Сотрудники авиакомпании «Якутия» навестили ветеранов авиации и тыла

0
63

Сотрудники авиакомпании «Якутия» в преддверии празднования 9 мая традиционно навестили ветеранов авиации и тыла. А в гости, как известно, с пустыми руками не ходят. Подарки ветеранам – повод поблагодарить их за труд во имя Победы, и в очередной раз сообщить, что коллеги помнят о них и всегда готовы прийти на помощь.


Ветераны авиации и тыла в годы войны были детьми, но, несмотря на юный возраст, каждый из них своим трудом внес свою посильную лепту в дело Великой Победы. 

Ветеран авиации Якутии Александр Григорьевич Иванцов родился в 1934 году в селе Кокши Грязнухинского района Алтайского края.  

В военные суровые годы он был совсем ребенком. Но семилетнему Саше, как и многим его сверстникам, пришлось быстро повзрослеть.  

В 1942 году в городе Горно-Алтайске, который в те годы назывался Ойрот-Тура, он впервые пошел в школу с ребятами «за компанию». Учительница Лидия Ивановна Бреннер сразу разглядела «новенького», познакомила с остальными учениками и внесла его данные в классный журнал. Александр Григорьевич до сих пор помнит всех школьных преподавателей по фамилии, имени-отчеству, может подробно рассказать о каждом из них. И все события своего детства он хранит в памяти в мельчайших подробностях:     

— Пацанятами в 1945 году мы работали в колхозе имени Валерия Павловича Чкалова. Обычно в сентябре начинался обмолот пшеницы, снопы подвозились к молотилке, работавшей от мотора, который заводил одноногий тракторист. С утра он подвозил мотор на лошади, запускал молотилку и уезжал работать дальше. А техника есть техника: то ремень порвется, то еще что-то из строя выйдет. Так и работала молотилка с перебоями: пока ребятишки добегут до тракториста, а работал он где-то в двух километрах от этого места, пока он починит, запустит мотор – времени много уходило. А работа стояла.  

В нашем доме в то время жила двадцатилетняя девушка – водитель, вот она меня потихоньку и научила нехитрому ремонту техники, я ей частенько помогал.  

Вот в очередной раз молотилка вышла из строя, снова прибыл тракторист устранять неполадку, и тут я заявляю: «А я умею мотор заводить!». 

Он внимательно посмотрел на меня и говорит: «А, ну, покажи». Я завел. Он выключил и второй раз командует: «Давай!». Снова завел.  

После этого случая меня назначили мотористом при колхозной молотилке. Так, я с пятого по десятый класс отвечал за ее бесперебойную работу и при необходимости устранял небольшие поломки.  

Сначала, как и многие ребята, хотел быть похожим на отца, он работал водителем у генерал-лейтенанта инженерных войск, и стать, как он, шофером, пока в 1945 году во двор Дома пионеров не пригнали военный истребитель, легендарный По-2. Я тогда испытал неописуемый восторг и дал слово, что обязательно стану летчиком.     

Начал посещать кружок авиамоделистов, затем – аэроклуб, а в 1956 году окончил Омское военное авиационное училище в звании лейтенанта, командиром эскадрильи одних из первых серийных реактивных бомбардировщиков. В 1952 году эти самолеты пролетали над Красной площадью в числе участников парада 9 мая, им с центральной трибуны аплодировал товарищ Сталин.     

В одной из комнат Иванцова с портрета на стене вдаль смотрит молодой лейтенант. Кстати, взгляд у ветерана все тот же – открытый, чистый.  

Александр Григорьевич после окончания училища отслужил в военно-воздушных силах, с 1960 года работал в Магаданском ОАО командиром самолетов Як-12, Ан-2; с 1967 года — в Якутском ОАО командиром самолетов Ил-14, Ан-12, пилотом-инструктором самолетов Ан-12. Участвовал в обслуживании геологоразведчиков, вновь построенных промышленных добывающих предприятий и населения промышленных центров, участвовал в обслуживании высокоширотных экспедиций, северных полярных станций. Награжден медалями «За доблестный труд», знаком «Отличник Аэрофлота», дипломом лауреата премии им. В.И. Кузьмина. 

Почетный работник авиации Якутии, ветеран труда и тыла Иван Александрович Осипов родился в 1928 году в деревне Займище Кутузовского района Куйбышевской области в семье колхозников. Когда началась война, Ване исполнилось тринадцать. Практически все мужчины ушли на фронт, и на плечи женщин, детей и подростков легли все заботы колхоза. Все, что производилось селом, направлялось на фронт. Люди голодали. Селян спасал картофель, выращиваемый на собственных участках.   

В годы войны все свободное от школы время подростки трудились в колхозе. Ваня наравне со всеми вспахивал поля перед посевом, убирал урожай зерна, готовил на зиму сено для скота, заготавливал дрова.  

«В 1942 году бои шли совсем близко – немцы подошли к Волгограду. На фронт отправляли все, даже горючее. Когда стало нечем заправлять технику, трактора в деревне встали, землю приходилось вспахивать на лошадях, а у кого лошадей нет – даже на коровах. В 1941-1942 годы урожай был большой, а убирать его было некому. Сколько смогли, собрали, сложили на хранение. Потом сушили, молотили его», — вспоминает Иван Александрович.   

В 1946 году он закончил Васильевскую среднюю школу, в 1948 — Егорьковское авиационно-техническое училище и прибыл в Якутск. Так началась его деятельность в гражданской авиации Якутии: авиатехником в 234-м отряде специального применения Якутского управления ГВФ. С 1955 года летал бортмехаником самолетов Ан-2, Ли-2, Ил-14 и Ан-12 в учебно-тренировочном отделе и в 139-м летном отряде. Одним из первых из Якутского управления гражданской авиации Иван Александрович освоил эксплуатацию самолета Ан-12. В 1980-1998 годы работал начальником поисково-спасательной службы в Якутском управлении гражданской авиации. Его общий налет составляет 16,5 тысяч часов. Награжден орденом Ленина, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд», знаком «Отличник Аэрофлота», дипломом лауреата премии им. В.И. Кузьмина, дипломом лауреата профсоюзной премии им. Н.И. Ананьева.  

Ивану Александровичу Осипову в этом году исполнилось 90 лет, но его энергии позавидует любой молодой человек. Он продолжает активную общественную деятельность – является председателем Совета ветеранов авиации Якутии и Гагаринского округа города Якутска. 

Ветеран труда и авиации Якутии Иннокентий Григорьевич Иванов радушно встретил сотрудников авиакомпании «Якутия», а на прощание обратился к молодым людям: «Желаю вам достойно работать, и самое главное пожелание – чтобы не было войны».    

За плечами Иннокентия Григорьевича – детство в военное время, как и у многих его сверстников, затем в 1964 году после окончания Киевского института инженеров гражданской авиации — работа на авиационно-технической базе Якутского авиапредприятия. Деятельность в качестве инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) в линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских аэропорта г. Якутска. Трудовая биография его началась с освоением Ли-2, Ил-14, позднее – Ан-10. С 1967 года Иннокентий Григорьевич был старшим инженером цеха № 2, затем — ведущим инженером технолого-конструкторского бюро по АиРЭО. Он был одним из лучших рационализаторов производства на авиационно-технической базе. Впоследствии Иннокентий Григорьевич получил допуски на обслуживание современной техники Ан-24, Ан-12, Ту-154 Б, М, Ил-76. Ему присвоены звания «Ветеран труда авиации Якутии» и «Ветеран труда». За годы службы в системе гражданской авиации Иннокентий Григорьевич имеет около 70 поощрений и благодарностей от командования.  

Каждый из ветеранов много лет отдал гражданской авиации. Эти годы они и сейчас вспоминают с теплотой, интересуются деятельностью своих коллег, радуются новым воздушным судам, современной экипировке. Поэтому каждый визит сотрудников авиакомпании для пожилых людей – возможность окунуться в знакомую атмосферу, а, главное – почувствовать внимание, пообщаться, узнать новости в гражданской авиации и справиться, как поживают другие ветераны. 

По словам генерального директора авиакомпании «Якутия» Ольги Федоровой, сотрудники регулярно навещают ветеранов авиации и тыла, справляются об их самочувствии, стараются помочь, ободрить, поддержать, дать понять, что они и их труд не забыты.