Владимир Егоров: Воспитание есть вызов

419

1 июня – День защиты детей. Но в нашем нестабильном мире это не только веселый праздник для наших малышей, это еще и напоминание всем нам о необходимости защищать права ребенка, чтобы мальчишки и девчонки росли счастливыми, учились в школах и были здоровы. Как государство будет защищать и воспитывать своих маленьких граждан? Эти вопросы обсудит педагогическое сообщество на своем Августовском совещании.


Десятилетие детства

В 2018 году в России стартует Десятилетие детства. Об этом объявил президент России Владимир Путин. Проект станет продолжением программы реализации национальной стратегии действий в интересах детей.

Тема защиты детей актуальна во всем мире. Теперь очень важно наполнить документ реальными предложениями и идеями, чтобы обеспечить качественное образование, успешное развитие каждого ребенка.

Год Михаила Алексеева

Текущий год в системе образования и науки республики провозглашен годом Народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева. Именно в честь этого события в начале мая в Якутске прошла Азиатская физическая олимпиада, в которой участвовали сильнейшие юные физики из 23 стран мира. Олимпиада прошла под знаком превосходства юных китайцев. Все восемь участников команды Китая, без исключения, завоевали золотые медали. Первая сборная России была второй в неофициальном командном зачете с 4 золотыми и 2 серебряными медалями. Напомню, наш Тимофей Торохов, представлявший вторую сборную России и Специализированный учебно-научный центр Новосибирского университета (он поступил туда из СОШ №17 Якутска), был удостоен похвальной грамоты.

Какие же уроки мы можем извлечь из этого весьма значимого для школьного образования всего мира мероприятия? Наверное, можно рассуждать о совершенствовании системы подготовки наших олимпиадников, об улучшении физического образования как в нашей республике, так и в России в целом. И об этом говорили на «круглом столе» по физическому образованию в рамках мероприятий олимпиады.

Однако сегодня я хотел бы остановиться на других, более глубинных вопросах, на размышлениях, которые навеяло соприкосновение с лучшими юными умами Азии. Особенное впечатление произвело феноменальное превосходство юных китайцев над остальными участниками. И ведь это был ожидаемый результат! Также, как и ожидаемы их победы практически на всех других международных олимпиадах. Например, начиная с 1985 года на международных математических олимпиадах 182 китайских школьника взяли 142 золотые медали, 32 серебряные и только 6 бронзовых.

Замечу, в международных исследованиях качества общего образования китайские школьники наряду со школьниками из нескольких азиатских стран являются постоянными лидерами. Так, в последнем исследовании PISA, проведенном в 2015 году, первые семь мест по математической грамотности заняли последовательно Сингапур, Гонконг, Макао, Тайвань, Япония, Китай и Южная Корея.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA(Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников разных стран мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Исследование проводится по четырем основным направлениям: чтение, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность.

Разработчики – Организация экономического сотрудничества и развития.

Азиатский феномен

Образование ведущих азиатских стран стало объектом пристального изучения исследователей и работников систем образования из всех стран мира. Есть различные объяснения феномена азиатского образования. Многие исследователи ищут причины успеха в устройстве систем образования, в образовательных стандартах и педагогических методиках, считают сколько денег вкладывают страны в образование. Многие эксперты, часто сами специалисты из этих стран, считают, что успехи в образовании (впрочем, как и в экономике) азиатов достигаются лишь за счет исключительной дисциплины и тяжелого труда в условиях жесткой конкуренции. Но откуда берутся эти восточные дисциплина и труд? Только ли из-за наличия жесткой конкуренции? Ведь и в западных странах она есть. Но и там, как известно, выходцы из азиатских стран показывают лучшие результаты в обучении. Критики азиатского образования обращают внимание на то, что оно достаточно традиционно, централизованно и авторитарно, а ученики послушны, покорны и лишены критического настроя. Тогда как «несовременные» методы дают хорошие результаты?

Познай себя

В последнее время все больше публикаций о том, что истоками силы азиатского образования являются ценности, которые исповедует конфуцианство. Тогда как в западном мире образование ориентировано на познание внешнего мира с опорой на разум, то по Конфуцию образование направлено на познание самого себя с опорой на добродетель. Для китайской традиции характерные добродетели в учебе ­­– серьезность, самоотдача, стойкость перед трудностями, упорство, концентрация. Для западной учебной традиции главное – активная вовлеченность, размышление, исследование, коммуникация. При этом типы успехов, к которым стремятся обучающиеся, тоже разные. Западный тип достижений – понимание сущности, проявление креативности, быть лучшим, насколько это возможно. Восточный – широта, глубина, практическое использование, единство знаний и нравственного поведения. При этом для конфуцианства характерно, что такие ценности прививаются в семье. Есть социологические исследования, подтверждающие, что китайского школьника дома скорее будут хвалить не за результат, а за усилия на пути к нему. Эксперименты, проводившиеся западными учеными, показали, что школьники, которых хвалили за достижение результата, при выполнении последующих заданий брались за более легкие задачи, чтобы успеть больше решить, а школьники, которых хвалили за настойчивость в достижении цели, дальше брались за более сложные задачи. Эти относительно недавние эксперименты еще раз подтвердили то, что известно конфуцианству более 2000 лет.

Сегодня делается многое в системе образования — ­в мире, в нашей стране, в республике, происходят реформирования, структурные изменения, внедряются различные проекты, идут поиски педагогических методик, изучаются различные успешные практики. Но очевидно, что при любых попытках перенести опыт других образовательных систем надо всегда учитывать региональный культурный контекст. И поскольку главным субъектом в образовании является обучающийся, то важнейшими факторами достижения образовательных результатов являются его внутренние установки по отношению к учебе, которые воспитываются сообразно культурным традициям региона.

Запад или Восток?

А какие же традиции более близки нам – западные или восточные? Какие ценности мы должны воспитывать, к чему должны стремиться наши дети? Каждая страна, регион, школа, семья и индивидуум решают это для себя сами. Но для согласованного развития образования нашей республики хотелось бы иметь выработанные общепринятые в нашем обществе, системе образования основополагающие положения, принципы и установки, касающиеся обучения и воспитания. Как и у каждого народа, у нас должен быть свой путь. Чтобы найти его, надо заглянуть в свою культуру, изучить историю.

Нам, якутянам, сильно повезло: у нас есть опыт масштабной успешной деятельности простого сельского учителя Михаила Андреевича Алексеева. Его грандиозный успех был бы невозможен без того сочетания учебной и воспитательной деятельности, которое основывалось на наших культурных традициях. И давайте в год, названный именем великого Учителя, задумаемся над его наследием, чтобы воспитывать новые поколения граждан, которые обеспечат процветание нашей республики и страны.

Михаил Андреевич отмечал, что воспитание гораздо сложнее, чем обучение, но именно оно связано с формированием внутренних установок человека. В августе этого года педагогическое сообщество обсудит этот важный вопрос, который становится особенно актуальным накануне объявленного в России Десятилетия детства.

Владимир Егоров, министр образования и науки Якутии