Пенсионная реформа: Кому, когда, на сколько?

0
230

19 апреля Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. Инициатива правительства РФ вызвала широкий общественный резонанс, но даже, несмотря на это, многим до сих пор непонятно, как и почему будет повышаться пенсионный возраст.  Обзор основных положений нового законопроекта — в материале ЯСИА. 


Кому и на сколько?

Законопроект о пенсионной реформе внесен правительством России в Госдуму 16 июня.  Он предполагает повышение пенсионного возраста  до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, на 5 и 8 лет соответственно. В случае принятия законопроекта, повышение пенсионного возраста начнется уже со следующего года и будет происходить поэтапно.

Как отмечается в пояснительной записке законопроекта, действующий пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин — впервые был введен в 1928 году. Он был установлен в условиях общества индустриального типа, причем только для особой категорий граждан – рабочих, занятых в промышленности. Предполагалось, что примерно в этом возрасте люди утрачивают трудоспособность. Тогда продолжительность жизни в европейской части России составляла 43 года.

С тех пор продолжительность жизни россиян  увеличилась и на сегодня составляет 72,7 года. Значительно улучшились и условия труда. Многие современные профессии не связаны с физическим трудом и вредным воздействием. Кроме того, порядка 30% людей пенсионного возраста в России продолжают работать. Большинство пенсионеров прекращает работать в 65 лет, утверждают авторы пояснительной записки,  поэтому именно эта цифра и была определена в качестве нового пенсионного возраста.  Такой же максимальный возрастной порог определяет Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, ратификация которой рассматривается Правительством России.

Зачем России пенсионная реформа?

На сегодня в России установился опасный дисбаланс – рост получателей пенсий растет, при этом сокращается  число трудящихся, оплачивающих страховые взносы, отмечают авторы законопроекта.

По данным статистики, соотношение количества пенсионеров и трудоспособного населения в 70-ые годы было 1:4, а сегодня — 1:2. При продолжении этой негативной тенденции, сегодняшние плательщики страховых взносов находятся в невыгодных условиях. Понятно, что при дальнейшем увеличении числа пенсионеров и сокращении занятых граждан, объемы средств, исчисляемых в Пенсионный фонд не позволят в полной мере обеспечить должный уровень пенсий для сегодняшних трудящихся.

При этом стоит задача по сокращению бедности в ближайшие годы. В таком случае правительству России необходимо применять определенные финансовые механизмы для обеспечения всех граждан старшего поколения должным уровнем пенсий. А это возможно только за счет двух механизмов: повышения трудоспособного возраста или повышения налогов. Первый вариант является наиболее оправданным. За последние 15-20 лет решение о повышении пенсионного возраста приняли многие страны, в том числе в постсоветском пространстве.

Медленно, но верно

По предлагаемой схеме, повышение пенсионного возраста будет поэтапным, переходный период будет растянут на 2019-2034 годы. Изменения коснутся мужчин от 1959 года рождения и младше, женщин 1964 года рождения и младше. Действующих пенсионеров реформа не коснется, так как закон обратной силы не имеет. Все приобретенные пенсионные права и льготы сохранятся.

  • мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию – в  2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
  • мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию – в  2022 году (в возрасте, соответственно, 62 год и 57 лет);
  • мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода  на  пенсию – в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 год и 58 лет);
  • мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию – в  2026 году (в возрасте, соответственно, 64 год и 59 лет);
  • мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на  пенсию – в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
  • женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 год);
  • женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
  • женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Кого не затронет пенсионная реформа?

В законопроекте определены  льготные категории граждан, которых пенсионная реформа не затронет:

  • Граждане с правом на досрочное назначение пенсий – это занятые на производстве с вредными и тяжелыми условиями труда.
  • Граждане, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам: женщины с 5 и более детьми, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида, инвалиды определенных категорий, пострадавшие от Чернобыльской аварии.

Отдельные меры предусмотрены для работников Крайнего Севера, а также для работников в сфере здравоохранения, образования и культуры. Для них предлагается увеличение трудоспособного возраста с сохранением права досрочного выхода на пенсию с учетом наработанного стажа.

Повышение пенсионного возраста негативно восприняли многие регионы, относящиеся к Крайнему Северу, что неудивительно, люди там живут и работают в экстремальных условиях. На сегодня в Госдуму поступили отзывы из Ненецкого и Чукотского автономных округов с одобрением концепции проекта федерального закона, при условии соблюдения интересов жителей Крайнего Севера и малочисленных народов Севера. В ближайшие дни свои предложения направит парламент Якутии. В них также отмечена необходимость сохранения гарантий жителям Крайнего Севера, в частности депутаты республики считают, что срок выхода на пенсию для этой категории граждан должен быть сохранен.

Оправданная необходимость?

Разработчики законопроекта уверяют, что изменения в пенсионное законодательство необходимы в целях создания экономических основ для обеспечения гарантированного уровня дохода будущих пенсионеров. Экономическая ситуация в стране, демографические показатели, общемировой подход к пенсионному возрасту – все это подводит к повышению трудоспособного возраста в России. Однако, возникают закономерные вопросы. Как повышение пенсионного возраста отразится на рынке труда? Как поведут себя работодатели?  Будут ли гарантии трудоустройства возрастных работников? Позволит ли пенсионная реформа существенно повысить размер пенсий? Ответы на тот вопрос законопроект пока не дает. Возможно, они появятся после его первого рассмотрения депутатами.