Большие планы малой авиации Якутии

0
160

Маганский производственный комплекс, входящий в состав АК «Полярные авиалинии», празднует свое 15-летие. В рамках юбилейной даты журналисты ЯСИА поговорили с директором МПК Юрием Мухаметовым, который рассказал о том, в каких условиях проходило восстановление малой авиации Якутии, есть ли у отрасли будущее, а также провел экскурсию по объектам.


Юрий Камальтинович Мухаметов – ветеран и почетный работник авиации Якутии, ветеран труда РФ.

Маганский производственный комплекс, входящий в состав АК «Полярные авиалинии», осуществляет эксплуатацию и текущий ремонт всех воздушных судов, оборудования, механизмов, сооружений, технических и транспортных средств, обеспечивает их безопасную работу. В комплекс входят АТБ, лаборатория ИАС, здание технической, ПАРМ, аккумуляторная, здание общежития-гостиницы, гараж и другие объекты. За весь период в производственную базу было вложено более 150 млн рублей.

22 сентября 2003 года генеральным директором авиакомпании «Полярные авиалинии» был издан приказ о создании в аэропорту Маган структурного подразделения «Маганский производственный комплекс». Этим же приказом Юрий Мухаметов был назначен его директором, который возглавляет предприятие по настоящее время. Когда в 2003 году он вернулся в Маган, вся база была уничтожена.

«В 90-х годах все начали оптимизировать. Было заброшено все производство, вертолеты и самолеты раздали главам муниципалитетов. Здесь был пустой, заброшенный аэропорт, здания порушены, полы разобраны, двери с косяками утащены, проводок и розеток не было, оконные рамы заколочены», — вспоминает Юрий Мухаметов.

Отметим, на базе аэропорта Магана до начала 90-х для обслуживания внутрирайонных перевозок действовало более 37 местных воздушных линий, связывающих районные центры с отдаленными наслегами, вертолетами обслуживались метеорологи, геологи, выполнялись санитарные задания. В 1993 году была создана НАК «Саха Авиа», в состав которой вошли аэропорты Якутии. По итогам 1995 года компания закончила с убытками 200 млрд рублей.

В 2003 году Юрий Мухаметов с единомышленниками начали работу по восстановлению производственной базы аэропорта «Маган», через некоторое время прибыли первая бригада техников, один самолет АН-2 и один МИ-8.

«Мы начинали с этой техникой выполнять полеты, дежурить круглосуточно по линии центра медицины катастроф. Но и население, и предприятия в то время были не платежеспособны, как таковой массовой работы не было», — рассказывает директор предприятия.

Забегая вперед, отметим, что на сегодня услуги «Полярных авиалиний» уже пользуются куда большим спросом, чем тогда. Как говорит Мухаметов, сейчас на стоянках бывшего Маганского объединенного авиаотряда уже не хватает места: некуда ставить новые воздушные суда. Совсем недавно по линии Минздрава РФ были в лизинг выделены пять вертолетов, выполняются правительственные программы по субсидированию перевозок, осуществляется круглосуточное дежурство пилотов, авиамониторинг пожаров и магистралей нефте-, газопроводов.

«Если в начале нулевых одномоментно в дневную смену работали 10 человек, то сейчас уже около 100. Это — авиатехники,вспомогательные и технические службы, водители, летный состав и так далее. И объем перевозок увеличился в десятки раз», — поясняет Юрий Мухаметов.

Он отмечает, что в 2000-х годах был кадровый голод: абсолютно некому было работать. «Никого не готовили – ни летных специалистов, ни техников. Остались одни старики. Окончательно потребность в кадрах была удовлетворена лет 5 назад. Сейчас уже некуда девать выпускников якутского летного училища из вспомогательных технических служб. Мы проводим тестирование, берем самых способных. Молодежи у нас очень много», — поясняет руководитель комплекса.

Маганский производственный комплекс — основная база подготовки воздушных судов «Полярных авиалиний». Отсюда выполняются рейсы на северо-восток и в Центральную Якутию. При этом у «Полярных авиалиний» имеются еще 4 филиала: Нюрбинский, Тиксинский, Батагайский и Зырянский, а также собственное Агентство воздушных сообщений.

На сегодня показатели говорят сами за себя: в 2003 году из аэропорта «Маган» выполнен 301 самолетный вылет, в 2017 году — 1300 вылетов (2700 пассажиров), за 8 месяцев 2018 года – 1030 вылетов. Сам парк воздушных судов «Полярных авиалиний» составляют: АН-24 – 6 судов, Ан-26 – 3, Л-410 – 5, Ан-2 – 8, Ан-3 – 6, РС-6 (Пилатус) – 1, DA-40 (Тундра) – 2, Ми-8 – 18, Ми-8 МТВ – 9.

Юрий Мухаметов не скрывает своей радости от того, что на сегодня силами авиакомпании выполняется ряд межулусных перевозок, многие из которых пользуются высоким спросом. Это напоминает ему о том, как активно в советское время население перемещалось на малых воздушных суднах.

«Мы нынче открыли пассажирский рейс по маршруту Маган – Амга. В 1978-1979 годы мы только на Л-410 выполняли по 8-9 рейсов в Амгу в день, в Майю на АН-2– по 15-17 рейсов. И сейчас в те же заброшенные аэропорты принято решение вернуться, возобновить эти полеты, приучить население, что мы летаем и будем это делать в дальнейшем», — делится собеседник.

Межулусные направления субсидируются при поддержке правительства. На сегодня билет по маршруту Маган-Амга стоит всего 1500 рублей. Полет занимает час. Также на днях принято решение о возобновлении полетов по маршруту Маган-Борогонцы.

В рамках интервью нам показали сам производственный комплекс и взлетно-посадочную полосу.

С аэродрома вылетает сверхлегкий самолет DA-40 (Тундра), оснащенный автомобильным двигателем Mersedes Benz. Длительность полета — от 5 до 6 часов. Внутри судна пассажиры, отправляющиеся на экскурсию на Ленские столбы. Экскурсия стоит 19 тысяч рублей, занимает 2 часа. «Некоторые делают в самолете предложения выйти замуж, поздравляют с днем рождения», — добавляет Юрий Мухаметов. Также DA-40 применяется для авиамониторинга лесных пожаров.

Рядом ведется техническое обслуживание самолета АН-2 — дедушки малой авиации. По словам директора МПК, содержание этих самолетов обходится очень дорого: они летают на очень дорогом авиационном бензине, стоимость которого составляет 150 рублей за литр. В России это топливо не продается, его закупают у Польши и других стран. Кроме того, на АН-2 и АН-3 практически невозможно достать комплектующие. «Специалисты поддерживают самолеты в надлежащем состоянии, но у любой техники есть предел. Вся надежда на самолеты, которые создаются на замену АН-2 — ТВС-2ДТС«, — отмечает наш собеседник.

В авиакомпании предвкушают приобретение новых самолетов ТВС-2ДТС (Байкал) из композитных материалов, которые должны прийти на смену пусть и крепким, но уже пережившим все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации самолеты АН-2. Новые самолеты должны запустить в серию в 2022 году.

Вертолет МИ-2 проходит обязательную для всех судов подготовку к зимнему периоду.

За 2017-2018 годы «Полярные авиалинии» получили пять новых санитарных вертолетов МИ-8МТВ с оборудованием, позволяющим оказывать экстренную медпомощь и обеспечивать функционирование систем жизнеобеспечения человека. В течение августа пилоты авиакомпании выполнили 95 санитарных рейсов, проведя более 350 часов в воздухе.

Отреставрированное здание Юрий Мухаметов называет своей гордостью. В помещениях был произведен ремонт, проведена огромная работа по монтажу и установке различного оборудования.

На втором этаже здания производится ремонт радиолокационного оборудования.

Как и наш герой, Валентин Петров трудится в Магане с 70-х годов.

Большинство сотрудников МПК работают по 12 часов по сменному графику 2/2. «У нас задача за субботу и воскресенье максимально все подготовить, чтобы самолеты не простаивали, особенно АН-24. Вне зависимости от состояния оборудования, надо его снять, привезти сюда и проверить, заполнить техническую документацию и потом вернуть все на самолет», — поясняет директор комплекса.

Новый ангар площадью 625 кв. метров, торжественный открытый месяц назад, позволяет обслуживать не только вертолеты, но и самолеты Пилатус, Л-410, Ан-2, Ан-3. Объект оснащен уникальным створом ворот, который открывается и закрывается за время до 2 минут, что весьма актуально для качественной работы техников в суровых зимних условиях Якутии.

Необходимо пояснить, что в ангаре производится периодическое обслуживание, в которое входит ряд технических работ. В них задействованы специалисты по двигателю, электрорадиооборудованию, мойщики, служба технического контроля, инженеры. Например, ремонт воздушного судна при налете 75 часов занимает в среднем от 2-3 дней. Однако в зависимости от налета и типа воздушного цифра время обслуживания меняется.

«Для нас это уникальное, долгожданное и нужное сооружение. У нас коллектив привыкший, но все-таки человеку комфортнее крутить гайки в условиях комнатной температуры, а не в -50 градусов. Но от обслуживания на улице мы все равно никуда не уйдем. Во-первых, ангар вмещает лишь один самолет. Во-вторых, предполетная и послеполетная подготовка воздушных судов проводится непосредственно на стоянке. Ребята у нас привыкшие, экстремалы», — говорит Юрий Мухаметов.

Также нам показали гараж со спецмашинами — ЗИЛами 70-х годов выпуска, которые обеспечивают обогрев самолетов и вертолетов в холодное время года.

Вспоминая всю истории АК «Полярные авиалинии», Мухаметов отмечает, что предприятию очень везло на генеральных директоров: «Первые гендиректора сумели заложить базис, который мы сейчас имеем, особенно Андрей Васильевич Корякин. Немалый вклад и в производственную деятельность, и в получение кредитов, конечно, внесло правительство».

Собеседник отмечает, что сейчас авиакомпания располагает высоким техническим потенциалом: «Мы обеспечены кадрами. Мы готовы работать, летать, восстанавливать маршруты, увеличивать объем перевозок. Но население пока не готово: мы в свое время высокими тарифами отучили народ летать. Мое самое большое желание сейчас, чтобы полноценно заработал аэропорт Маган, чтобы были пассажиры, чтоб все гудело, звенело, взлетало, садилось, как было в советское время. Тогда и мы довольны будем, и население».