Сунтарцы заинтересовали бизнесменов солью, цеолитом и грязелечебницей

252

Село Кемпендяй Сунтарского улуса — не только «родина динозавров», но и подходящее место для бизнеса. Удобная транспортная схема, исторические музеи, грязелечебница, ценные минералы — все это делает район перспективным для предпринимательства. Такие выводы сделали якутские «опоровцы», побывав в населенном пункте.


В рабочую группу якутского отделения общественной организации «ОПОРА России» вошли председатель правления группы компаний «ЭПЛ» Петр Федоров, руководители компании MyTona братья Ушницкие, гендиректор компании «Чистая вода» Егор Макаров, руководитель группы компаний «Розтор» Трофим Иванов и гендиректор ООО «Японец» Афанасий Алексеев.

От динозавров до соляного производства

«Это была первая встреча бизнесменов Сунтарского улуса с якутским отделением «ОПОРы России». Предприниматели интересовались, чем занимается наша общественная организация. И мы разъяснили, какие задачи ставит перед собой «ОПОРА России», кто ею руководит. Дали очень очень много советов как начинающим, так и состоявшим предпринимателям», — рассказывает Егор Макаров.

Ключевой точкой визита стал поселок Кемпендяй, с которым связано очень много интересных моментов — как в плане развития бизнеса, так и вообще истории улуса. Знакомство с поселком началось с посещения местного музея.

«История поселка начинается аж с 1640 года, с момента нахождения соляного источника в Кемпендяе русским казаком Воином Шаховым! — говорит Егор Петрович. — Маленький, но отличный музей, есть, чем гордиться и похвастаться перед приезжими. Занимательная история добычи соли в наших краях. В музее хранятся очень интересные экспонаты про долину динозавров. Узнали о соляных пещерах, о россыпных полудрагоценных камнях. Рядом собственными силами строится новый музей».

На соляном источнике местный предприниматель добывает техническую соль для нужд компании «АЛРОСА». Объем продаж пока небольшой. Но «опоровцы» сразу отметили, что у проекта есть неплохие перспективы по расширению производства.

SvW0S2SV
«Кемпендяйские предприниматели продают АЛРОСА около 1200 тонн в год, а по мощности добычи уверенно достигают 2500 тонн в год. Мы порекомендовали им поставить специальную линию, чтобы довести техническую соль до уровня пищевой, — отмечает Трофим Иванов. — При запуске линии по производству пищевой соли общий объем реализации технической и пищевой соли спокойно может дойти до 2 000 тонн в год. Качество соли хорошее. По нашим приблизительным расчетам, если они будут производить пищевую соль, то смогут ее продавать по 12-13 рублей за килограмм. Тогда как сегодня она стоит около 30-35 рублей».

Очень важный нюанс — транспортная схема. Улус находится на границе с Иркутской областью. Поэтому у сунтарцев транспортная схема немного другая, нежели в Якутске — товары в основном завозятся из Иркутской и Новосибирской областей.

«Из Иркутска, Новосибирска, Якутска машины едут в Сунтар с товаром, а возвращаются фактически пустыми. То есть обратно можно возить пищевую соль и цеолит, — говорит Трофим Саввич. — Пришло время завоевывать новые территории и рынки. Мы рекомендовали предпринимателям расшириться и в сторону Мирного, который находится всего в 220 километрах от улуса. Там в одном городе почти 30 тысяч жителей, это тоже неплохой рынок сбыта».

Цеолит, грязевые ванны, общение с молодежью

Другое, не менее интересное бизнес-направление — добыча цеолита. В Кемпендяе есть цеолитовое месторождение, с помощью которого местный предприниматель запустил небольшое производство. Здесь делают сухую смесь для кошек, сушители для обуви и т.д. «Мы заключили договор на поставку партии предварительно из 100 мешков цеолита», — рассказывает Трофим Иванов.

Затем гости побывали в Кемпяндяйской грязелечебнице. «Искупались в источнике. Намного лучше, чем в Мертвом море. Удивительно», — делится впечатлениями Егор Макаров.

«Опоровцы» встретились не только с предпринимателями, но и студентами, школьниками. Интересовались, хотят ли те в будущем начать собственное дело, призывали пополнить ряды якутских бизнесменов. Молодежь особенно заинтересовала история братьев Ушницких о том, как они пришли в IT-сферу.

Директор сети магазинов «Японец» рассказывал, как возил запчасти из Японии, не зная ни английского, ни японского языка. В связи с этим он призвал молодежь обязательно учить английский. «Без него в современном бизнесе никуда», — отметил Афанасий Алексеев.

В завершение поездки бизнесмены приняли участие в Слете предпринимателей.

«Оказывается, уже третий год в Сунтарах проводится подобный слет. Это очень хорошая площадка для общения, отдыха и решения проблем бизнеса с местными властями, — говорит Егор Макаров. — Здесь в неформальной обстановке можно обсудить актуальные вопросы и проблемы предпринимательства. Своего рода «диалог с властью». 

2
0