Сергей Косарецкий: ВШЭ готова стать партнером республики в решении задач развития образования

0
36

Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий, комментируя указ главы Якутии о стратегических направлениях развития образования, отметил, что останавливаться на декларациях – не в традициях республики, а значит, в ближайшее время необходим апгрейд кадрового, исследовательского, экспертного потенциала в сфере образования.


Сергей Косарецкий считает очень важным тот факт, что стратегические направления развития образования оформлены в виде указа: «Сам статус этого документа свидетельствует о том серьезном значении, которое придается в республике реализации национального проекта».

Эксперт отметил, что в Якутии всегда серьезно подходили к вопросам образования: «Образование в Якутии всегда было приоритетом. Отмечу, что традиционно статус решений, которые принимались в области образования в Республике Саха (Якутия), был выше, чем в других регионах России. Такой подход становится сигналом для общества, что развитие образования не является исключительно проектом образовательного ведомства, но консолидирует усилия разных ведомств, государства, бизнеса, местного сообщества».

Он подчеркнул, что указ главы Якутии не просто воспроизводит основные позиции указа президента России, но расширяет и конкретизирует их: «В Якутии, с учетом особенностей и в хорошем смысле амбиций региона, задумались о том, как реализовать, расширить и обогатить эти исходные позиции. К таким расширенным обязательствам относится, например, создание в 2024 году детского технопарка в каждом муниципальном районе и городском округе. То есть регион на уровне каждого муниципалитета готов сделать шаг в этом направлении.

Особое внимание привлекает третий пункт указа, связанный с интеллектуальным попечительством и наставничеством. Мне известно, какую роль сыграло развитие попечительства на предыдущем этапе развития системы образования, и я полагаю, что использование его потенциала на новом этапе в совокупности с новым механизмом наставничества обеспечит дополнительные возможности для успешной реализации национального проекта.

Предусмотренное в пункте 3.2 создание Центра современных компетенций уже в 2020 году закладывает серьезную основу для лидерства Якутии в этом важном направлении, но, безусловно, требует привлечения ведущих экспертов республиканского и федерального уровня».

Косарецкий обратил внимание на вопрос финансирования поставленных задач: «Масштаб задач формирует запрос на соответствующий объем инвестиций. Иногда эти инвестиции будут больше, чем в других регионах, в силу природных и климатических сложностей Якутии, например, с подключением к Интернету. Поэтому я с большим уважением и воодушевлением отношусь к этому указу. Не в традициях Республики Саха оставлять все на уровне слов и деклараций, очень важно подкрепить положения указа финансовыми ресурсами, увеличением бюджета, при этом нельзя рассчитывать только на федеральные средства».

Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ также высказал свое мнение о содержательной части работы и готовность Высшей школы экономики к сотрудничеству с республикой: «Для таких масштабных целей нужно не только увеличение финансирования, но и трансформация системы управления, выстраивание современных проектных механизмов управления, серьезное аналитическое сопровождение. Важно, чтобы заявленные показатели не были сымитированы, нужна серьезная аналитика, качественный сбор данных, что потребует усиления научного потенциала в сфере образования. Здесь стоят задачи не просто развития инфраструктуры— нужно грамотное педагогическое, психолого-педагогическое, организационное проектирование запланированных мер. Для этого в республике в ближайшее время должен быть проведен апгрейд кадрового, исследовательского, экспертного потенциала в сфере образования, и мы будем очень рады выступить вашими партнерами в решении этих задач».