Сегодня вся республика отмечает День весны и труда. В наше время первомайские парады – это яркое и красочное действо, где каждая организация показывает свое единство и творчество. Но как раньше отмечали 1 мая — Международный день солидарности трудящихся? Предлагаем окунуться в ностальгию вместе с ЯСИА.


Впервые День международной солидарности трудящихся отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тысяч рабочих. Ранее этот праздник носил политический характер и сопровождался массовыми демонстрациями и лозунгами.

С каждым годом на демонстрации стало выходить больше людей. А в 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!».

После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным. В РСФСР первоначально он назывался «день Интернационала», позднее он стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая» и отмечаться 1 и 2 мая.

В Якутии также активно проводился Первомай. Как и сейчас, тогда шествовали по центральным улицам городов и сел. По воспоминаниям якутян, в послевоенные годы возглавляли колонну ветераны войны и старейшие жители, а только потом трудящиеся и школьники.

Так как в первые дни весны много луж, то все дружно выходили в резиновых и кирзовых сапогах. Тогда еще не было шаров и ярких транспарантов. Украшали колонны политические лозунги, которые восславляли Первомай. Кстати, о труде и солидарности рабочих писали чуть меньше, чем сейчас. Участие в параде было обязательным, иначе штраф – полностью урезали дневную зарплату.

В 60-е в ход пошли украшения из подручных средств: цветы и флажки из бумаги, голуби из картона, а лозунги писали вручную на красной ткани. Воздушные шары также украшали колонны, а после их отдавали детям.

Знамена предприятия несли исключительно лучшие представители. Начали в колоннах появляться машины, оформленные первомайским декором. Трудящиеся наряжались – шли в колонне в парадной форме, прикрепляли красные бантики и гвоздики к пальто. Люди пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах, шагая в колонне.

В последующие годы Первомай крепко ассоциировался с воздушными шарами, бумажными цветами на ветках, яркими плакатами, картонными голубями и обязательно с народными гуляниями. Атмосферу праздника создавали сами жители.

Но в годы перестройки всем стало не до демонстраций. Возобновился праздник в 1992 году и был переименован в Праздник весны и труда.

Демонстрации в 90-е годы были веселыми, все пели, плясали. Так как тогда не было телефонов, а участников парада становилось все больше, найти своих в огромной праздничной толпе было тем еще испытанием.

Люди выходили на демонстрации в большинстве добровольно, подходили к оформлению своей колонны более творчески, у каждого была своя изюминка. Поднимали дух народа яркие лозунги, восхвалявшие мир, труд и май. Для якутян, которые пережили долгую зиму, официальный приход весны был радостью. После парада люди шли гулять с друзьями и семьями, смотрели концерты на площадях или выезжали на природу.