Система расчёта стоимости полиса «автогражданки» может измениться

    0
    40

    Новую систему расчета полиса «автогражданки» Госдума планирует рассмотреть осенью. Согласно законопроекту, с 1 января 2020 года предполагается отменить территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля, пишет «Парламентская газета».


    Взамен страховщики получат возможность опять увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов.

    Либерализация продолжается

    С 9 января 2019 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он теперь содержит 58 степеней, благодаря чему опытные водители получили дополнительные скидки. Так, самая большая — семь процентов — устанавливается для автомобилистов в возрасте от 59 лет и со стажем от шести лет. Для молодых водителей со стажем менее трёх лет тариф был, наоборот, повышен.

    Также изменения коснулись коэффициента бонус-малус (КБМ), который рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения. Сейчас при наличии нескольких КБМ за автовладельцем, например если он совершил перерыв в вождении, закрепляется один — самый низкий, и он больше не «сгорает». Как было заявлено, это стало первым этапом перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.

    Новым законопроектом одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).

    Помимо этого, планируется с 1 января 2020 года повысить лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов рублей, аналогично той компенсации, которая уже сейчас положена, в частности, пассажирам автобусов.

    Также документ предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того, возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

    Риски для автомобилистов

    Как ранее рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно, так как они не связаны с частотой страховых случаев. В этом законодатель согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, убеждён депутат, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор и поднять цены на полисы.

    По мнению федерального эксперта по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергея Кузина, деятельность страховщиков абсолютно не прозрачна, что позволяет им рисовать себе любые убытки, повышая расходные статьи в бюджетах и тем самым мотивируя очередное повышение тарифов.

    «Когда страховщики говорят о либерализации системы ОСАГО, они вовсе не имеют в виду свободный рынок, — пояснил он. — Как он может быть свободным, если первая буква в аббревиатуре системы означает «обязательное». Торговец на рынке не станет продавать, скажем, арбуз по 100 рублей за килограмм, потому что его никто не станет покупать. Но если россиян обяжут в месяц покупать по арбузу, то продавцы могут делать всё, что вздумается».

    По мнению эксперта, расширение тарифного коридора вверх и вниз на самом деле предоставляет дополнительные возможности для «пылесосов рынка». Это мелкие страховые компании, которые изначально настроены на то, чтобы собрать большое количество взносов с помощью максимально заниженной цены на полисы ОСАГО, а затем обанкротиться, выведя деньги в офшоры.

    «Компенсации пострадавшим выплатит Российский союз автостраховщиков (РСА) из своего резервного фонда, но формируется-то он из премий, полученных с автовладельцев», — отмечает Сергей Кузин.

    Он напомнил, что целью реформы является расчёт индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя в зависимости от степени риска, который он представляет на дороге. Сейчас лихачи и аккуратные водители платят за полис одинаково. В связи с этим законопроект разрешает страховщикам применять свои коэффициенты для клиентов, установивших в авто специальные телематические устройства. Но насколько это отвечает интересам автовладельцев?

    «Во-первых, не существует официальных нормативов для дополнительных коэффициентов, — пояснил эксперт. — Кроме того, страховая компания получает информацию, причём очень широкого спектра — как вы ездите, куда и когда, но вы не знаете, как она распорядится этими данными. А станет ли дешевле от этого полис, никто не знает».

    До 6 сентября ответственный по законопроекту Комитет Госдумы по финрынку принимает отзывы и предложения по документу. Реформирование системы ОСАГО вызвано необходимостью перехода на более справедливые тарифы, чтобы добропорядочный водитель платил меньше.