Репортаж с телевизионной «кухни»

0
73

В честь Всемирного дня телевидения корреспондент ЯСИА побывал в гостях у коллег из ГТРК «Саха». Мы увидели, как готовят к эфиру новости, на каком оборудовании работают специалисты, а заодно спросили, как телевизионщикам работается в цифровом вещании.


Корреспонденты и ведущие

Корреспонденты ГТРК «Саха» работают на двух языках: якутском и русском. Очень часто они выезжают в командировки, поэтому кажется, что в ньюсруме (студии новостей), совсем мало людей. Дело в том, что у ГТРК нет филиалов в улусах, поэтому освещать события в республике им приходится исключительно своими силами. Также часто сотрудники службы новостей проходят курсы повышения квалификации в основном штабе телекомпании в Москве.

Не так давно якутскую ГТРК оснастили новейшим оборудованием, отвечающий всем требованиям ВГТРК. Благодаря этому ньюсрум, монтажная и эфирный аппарат связаны одной технической системой. Каждый компьютер интегрирован в сеть, где видно статус подготовки сюжета. Также система позволяет связываться с каждым отделом с помощью встроенной рации.

Работа над сюжетом идёт следующим образом: корреспондент после съёмок загружает свой материал в компьютер, который здесь называют термином «инжест». Видео перерабатывается, архивируется и становится доступным для просмотра в системе. Далее журналист садится за компьютер, пишет текст, сверяя его с получившейся картинкой.

«Раньше мы работали в Word, то есть всё писали и загоняли в ручную. А сейчас всё создается в единой системе, что намного удобнее», — рассказала шеф-редактор Ирина Григорьева.

Формат новости определяется в зависимости от события. Если это специальный репортаж, то для него будет отведено в среднем минут пять эфирного времени. А если материал новостной, то можно его сделать либо очень коротким, либо расширить, например, взяв интервью. Это решается по ходу дела, причем корреспондент может смело отстаивать свою идею.

Стол ведущих оснащён двумя компьютерами с выходом в интернет и внутреннюю сеть.  Дикторы отписывают то, что будут говорить в эфире.  Также на рабочем месте у ведущих всегда стоит зеркало и большая косметичка.

«Мы сами себе стилисты. Перед каждым эфиром приходит парикмахер, который делает нам укладку. Костюмами и косметикой два раза в год обеспечивает компания», — рассказала ведущая новостей Фатима Слепцова.

Руководит ньюсрумом шеф-редактор, в обязанности которого входит планирование выпуска новостей. Именно он определяет, что сегодня важно и актуально.

«Каждый эфир — это стресс, и в ньюсруме постоянно кипят страсти, так как нужно сделать всё быстро и качественно», — рассказали сотрудники ГТРК о своей ежедневной работе.

Операторы

Операторская находится недалеко от входа, чтобы в случае срочного события оперативно выехать на задание. В кабинете готовился к выезду маститый оператор Роберт Набиев, который работает на телевидении аж с 1993 года. Он рассказал ЯСИА, что количество съемок в день всегда разное, так что утром, когда идёт на работу, он не знает, чем закончится этот день и где он сегодня окажется:

«Бывает, что до обеда на каком-нибудь собрании, а после – ты где-то на свалке снимаешь репортаж», — смеётся Роберт.

Телевизионная камера – неотъемлемая часть оператора. На вопрос, чем же она отличается от цифрового фотоаппарата, он отметил, что качество картинки на ней намного лучше, и она уже изначально подготовлена под формат телевидения. Все кнопки управления стоят на своих местах, быстро к ним привыкаешь и нет необходимости копаться в меню. «Раньше камеры были аналоговыми. Теперь, после поступления новых камер, предназначенных для работы в цифровом формате вещания, пришлось осваивать новое оборудование», — заключил Роберт.

Монтажно-аппаратный кабинет

В кабинете предусмотрено четыре рабочих места для режиссеров-монтажёров. Они уже наизусть знают, где находится тот или иной кадр в архиве и без труда могут сделать монтаж. В среднем, как рассказала режиссер-монтажа Марина Лобовикова, на оформление сюжета уходит 15 минут. Самое главное правило – картинка должна соответствовать содержанию: «Также процесс монтажа зависит от времени, которое остаётся до эфира. Если времени до начала выпуска новостей совсем мало, то мы стараемся как можно быстрее отправить сюжет. Поэтому нашу работу можно назвать стрессовой».

В этом же кабинете находится комната для звукозаписи, обитая специальным звукоизоляционным материалом, где корреспонденты зачитывают текст сюжета. Далее он записывается на компьютер и потом используется при монтаже.

Аппаратно-студийный блок

Отсюда новости выходят в эфир. Все сюжеты, которые вносятся в план, составляют выпуск новостей. Текст ведущего автоматически загружается в телесуфлер — дисплей, отображающий текст речи или сценария для диктора. Дирижирует съемками режиссер Алла Игнатьева. Её рабочий день начинается с шести утра и заканчивается в десять вечера. Она не только руководит процессом, но и походу эфира монтирует сюжет и берёт на себя ответственность работы всей команды.

«Каждый эфир – это настоящее испытание на стрессоустойчивость. Так как все выпуски выходят в прямом эфире, у нас нет права на ошибку. Но я уверена в своих коллегах, которые также, как и я, стараются каждый выпуск сделать идеальным».

В кабинете во время записи эфира сидят шеф-редактор, режиссёр и звукорежиссёр. В аппаратно-программном блоке техник-инженер выводит в прямой эфир выпуск новостей после сигнала режиссёра. В день ГТРК выпускает по восемь прямых эфиров: утренние, дневные и вечерние. Кстати, утренний выпуск новостей записывается вечером.

«Эфир живой и он должен уложиться в своё время. Итоговый выпуск новостей длится ровно 40 минут. Не больше и не меньше», — рассказал шеф-редактор Владимир Ермаков. Поэтому у режиссера на случай недобора есть резерв – это промо-ролики и заготовки, которыми забивают эфирное время. Если наоборот не хватает времени, режиссер должен это заметить и, например, дать команду ведущему читать быстрее. Но такое случается крайне редко.

На дисплее отображаются все сигналы, а также видно студию из трех камер. Данное оборудование находится во всех филиалах ВГТРК, так как у компании один высокий стандарт.

Студийный павильон

В обновленной в августе студии – с новым освещением и камерами высокой чёткости — работа кипит. Новый павильон был сделан по стандартам ВГТРК. Заказали его у местных дизайнеров. Стол, который мы видим на экране, оказывается трансформером: присоединив остальные его недостающие части, он становится круглым. На потолке висит 70 приборов.

Машинный зал

Сердце ВГТРК «Саха» находится в машинном зале. Все управление находится именно в этом кабинете. Здесь стоят три сервера, объем каждого составляет 100 терабайт. В них хранятся данные всех записей. Они сохраняются по зеркальному принципу, то есть в трех серверах сразу. Также в машинном зале хранится всё технологическое оборудование. Благодаря таким современным обновкам региональные программы ГТРК «Саха» стали доступны на федеральных каналах «Россия 1» и «Россия 24». Кондиционирование серверов идет круглогодично и круглосуточно, поэтому в комнате стоит гул как в салоне самолета.

«Благодаря цифровому телевидению качество подачи сигнала улучшилось и мы теперь можем принимать несколько каналов», — рассказал ЯСИА начальник производственно-технологического отдела ГТРК Семен Бурцев.

Планы на будущее

Перспективы у ГТРК Саха, по словам директора Харлампия Дьяконова, очень большие. Согласно указу президента, они должны сформировать общедоступный региональный телеканал. Поэтому сейчас идёт работа над набором контента:

«Все зависит от того, как будут работать связисты. Сейчас будет 20 каналов – это первый и второй мультиплекс. А наш канал станет 21-ым. То есть для этого надо создать третий мультиплекс».

Руководство уже наметило планы и представляют, что будет выходить на новом канале: новости, тематические передачи, ток-шоу и программы на якутском языке. Также будут на платной основе транслировать передачи других каналов, например НВК Саха.

«На сегодня мы должны отточить наши «Вести», делать их ещё более востребованными и интересными. А хорошая картинка требует хорошего содержания», — заключил директор ГТРК Саха.