Михаил Николаев: Необходимо пересмотреть отношение к образованию

204

Почетным гостем Международных интеллектуальных игр стал политический и духовный наставник руководства республики и жителей региона – первый президент республики, Государственный советник Якутии Михаил Николаев.  Он поделился мнением об Играх и о будущем образования в регионе. 


— Михаил Ефимович, рады были видеть Вас в добром здравии на церемонии открытия Международных интеллектуальных игр. Как ваше самочувствие?

— Мое самочувствие удовлетворительное в плане состояния здоровья. А душевно я очень горд и рад, что в нашей республике проводится такое знаковое событие, как Международные интеллектуальные игры. Это мечта каждого человека – видеть своего ребенка в составе участников подобного мероприятия. На Международных интеллектуальных играх мы сможем убедиться, насколько наши дети по интеллекту, развитию, знаниям отстают или наравне с ровесниками из высокоразвитых стран, таких как Япония, Корея, Китай и других.

— Какое направление Вы выбрали бы на площадках интеллектуальных игр, будь сейчас ребенком?

— Наше поколение — послевоенное. Откровенно говоря, такого широкого взгляда, широкого понимания у нас не было, поскольку среда не позволяла. Мы, в основном, были сконцентрированы на внутренних проблемах страны, республики, родного села. А если посмотреть сегодняшний день, я выбрал бы биотехнологию в медицине. Сегодня, все же, человек выдвигается на первый план. Его знания должны быть направлены на его умственное развитие, то есть на раннее воспитание. Это сегодня практикуется в развитых странах.

— Выступая перед гостями и участниками Международных интеллектуальных игр, Вы отметили, что в отличие от былых времен, наука в России сегодня более ценится. Что вы отметите о развитии науки в Якутии? 

— В эти дни я беседовал со многими иностранными экспертами, которые приехали на Игры в качестве судей, экзаменаторов. И они говорят, что в нашей республике нет среды для развития науки. К примеру, мы проводим соревнования по робототехнике. Вместе с тем, применения робота в реальной жизни у нас нет. То есть получается, ребятам навязывают искусственность. Это не востребованность производствами наукой. Тогда, конечно, ребенок будет какое-то время заниматься наукой (в данном случае разработкой роботов), но потом оставит это, так как нет необходимости, применения в быту. Среда и востребованность науки – громадная движущая сила.

Я разговаривал с профессором из Непала, который читал великолепную лекцию о своей профессии — как у них развивается медицинская наука и как они коммерциализируют ее, применяют в практической жизни, я поразился видением человека. Он демонстрировал и рассказывал. Непал —  не такая уж развитая страна, поскольку до 1960-х годов руководство республики законодательно запретило развитие образования. Но когда на смену власти пришли новые люди с огромным желанием поднять небольшую страну (с населением около 1,3 млн человек), образование и наука стремительными темпами начали свое развитие. Профессор показал, как он проводит операцию головного мозга человека. Самое удивительное то, что во время этой операции непальские ученые дают оперируемому читать, видеть картины, журналы, и чтобы он рассказывал об этом. Профессор говорит, что так легче оперировать, находить пораженные клетки мозга. Также он рассказал, как провели операцию по разделению сиамских близнецов. Провели специальный конкурс, по итогам которого участниками выполнения этой сложнейшей операции были определены команды по пять человек из 20 стран – в общей сложности 100 человек. Вся мировая общественность следила за ходом операции. Это сложно – отделить близнецов, когда у них одно на двоих сердце и другие жизненно важные органы. Так что я был не только поражен, но и восхищен тем, что услышал от непальского ученого.

Профессор рассказал, что был у нас в Национальном медицинском центре. Он сказал, что о таком учреждении, оснащенном по последнему слову техники, они могут только мечтать. То есть в Якутии есть подходящая среда для развития медицины. Почему бы нам не двигаться в данном направлении?

Востребованность, практика, оснащение, база, кадры – вот, что входит  понятие  подходящей для развития науки среды.

 - Михаил Ефимович, врио главы республики Айсен Николаев, как известно, является выпускником Верхневилюйской физматшколы. Если посмотреть, многие известные политики, как правило, со школьной скамьи «дружат» с точными науками. Как Вы думаете, зависит ли успешная политическая карьера от наличия у человека особого, математического склада ума? Или же причина в  другом? 

— И да, и нет. Все же, это зависит от самого человека. И парадоксально – не от него самого. Политика на то и политика. Прежде всего, все зависит от разносторонности человека. К примеру, когда Альберта Эйнштейна пригласили в Израиле стать первым президентом, он категорически отказался. Поэтому здесь нельзя связывать лидера страны, республики с его математическим образованием. У Айсена Сергеевича действительно хорошая школа — Алексеевская, потом МГУ, поэтому база у него есть. Он всегда в политике – был депутатом, министром, мэром, сейчас он — врио главы. Большую роль играют его личностные качества: воля, характер, настойчивость, широта взглядов. Это комплекс, необходимый для политики.

— И последний вопрос: какие школы в Якутии, на Ваш взгляд, на сегодняшний день заслуживают похвалы за то, что они действительно развивают одаренных детей республики?

— Во-первых, дети все одаренные. Наша задача – не потерять их, воспитывать, развивать талант и способности с самых юных лет. Поэтому прежде всего родители должны любить своих детей. Не только каждодневно целовать, гладить, но и учить. Музыке, рисованию, языкам, шахматам, учить за собой ухаживать. То есть нужно направлять. Почему ценится музыка? Потому что головной мозг обладает удивительным свойством слушать повторения. Не случайно говорят, повторение – мать учения. Способности ребенка понимать все быстро – основа для учения. Поэтому мы не можем здесь хвалиться. У нас бытует мнение, что ребенка до школы не нужно учить чтению, а то в школе ему будет неинтересно. Также считают, что ребенок-якут развивается медленнее. Современная наука доказала, что это не так. Человеческий мозг не зависит от национальности, расы, среды обитания.

Я восхищаюсь нашей Высшей школой музыки. Это великолепное учреждение с профессиональными преподавателями. Активное участие в жизни школы принимают родители. Также есть чудесная школа Нины Афанасьевны Алексеевой. Посудите сами, за 20 лет ее окончили более 500 детей, из них 80% — с медалью. Стопроцентная успеваемость, 40% выпускников окончили вузы с красным дипломом. Это феноменальное достижение! И при том, большинство детей выбрали технические специальности. Они к тому же в раннем возрасте заканчивают школу — в 13-14 лет, а не в 16-17, как обычно. У нас в свое время была сеть президентских школ, их было 42. До сегодняшнего дня они все являются флагманами, локомотивами образования Якутии. Ими всеми я горжусь!

Нам, жителям республики, нужно по-новому смотреть на место и роль образования. Вот я вчера был в коллективе молодых якутских айтишников, братьев Ушницких «МайТона». Группа была создана в недавнем прошлом. За короткое время «МайТона» прошла огромный путь, совершенно нехарактерный нашей среде – создание IT-индустрии. У ребят где-то 350 человек работают. Скоро, говорят, увеличат до 450-500. Они работают не только в Якутии, но и в Сингапуре, Китае, в центральных областях Российской Федерации. И намерения у них — еще расшириться, быть одной из компаний-лидеров по IT-технологиям. Они и зарабатывают неплохо, в среднем заработная плата, мне сказали, 150 тысяч рублей. В прошлом году они создали интеллектуальную продукцию своими способностями, своим умом, стоимостью в 4 миллиарда рублей. Мы постоянно говорим, что нам надо развивать IT-индустрию, IT-технологии. Это практически не зависит от места расположения, потому что продукция распространяется виртуально. Только нужны светлые умы. 21 век – век ума. Поэтому на образование нужно смотреть по-новому. За образованием идет человек, производящий продукцию. Далее ее коммерциализация – человек создает науку, которая должна иметь прикладную значимость. Ее приложить на производство, которое тоже должно быть коммерциализировано. Наш народ очень умен и талантлив! Только мы, родители, наша система несколько сдерживаем этот процесс. Поэтому необходимо пересмотреть отношение, определить место образования. Мы всегда тянулись к знаниям, но тот запас, который мы накопили, не отвечает современным требованиям. Именно родители и школа должны по-новому смотреть на этот процесс.