Михаил Николаев о пространственном развитии и территориальном управлении

0
23

Государственный советник Республики Саха (Якутия), первый президент региона Михаил Николаев опубликовал аналитическую статью о стратегическом развитии республики.


6 марта 2017 года в республиканских газетах была опубликована моя статья под названием «Новое развитие», где был изложен важнейший приоритет на право нового развития республики в предстоящие годы. Сегодня, продолжая эту тему, я хотел бы обратить внимание граждан республики на вопросы пространственного развития и территориального управления в контексте народосбережения. Считаю это исключительным важным сегментом общего развития республики.

В принятых и реализуемых документах страны: Концепции пространственного развития РФ, национальных проектах, программах развития сельских территорий заложен потенциал колоссального синергетического эффекта. В предлагаемой статье обсуждаются пути раскрытия этого потенциала. Наша задача состоит в том, чтобы эти три основополагающих документа объединить (дополнить) идеей общественного развития, направленной на достижение трех, крайне важных и актуальных для республики целевых задач:

— Демографического роста;

— Экономического прорыва;

— Консолидации общества.

Ключевая роль в реализации этих целей отводится Концепции пространственного развития страны, которая есть не что иное, как формирование нового образа субъекта РФ, где каждый регион в равной степени должен быть привлекательным для жизни наших граждан.

Объединительная идея общественного развития подразумевает вовлеченность населения в преобразовательные процессы и повышение к ним интереса, опираясь на конкретного человека и его базовые потребности, на человеческий капитал, ведь в конечном итоге условия проживания будут оценивать сами люди.

Исторический облик любой территории определяется расселенческой и градостроительной политикой, которые в свою очередь на протяжении всей истории формировались под влиянием таких факторов, как прокладывание торговых путей и природных коммуникаций, развитие производительных сил и размещение полезных ископаемых, а также соображениями оборонного и стратегического значения.

В наше время – в век высоких технологий и глобализации – роль данных факторов, как объективной необходимости, в расселение людей в значительной степени ослаблена. А это означает, что расселенческая политика и градостроительные решения в максимальной степени должны соответствовать естественным запросам и пожеланиям граждан. У нас в республике испокон веков люди использовали жилье усадебного типа. И сегодня до 70 процентов жителей республики хотят жить в собственном доме, городские жители в летнее время переезжают на дачные участки. Поэтому продекларированный в концепции пространственного развития агломерационный тип страны станет ответом на этот естественный запрос населения.

Агломерации должны иметь не центростремительный, как сейчас, а центробежный вектор развития. В 1990-е годы у нас в республике строились дома на 60-65 процентов усадебного типа, причем строились силами самих жителей, и республика это поддерживала.

В национальном проекте «Жилье», как известно, планируется обеспечивать ввод к 2024 году по 120 млн кв. метров жилья в год, из них 80 млн. кв. метров жилья — многоэтажного и 40 млн кв. метров – индивидуального. В пересчете на площадь квартир и домов в итоге мы получили следующую структуру вводимого жилья: 80 процентов будут приходиться на квартиры и лишь 20 процентов — на индивидуальные дома. Однако, люди желают как раз обратной пропорции. И надо идти им навстречу, т.е. все ресурсы направить именно на поддержку строительства усадебного жилья.

Искусство государственного управления в настоящее время в том и состоит, чтобы через поддержку усадебного строительства жилья одновременно решить проблему демографии и экономического роста. Ведь массовое вовлечение жителей республики в обустройство собственного индивидуального жилья, безусловно, приведет и к повышению градуса общественной консолидации общества. Кроме того, под новый образ пространственного развития республики должен быть востребован и новый формат местного самоуправления. Что нам необходимо делать для практической реализации образа поселений усадебного типа.

Первое. Главное значение будет иметь финансовая поддержка строительства индивидуального, усадебного типа жилья со стороны республики, институтов развития и бизнеса. Каждая семья республики, желающая построить жилье усадебного типа и приобрести дом, должна иметь доступ к финансовым институтам в виде долгосрочного кредитования и заемным средствам на срок от 10 до 25 лет, полученных под минимальный процент от 1 до 3 процентов, причем размер кредита и срок должны дифференцироваться по арктическим, центральным и городским территориям.

Государству и бизнесу экономически выгодно вкладывать в улучшение качества жизни и стимулирование рождаемости. Посудите сами, среднестатистический житель республики производит за свою трудовую жизнь ВВП в размере более 60 млн. рублей, а профинансировать надо в объеме материнского капитала уже не 450 тыс. рублей, а 1 млн. рублей для того чтобы на свет появился еще один житель нашей страны– это очень оправдано во всех отношениях и, главное, в геополитическом. Расчеты показывают при строительстве 10 тысяч домов в год в десятилетнем цикле рождаемость в республике увеличится на 10 тыс. человек в год, т.е. в полтора раза больше к существующей.

В России, сейчас развивается система, внедренная у нас в 1990-е годы, когда применялась выдача молодым семьям беспроцентного кредита на строительство индивидуального жилья, возврат которого обеспечивался через систему списания кредита с рождением первого ребенка на 25 процентов, с рождением второго ребенка — на 50 процентов, а с рождением третьего ребенка кредит списывался полностью. Это был наиболее эффективный метод решения политики улучшения демографии республики.

Второе. Масштабное усадебное строительство приведет к массовому увеличению сельского предпринимательства, особенно к перспективному его сегменту – сельскому промышленному бизнесу (производство строительных материалов, товаров и услуг), производству и переработке продуктов питания, к различным рекреационным и туристическим услугам.

Целенаправленная работа должна проводиться по вовлечению состоятельных граждан из городских мест в сельские родовые гнезда, для размещения своего бизнеса на льготных условиях на сельских территориях.

Третье. Инфраструктурное и социальное обустройство усадебного строительства потребует четкой организации на местах и немалых финансовых затрат. При этом обеспечение такими ресурсами, как электроэнергия, газификация, широкополосный доступ к Интернету должны осуществляться за счет инвестиционных средств ресурсообеспечивающих организаций, а затраты на воду -муниципалитетами и самими застройщиками. Строительство дорог, подъездных путей, а также социальная инфраструктура должны обеспечиваться за счет средств, предусмотренных в бюджетах соответствующих национальных проектов, а также в бюджете республики.

Четвертое. Важное значение для формирования нового образа республики заслуживают проекты экономического развития каждой ее территории. Определяются приоритетные направления использования природного потенциала: пашни, леса, реки, озера, развитие малого бизнеса по предоставлению рекреационных, спортивно-оздоровительных, туристических и прочих сервисных услуг. Приоритетной экономической моделью должны стать семейные фермы, семейное предприятие, а также их объединения и различные кооперативы.

Пятое. Одновременно должна происходить и реконструкция культурно-исторического и духовного пространства, чем всегда славилась сельская жизнь. Данный проект, а также развитие социальной инфраструктуры должны стать частью национального проекта «Культура» и ряда других национальных проектов, предусматривающих строительство и обновление, они должны органически вписаться в общий контекст преобразований.

Шестое. Строгие региональные экологические стандарты, организация жизнеустройства в гармонии с природой должны пронизывать все сферы деятельности: промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, градо- и сельскую строительную политику, а также общественное сознание.

Территория республики должна ассоциироваться у всех -проживающих и гостей, как территория, где растительный и животный мир, воздух и вода находятся в первозданном виде, а люди живут в гармонии с природой. Желательно добиться особого экологического статуса – природного или национального парка.

И последнее. Чтобы придать новому усадебному образу пространственного развития республики устойчивый и постоянного совершенствующийся характер, необходимо, на мой взгляд, перейти на новую парадигму организации местного самоуправления, которая развивала бы гражданскую ответственность и инициативу граждан, покончила бы с иждивенчеством и патернализмом, действительно была народной публичной властью.

Людей, прежде всего, интересует состояние здравоохранения, образования, безопасность, сбор налогов в местный бюджет, справедливое разрешение споров, сбор и хранение бытовых отходов и т.д. Следовательно, на основе профессионального представительства в местных органах власти должны избираться представители: а) здравоохранения — врач. б) образования — учитель. в) правопорядка – участковый милиционер (полицейский), г) бюджетный смотритель — налоговый инспектор, а также мировой судья, предприниматель,  и другие представители социальных групп и т.п.

Все они избираются всеобщим тайным голосованием. Одновременно в составе совета избирают одного или двух наиболее авторитетных и опытных граждан, которые будут представлять интересы народной общины в вышестоящем выборном органе, например, в районном совете или в республиканских организациях. Избранный совет общины избирает неосвобожденного председателя Совета.

Кроме того, Совет нанимает по договору главного администратора – управляющего общиной, который исполняет обязанности общин с небольшой по численности командой специалистов.

15 января 2020 года свое послание Федеральному Собранию президент РФ начал с вопроса демографии, отметив, что демография — это сфера, где нет какого-то универсального, узковедомственного решения. Каждый новый закон, каждая государственная программа должны оцениваться, прежде всего, с точки зрения высшего национального приоритета — сбережения и приумножения народа России, что нужно исходить от конкретных жизненных ситуаций.

Поэтому с учетом исторически сложившихся условий реализация вышесказанных мною предложений в формате 13-го всеобъемлющего национального проекта с программой развития сельских территорий в купе с концепцией пространственного развития приведет к мощному фактору экономического подъема, социальному оптимизму и политической консолидации общества.

Для этого нам следовало бы воспользоваться правом законодательной инициативы, чтобы привести в соответствие местное самоуправление как составной части единой системы государственного управления. Республика Саха могла бы выступить в порядке пилотного проекта.

В книге М. Тырылгина «Феноменальные способности народа саха» приводится анализ демографического развития народа саха, где путем прикладного анализа делается вывод, что к 70-х годам XXI века он может достигнуть 1 млн человек. И это вовсе не утопия, а чем не национальная идея на ближайшие 50 лет.

Время у нас есть. Надо успеть.