С 11 марта на большой экран выходит военный фильм Дмитрия Кольцова «Рядовой Чээрин» по мотивам повести Тимофея Сметанина «Егор Чээрин». Перед премьерой корреспондент ЯСИА поговорила с режиссером картины.
Съемки фильма «Чээрин» начались в 2015 году Аркадием Новиковым, но в связи с его кончиной производство киноленты было приостановлено. Отснятый материал подняли только спустя три года, когда продюсер картины Нюргун Иванов обратился к Дмитрию Кольцову. К слову, он был задействован в качестве одного из героев в начальной версии – лейтенанта Лободы.
«Я подошел той команде по типажу, хотя не имел актерского опыта, но втянулся в процесс полноценно. Для меня все было интересно, масштабно, воочию посмотрел, как снимают кино, и мне это очень понравилось. Я до этого работал в рекламном производстве 20 лет, поэтому все, что делалось на площадке мне было знакомо, но, правда, не в таких масштабах. Наблюдая за командой, как работают режиссер, операторы, звукорежиссеры, специалисты, которые делали графику, я имел полное представление о кинопроизводстве. Тут и закралась идея попробовать себя в качестве режиссера фильма, о чем знал продюсер Нюргун Иванов, я и принял его предложение продолжить работать над созданием кинокартины. Но мы столкнулись с некоторыми проблемами, во-первых, из-за плотного гастрольного графика главный герой первой версии Федот Львов не смог принять участие в съемках, также некоторые ключевые актеры за три года набрали вес, а речь ведь о войне, поэтому пришлось заново искать подходящих персонажей. Во-вторых, в повести «Егор Чээрин» идет повествование отдельных историй, то есть не было цельной картины. Тот формат, который напрашивался изначально, отталкиваясь от повести, сложно было бы показать подрастающему поколению, продвигать и продавать. Тем более, сегодняшний зритель избалован более динамичными сценариями и фильмами. И мы поняли, если выбираем нового главного героя, следовательно, меняется и сценарий. Оставляя основные моменты из повести, нужно было сделать одну цельную историю, в которой есть завязка и развязка. А сценарий должен быть по канонам современного популярного интертеймент кино. Прочитав повесть несколько раз, с большим воодушевлением, с энтузиазмом приступил к сценарию, добавил некоторые сцены, экшн, которые потом вошли в фильм», — рассказывает Дмитрий Кольцов.
Главного героя Чээрина пришлось искать недолго. Первым, кто пришел на кастинг, был актер Государственного театра коренных малочисленных народов Севера Айтал Степанов. Режиссер сразу понял, что именно такой типаж нужен фильму и утвердил. В картине из профессиональных актеров задействован только заслуженный артист Якутии Дмитрий Трофимов, остальные участники были любителями. Но, по словам режиссера, у всех всё получилось, ни с кем не прогадали. Основные батальные сцены были сняты в 2015 году, военные действия, атака, пиротехника, взрывы — в этом очень помогли сотрудники МЧС. Но все же для полной картины понадобились досъемки. Даже у батальной сцены есть своя драматургия. И в этот раз съемочная бригада опять же обратилась к МЧС-никам, они пошли навстречу, выделили личный состав. Съемки проходили на полигоне в районе Вилюйского тракта. Музей ДОСААФ предоставил пулемет «Максим», противотанковое оружие, а военная форма, пистолет-пулемет ППШ, ППС, снайперки, вооружение солдат – наследие от фильма «Снайпер саха», в этом помог «Сахафильм».
«Айтал справился. Он показал настоящего героя, если в повести Чээрин -балагур, юморной персонаж, то в нашем фильме он более сдержанный и очень крутой, если так можно выразиться. Он настоящий герой, за которым хочется идти, приятный, интеллигентный, надежный, скромный, настоящий боец. Основная мысль фильма — настоящие герои это не те, которые в комиксах, не блогеры с многотысячными подписчиками, это те ребята, которые 75 лет назад принесли нам победу, те, кто ушли за тридевять земель защищать родину и, к сожалению, не все вернулись. Я хочу, чтобы подрастающее поколение понимало, что есть более глубокие ценности. Ведь мы сегодня живем и радуемся современному миру и цивилизации в большей степени благодаря заслугам наших дедов и прадедов. Я — мальчишка из СССР, который с палкой бегал и кричал «Ура», играл в войнушку во дворе со своими друзьями. Нас можно было заманить домой только военными фильмами. Да, я вырос на советских фильмах о войне. Но у меня не стояла задача делать фильм похожим на шедевры советского кино, тогда в кинематографе творцы могли себе позволить более раскрытое повествование, больше философии. Сейчас же времена другие, упор делается на динамику, на экшн, современный зритель избалован, особенно новое поколение. Поэтому при производстве фильма тонко балансировали между советским кино и современным экшном. Мы довольны тем, что получилось, по крайней мере, смотря фильм, не хочется спать или перемотать», — продолжает режиссер кинофильма.
В создании реалистичной картины съемочная бригада была ограничена в возможностях. Не могли копать окопы посреди полей, загнать массовку, зажечь костры. Соорудили небольшой павильон под открытым небом, потолок затянули пленкой, чтобы свет проходил и снимали на хромакее, чтобы потом при монтаже подставить виды, характерные для Белоруссии, где по повести происходили военные действия.
«Танки, немецкие самолеты — компьютерная графика, пришлось дорисовывать. И много элементов и моментов, которые не могли физически воплотить вживую. Постпродакшн был самым сложным этапом нашей работы, у нас мало специалистов такого уровня. Это разработка фонов, цветокоррекция, добавление дыма и т.д., чтобы в конечном итоге картина получилась интересная, не скучная. Мы отработали практически со всеми, кто более-менее проявлял себя в графике и дизайне. Монтаж я делал сам, но чистовым монтажом занялся более опытный специалист Анатолий Яковлев. Озвучка героев проходила в студии «Сахафильма», а некоторое чистовое звучание героев озвучивали в Санкт-Петербурге. Сделали голосовой кастинг и по скайпу озвучивали порядка семи персонажей. Полное звуковое сведение — шумовое сопровождение, взрывы, выстрелы, шаги, сведение с музыкой и голосом — делали также в Санкт-Петербурге. Так что звук получился очень качественным. Я раньше плотно занимался музыкой, аранжировкой, когда не было возможности работать на компьютере, работал в профессиональной студии, так что в нашем фильме приложил руку к музыкальному оформлению, мне легко было работать с музыкантами», — делится Дмитрий Кольцов.
Отдельно стоит отметить коллекционеров, в частности, Дмитрия Варенова. Они любезно предоставили атрибутику того времени: кобуру, патефон, печатную машинку, много деталей, которые очень важны в восприятии военных лет. Даже элементарно отличить немецкую оптику от советской. Ведь просто так не пойдешь и не найдешь таких вещей. Как отмечает режиссер, проект двигался в основном на энтузиазме, начиная от актеров, заканчивая коллекционерами. Люди просто помогали и не просили гонорар за это.
«Я очень надеюсь, что зритель пойдет, посмотрит и честно оценит. Хотелось бы, чтобы он понимал, что мы не большой дорогой государственный проект, мы в первую очередь делали этот фильм для зрителя, для подрастающего поколения, с большим уважением к самой повести и всем фронтовикам. Очень бережно отнеслись к сценам с якутским языком, пытались показать особенности снайпера саха, чтобы был интерес у российского зрителя, который наслышан о прославленных снайперах-якутянах. Мы надеемся, что хотя бы частично прокат в России будет, есть наметки, но пока рано говорить что-то утвердительное. Посмотрим, как пойдут зрители у нас. Надеемся, что Россия отреагирует. Фильм снимался именно с прицелом на то, что его увидят и зрители других регионов. У меня нет профильного образования, все, что я умею, познавалось «в полях», а камеру я научился держать еще в 10 лет. Для видеорекламы я написал более 500 сценариев, разрабатывал компьютерную графику. Так что в производстве этого фильма мне помог большой опыт в рекламе, вся техническая база, которая накопилась, очень пригодилась. Это моя первая работа в качестве режиссера, у меня даже нет короткометражных фильмов. Планов миллион, хотелось бы снять продолжение «Чээрина». Больше всего я склоняюсь к фантастике и сказкам, интересен любой жанр, где есть послевкусие позитива, так что вряд ли буду снимать ужастики, фестивальные истории. Хотелось бы развернуться и снять яркую фантастику. Но для начала надо представить свою первую работу. Надеемся, что зритель оценит наш фильм», — завершает беседу режиссер Дмитрий Кольцов.
«Рядовой Чээрин» должен был выйти в юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Но премьера была отложена в связи с пандемией на неопределенный срок. Показ начнется во всех кинотеатрах с 11 марта.
Автор: Сонико Лебедева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: