до автоматизма. Как раз заходили недавно на площадку по огранке, где эксперт рассказал, что участник выполняет огранку камня три часа, а опытный специалист – 20 минут.

Но кроме этого у любого человека должна быть возможность изучать и познавать многое – науку, искусство, математику – для жизни и правильного мышления. Если студент хочет стать всесторонне развитым человеком, то он должен получать всё. Как говорил Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Нельзя так, надо двигаться в разных направлениях. Гуманитарные науки и дисциплины нужны для того, чтобы у человека формировалось мышление, представление о том, как устроен мир, способность рассуждать и размышлять. Это ведь нужно в жизни, если человек хочет быть человеком.
— С 5 апреля стартовало пилотное обучение по стандартам WorldSkills для людей предпенсионного возраста. Как это будет осуществляться и будет ли программа реализована в Якутии?

— Всего в этой программе ежегодно по всей стране участвует 75 тысяч человек, из них 25 тысяч предпенсионеров будут обучаться по стандартам WorldSkills через союз WorldSkills. Мы приглашаем к сотрудничеству все образовательные организации. Недавно встречались с представителями девяти организаций, которые будут в Якутии обучать предпенсионеров по разным компетенциям и программам, построенным по стандартам WorldSkills.

Стандарты таковы, что не важно, школьник им обучается, студент либо предпенсионер. Требования ко всем одинаковые. Поэтому по одной программе может учиться как 15-летний школьник, так и 55-летний предпенсионер. А программа должна быть одинакова, так как человек должен владеть стандартами и уметь делать всё одинаково хорошо. Надеюсь, что Якутия обязательно включится в этот проект. В ближайшую неделю мы уже заключим договоры с организациями, которые будут создавать такие программы, и надеюсь, что через полторы недели начнём обучение.

— А будут ли специальные ограничения для предпенсионеров?

— Конечно, есть компетенции, где введены ограничения по состоянию здоровья или по физическим условиям, если там какие-то тяжёлые работы. Например, кирпичная кладка требует хорошей физической формы. Но мы предлагаем возможность для всех. Может, какой-то 80-летний марафонец в прекрасной физической форме, а у кого-то зрение отличное. Это зависит от конкретного человека. Возможность выбора нужно дать всем.

— Какова роль работодателя в WorldSkills?

— Работодатели, которые включились в движение WorldSkills, это те компании (и их всё больше), кто понимает, что такая стандартизированная и нормированная подготовка позволяет гарантированно получить хорошего специалиста. Здесь работодателям нравится две вещи. Во-первых, они могут прийти на демонстрационный экзамен и, что называется, увидеть товар лицом. Не оценки в дипломе смотреть, а сразу узнать, что он умеет делать своими руками, да ещё и сравнить с тем, как это же изделие делает другой выпускник. Во-вторых, работодатели ценят, что они могут своих сотрудников либо обучить, либо повысить их квалификацию по таким же стандартам, как это мы делаем со студентами. Поэтому многие компании свою внутреннюю систему подготовки выстроили так же, как мы делаем это сейчас в колледжах.  
— Многим интересно, кто готовит задания для конкурсантов чемпионата? Меняются ли они со временем?

— Да, меняются. В основе движения WorldSkills во всём мире – экспертное сообщество. Это эксперты, которые специализированы в определённой профессиональной сфере и участвуют в системе мероприятий по стандартам WorldSkills. Эксперты, во-первых, хорошо знают свою профессию, техническое описание компетенций, и они могут на его основе разрабатывать или изменять задания. Когда ты знаешь, как устроена твоя профессия и какие там нормы, ты можешь уже их придумать. Поэтому задания разрабатывают, как правило, эксперты, которые у нас называются сертифицированными – это те, которые уже поучаствовали в чемпионатах в качестве оценщиков чемпионатных заданий.

— И в заключении, какие планы у движения WorldSkills в России?

— У нас планов много! Самый большой и ближайший – это проведение чемпионата мира в августе в Казани. Мы впервые принимаем у себя в стране мировой чемпионат. Это большое событие мирового масштаба. В мероприятии помимо собственно соревнования будет очень интересная деловая программа, где мы будем представлять наши достижения уже национальной системы подготовки кадров.

В 2022 году в Санкт-Петербурге пройдёт чемпионат Европы EuroSkills. Это второе большое событие, к которому мы также готовимся. Далее нас ждёт расширение системы подготовки, то есть мы начинаем массовую подготовку по всем направлениям. Ещё один интересный проект по профессиональной ориентации школьников по стандартам WorldSkills – «Билет в будущее». Так что планов у нам много и мы сейчас движемся в самых разных направлениях.