Кирилл Алексеев: Аудитория «Сахамедиа» — свыше 400 тысяч человек

9333

Накануне профессионального праздника Дня российской печати ЯСИА взяло интервью у генерального директора республиканского информационно-издательского холдинга «Сахамедиа» Кирилла Алексеева.


— В ноябре 2017 медиахолдинг «Сахамедиа» отметил пятилетие с момента создания. Какое главное достижение этих лет для государственных СМИ Якутии?

—  Самое важное, что нам удалось — это создать реально работающие каналы доставки общественно- и социально значимой информации до населения. При этом учитывались (и постоянно учитываются) меняющиеся потребительские предпочтения аудитории, масштабы территории нашей республики и степень проникновения и развития интернета. Понимаете, можно быть важным от собственной значимости, что «мы, мол, журналисты, четвертая власть» и все такое, ходить на все пресс-конференции, ссылаться на свои «эксклюзивные» источники, но если вы не смогли довести ваш контент до читателя, если вас знают и читают, скажем, 300 человек (а у нас много таких ресурсов), то ваши усилия пропадают даром и вы, по большому счету никому не нужны.

Тиражи и ареал распространения печатных СМИ, общая аудитория цифровых ресурсов «Сахамедиа» позволяют нам утверждать, что сегодня более трети жителей Якутии так или иначе соприкасается с производимым нашими журналистами и другими специалистами информационным продуктом. Совокупный еженедельный охват медиаплощадок холдинга приблизился к четыремстам тысячам человек. За пять лет основные аудиторные показатели нашего флагманского ресурса – сайта ЯСИА – выросли более чем в 10 раз.

Претерпели самые серьезные изменения содержание и формат наших печатных СМИ, республиканских газет «Якутия» и «Саха Сирэ». Сейчас мы издаем компактные еженедельники «уменьшенного» А3 формата. В наших газетах нет новостей – они все «ушли» в интернет-среду, нет программы ТВ, мы считаем, что она не нужна современному читателю, нет «лишней» информации, гороскопов, всякой «попсы»… Теперь это качественные газеты, по которым читатель узнает картину происходящих событий в интерпретации журналистов «Сахамедиа». Люди, события, факты, цифры, комментарии, инфографика, аналитика – все это в современной «упаковке», когда форма неотделима от содержания и является продолжением содержания – такими стали наши газеты.

— Популярные государственные СМИ на современном медийным рынке сегодня, скорее, исключение, чем правило…

— На уровне страны, Москвы и Петербурга – не исключение. Государственные телеканалы и государственные интернет-ресурсы работают очень эффективно. Главное государственное печатное СМИ — «Российская газета» — качественное аналитическое издание. А в регионах картина, к сожалению, иная.

Из центра сейчас идет запрос на сильную конкурентоспособную информационную политику, на обеспечение людей качественной социально значимой информацией. Информированное и просвещенное население активнее вовлекается во все процессы, происходящие в государстве. Но на местах такая работа зачастую ведется средствами массовой информации формально, с большим люфтом инерции.

Этому способствует и сама среда. Вспомните, как лихорадило якутский медиарынок, когда осенью 2016 года мы заявили о переходе государственных газет на бесплатную для читателей форму распространения. Жители республики эту новость восприняли с большим энтузиазмом, оборвав все телефоны колцентра, созданного в «Сахамедиа» для приема заявок. А вот конкуренты из частных СМИ развернули настоящую информационную кампанию против бесплатизации «Якутии» и «Саха Сирэ».

Местное профессиональное сообщество было к этому не готово. Но оказалась готова аудитория. И сегодня спрос на республиканские газеты «Якутия» и «Саха Сирэ» продолжает существенно превышать предложение, в первую очередь, в районах республики, в якутской глубинке. Поэтому мы планируем наращивать тиражи в этом году, доставляя их в населенные пункты с маленьким числом жителей, делая газеты еще более доступными для населения.

— То, о чем вы говорите, налагает повышенную ответственность на журналистов. Как вы лично объясняете своим сотрудникам их особую роль? У вас ведь сегодня работает очень много молодежи.

— Просто словами такие вещи объяснить невозможно. Моя задача как руководителя — создать условия, в которых профессионализм и ответственность станут естественными требованиями. Для журналистов созданы эффективные площадки – это наши СМИ. И реально действующие инструменты – проекты. Когда журналист знает, что его материал в газетах «Якутия» и «Саха Сирэ» прочитают десятки тысяч людей, он уже относится к своей работе гораздо внимательнее, потому что чувствует внимание читателя.

Минувший год для «Сахамедиа» стал финалом пятилетней реформы. И он был очень непростым. Мы пережили, пожалуй, все болезни роста. Но как бы трудно нам не было, мы понимали: наша миссия – работать для читателя: делать то, что нужно ему, а не то, что, может быть, нравится нам.

В чем сегодня, в условиях непрерывного потока информации, который проникает в уши и подсознание из всех источников и платформ, больше всего нуждается читатель? В объективной, проверенной и при этом — оперативно доставленной информации. И обязанность государственных СМИ – обеспечить его такой информацией. Причем донести ее в том виде, в котором она будет востребована. Будь это пост в вотсаппе или телеграм-канале, мультимедийная новость или онлайн-трансляция на ЯСИА, интервью или инфографика в газете или сообщение в аккаунте сайта «Эдэр Саас» в инстаграм.

Мы обязаны работать в интересах населения и, конечно же, соответствовать тем усилиям, которые государство в нас вкладывает.

—  Что такое «проекты», о которых вы постоянно говорите? Как это работает?

— Мы серьезно подступились к проектам с середины 2016 года. Отбираются наиболее актуальные и социально значимые (на данный момент времени) темы или направления информационной работы. Создается небольшая межредакционная группа; тема получает соответствующее графическое оформление и техническую «обвязку» на веб-ресурсах, определяется так же, как она будет реализована в печатных СМИ. Разрабатывается план, который включает в себя формат, количество и жанры публикаций. И – вперед. Проект – это, по сути, информационная компания, позволяющая сконцентрировать необходимые человеческие и технические ресурсы на той или иной теме, имеющая временное ограничение. Например, один из первых наших проектов — «Гектар», активная фаза которого уже закончилась. Федеральные эксперты признали его одним из самым эффективных медийных проектов, освещающим тематику «одного гектара». Не в последнюю очередь благодаря нашей информационной работе Якутия вошла в число лидеров по числу поданных заявок на предоставление участков.

Во-вторых, в декабре прошлого года стало известно, что наш национальный проект «Большая земля» вошел в число победителей престижного российского конкурса «СМИротворец», посвященного вопросам межнациональных и этноконфессиональных отношений. Для Якутии это особая награда. Наша большая многонациональная республика гордится своей самобытностью. Мы умеем сохранять традиции и давать им новую жизнь в современном обществе. И наши журналисты своими материалами поддерживают и развивают интерес жителей республики к истории и культуре родного края. Во многом благодаря СМИ наши люди знают свои традиции и живо интересуются всем, что с ними связано.

 — В этом году вы создали собственную службу распространения газет, и сделали это, судя по всему,  не от хорошей жизни.

— Это первый подобный опыт в Якутии. При переходе на бесплатную для читателя систему распространения, нам пришлось минимизировать сотрудничество с «Почтой России», чьи услуги при таком масштабе доставки оказались очень дорогими. При этом нам не потребовалось закупать транспорт, нанимать новых сотрудников и создавать у себя отдельную структуру. Наши газеты в районы республики доставляют межрайонные службы такси. А контролирует их сеть внештатных бригадиров. Со всеми этими людьми заключаются договоры. То есть мы еще даем возможность заработать гражданам, малым предпринимателям, особенно в районах.

Очевидно, что новая система распространения печатных изданий дала вторую жизнь традиционным газетам «Якутии» и «Саха Сирэ». У них появилась новая аудитория. Это читатели, которые в последние годы газет не покупали и не читали в принципе. А теперь они звонят нам и благодарят, что в их районе появилась интересная и при этом бесплатная газета. Или сигнализируют, что газет не хватает. Реально, и «Якутия», и «Саха Сирэ» — сейчас это качественные современные издания, с необходимым количеством аналитики, с комментариями всех важнейших событий и, да: на страницах наших газет очень много людей, живущих, работающих и любящих родную республику. И это, на мой взгляд, намного более честная и правильная журналистика, чем бесконечный криминал, огульная критика всего подряд или «страшилки» с «котиками».

— Ваша работа больше ориентирована на столицу Якутии или все-таки на районы республики?

— Я бы сказал, что наша работа сегментирована. Мы трезво оцениваем ситуацию, хорошо знаем слабые места информационной карты районов.  Большинство крупных республиканских СМИ создаются в Якутске: городскими журналистами и для городской аудитории. В районы сегодня мало кто ездит – это слишком хлопотно и дорого. В итоге в республиканских СМИ практически отсутствует объективная и оперативная информация из районов. А это ведет к тому, что не только мы здесь, в Якутске, плохо представляем, что происходит в улусах, но и сами улусы не знают, как обстоят дела в соседнем районе.

Мы постарались исправить ситуацию. Причем подошли к этой работе системно. Год назад запустили проект «Жизнь в районах», включив в него районные газеты, сохраняющие достаточный авторитет на местах.

На сайте ЯСИА нашли свое место новости районных газет. В нашем республиканском медиа-центре проводятся регулярные круглые столы по самым злободневным для районов проблемам. В них очно участвуют эксперты по заявленным темам и удаленно – представители районных газет. Так мы даем возможность «районкам» получить доступ к спикерам, с которыми иначе им не связаться. А сами транслируем широкую и важную дискуссию по социально-значимым вопросам. По итогам каждого круглого стола готовятся развернутые материалы.

Кроме этого, каждый месяц наши корреспонденты выезжают в один из районов, чтобы привезти оттуда серию материалов – так мы создаем своеобразные «Паспорта районов»: 10-20 оригинальных мультимедийных материалов о каждом улусе. Они публикуются как на наших электронных площадках, так и в газетах.

Проект «Жизнь в районах» показал свою эффективность, поэтому в 2018 году он станет основой для отдельного сайта, работа над созданием которого уже началась.

— Продолжите ли вы в связи с этими планами сотрудничество с районными СМИ по другим направлениям? Например, будут ли редакторы районных газет по-прежнему приглашаться в качестве экспертов для отбора вопросов на голосование за тему ежемесячного интервью Егора Борисова?

— Речь о проекте «Главный вопрос». Жители Якутии присылают нам свои вопросы главе республики, экспертная журналистская группа, состоящая в том числе из представителей районных СМИ, отбирает пятерку самых актуальных из них. И голосованием на сайте ЯСИА определяется главный вопрос месяца – по его тематике мы записываем с главой развернутое интервью, в котором он подробно говорит о теме или проблеме, за которую проголосовали якутяне.

Безусловно, роль районных СМИ в этом проекте велика. Они помогают выбрать для голосования именно те вопросы, которые окажутся важными для более широкого круга читателей, в том числе и в улусах. Поэтому наше сотрудничество, как и сам проект, будет продолжено.

Сегодня «Главный вопрос» это не только возможность для жителей республики обратиться к главе без посредников. Но это и реальный инструмент мониторинга проблем для главы. Как редактор и ведущий «Главного вопроса», я могу вас заверить, что все вопросы, которые поступают в «Сахамедиа» в рамках проекта, передаются главе и в правительство и идут в работу.

 — Кстати о голосованиях. Новый проект этого сезона «Гордость Якутии» показывает рекордные цифры в народном голосовании – десятки тысяч человек. Чем вам удалось привлечь всех этих людей?

— Это миф, будто люди готовы объединяться только вокруг негатива. В проекте «Гордость Якутии» якутяне сплотились вокруг совершенно позитивной идеи: выбрать героев, которыми может гордиться наша республика. Герои – это обычные граждане, такие же, как мы с вами: врачи, учителя, молодежные лидеры, ремесленники. Наша задача как СМИ рассказать о них. И дать возможность людям выразить свое отношение.

Если честно, запуская проект, мы не ожидали такого ажиотажа. В первой же номинации «Учитель» в голосовании приняло участие около 40 тысяч человек. А сами страницы голосований каждый раз просматривали больше 100 тысяч пользователей. В разгар голосования в номинации «Молодежный лидер» наша техническая служба обнаружила «накрутки» в пользу некоторых конкурсантов. Конечно, мы принимаем все меры, чтобы пресечь такие уловки, но для себя сделали вывод: проект пошел. Как известно, если товар начинают подделывать, значит, он стал по-настоящему популярен.

 — Вы много внимания уделяете русскоязычным проектам. А есть что-то столь же популярное на якутском языке?

— Во-первых, все проекты, о которых я рассказываю, двуязычные и кроссплатформенные: они выходят на русском и якутском языках. Публикуются на наших сайтах, «переупаковываются» и развиваются в газетах, продвигаются в социальных сетях и мессенджерах – где, кстати,  наша аудитория на текущую дату января уже превысила 100 тысяч человек, и мы планируем ее наращивать. Заслуга в этом нашей небольшой, но квалифицированной SMM-группы, работающей уже более двух лет.

А во-вторых, в прошлом году мы запустили первый в Якутии полноценный сайт на якутском языке www.edersaas.ru. Он «вырос» из молодежного приложения газеты «Саха Сирэ» и сегодня демонстрирует хорошие показатели роста.

 — В пришлом году вы также запустили и новую дискуссионную площадку. Обещали, что на ней будут выступать самые интересные блогеры республики. Удалось собрать «звездную» команду?

— Судите сами. На сайте gazetayakutia.ru свои  блоги ведут, например, глава республики Егор Борисов и знаменитый российский писатель Андрей Геласимов. Нас упрекают, что дискуссия на нашей блогерской площадке слишком свободная для государственного СМИ. Но мы воспринимаем эти упреки скорее как комплименты.

—  Какими еще медиановинками отмечает «Сахамедиа» свой юбилейный  медийный сезон?

— Мы запустили интернет-телевидение – ЯСИА ТВ и сейчас на нашем канале в Ютубе более 14 тыс. подписчиков. Признаюсь, что для нас самих это пока что поле для эксперимента, мы движемся в этом направлении наощупь. Правда, так делает весь мир. Рынок видео в интернете сегодня растет настолько быстро и бурно, что правила здесь просто не успевают сформироваться. Каждый день «выстреливает» что-то новое. Мы тоже пытаемся найти в этой среде свою нишу. При этом старается делать качественный и социально значимый контент – ролики про котиков и без нас есть кому публиковать.

Так, в начале осени мы выпустили пилотную серию политического ток-шоу «Слово за слово». Она был посвящен скандальной теме «федерализации» Ленских столбов. Разговор в студии был настолько жарким, что наши режиссеры всерьез опасались, можно ли будет дать его в эфир.

В ближайшее время состоится официальный старт проекта «Слово за слово». И тема нового выпуска будет не менее резонансной и острой. Так что будьте с нами и в этом году!